О земном и о небесном. Подготовка к церковным таинствам

3 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Первые дни Рождественского поста на дворе. Хочу предложить такую тему: строгость в подготовке к церковным таинствам.

– Как только начинается время поста, этот вопрос становится, пожалуй, самым актуальным. Как строго нужно поститься? Кому можно делать какие-то послабления, а кому нельзя? И, конечно, естественная часть поста – это таинства, то, что нас готовит к внутренним изменениям. Я думаю, эта тема будет очень интересна сегодня.

– Начнем с главного таинства – таинства Причастия, оно выделяется в церковной иерархии. Какие правила подготовки к причастию на сегодняшний день?

– Когда мы говорим о строгости, нужно понимать, что строгость – это не мое строгое отношение к другим людям, а прямой и очень честный взгляд на самого себя прежде всего. Когда ты оказываешься перед набором своих болезней, своих кривд, тогда ты очень строго к себе относишься, становишься и судьей, и прокурором для самого себя.

Строгость – это не тогда, когда я к другим вдруг сразу поменял свое отношение; мол, сейчас строгое время поста, поэтому с вами я буду совершенно другим. Это прежде всего то, когда ты оказываешься словно в больнице перед совершенно простым и понятным вопросом: а каков я? что нужно во мне подправить, изменить? И тогда ты решаешься на самые крайние меры. Начинаешь себя ограничивать во время поста в еде, начинаешь побуждать себя к большим духовным упражнениям, к собственному молитвенному подвигу, к чтению. Ты начинаешь изменять образ своего мышления. Или, скажу по-другому, – быстроту своей жизни: начинаешь эту быстроту замедлять, рассматривать жизнь не как из окна быстро бегущего поезда, а начинаешь замечать тех людей, которые находятся рядом с тобой. Вот это и есть строгое к себе отношение. И, конечно, это правила, которые в это время налагает на себя человек.

– При подготовке к причастию, как я понимаю, должен быть все-таки один стандарт. Я встречала, что в разных храмах немножко по-разному.

– Все зависит от подготовки самого человека к этому. У каждого есть свой опыт сложившейся жизни. Приведу пример, который поймут те, кто живет здесь, на Кавказе. Человек впервые приходит к снежному склону и хочет встать на лыжи или на доску. У каждого есть свой уровень подготовки, свой опыт, который он уже приобрел в этом виде спорта, и в зависимости от этого он выбирает дорогу, по которой будет катиться.

Пусть простят наши собеседники этот пример, но то же самое происходит в духовной жизни, если так можно сказать. У каждого есть свой опыт подготовки к духовной жизни, своя глубина сердца, своя высота души, своя чистота и прозрачность собственной совести. Когда человек избирает путь во время поста, связанный с какими-то ограничениями, изменениями, подвигом, он, естественно, основывается на этом опыте. И он спрашивает у священника благословения, как ему провести это время.

Есть люди, которые только в первый раз начинают поститься. И если сейчас же потребовать от них поститься так, как прописано уставом монастыря, такой строжайший пост и молитвенное правило для некоторых окажутся очень сложными, потому что они к этому совершенно непривычны. Поэтому для таких людей делается не послабление, а предлагается другой путь, по которому человеку будет идти не столько удобнее или комфортнее, сколько безопаснее. Тогда этот подъем будет вполне по силам, человек не надорвет свои духовные внутренние силы. И самое главное, этот подъем, крутизна уклона не остановят человека в желании достичь заветной цели.

– То есть каждый человек – это индивидуальная история? Или есть все-таки список: беременные, дети?..

– Знаете, это как в общественном транспорте: все одновременно заходят в пространство общественного транспорта, но для каждого в нем есть свое место – и для беременных с детьми, и для пожилых людей, и для молодых. И каждый это место определяет, руководствуясь не только надписью на стекле, что это место для людей с ограниченными возможностями или для пассажиров с детьми, а еще и собственной совестью. Например, тебе нужно уступить другому человеку место, когда видишь, что он слаб, что плохо себя чувствует. Тогда на себя берешь некоторый подвиг, чтобы облегчить страдания этого человека, поддержать его: он садится, а ты стоишь.

Вот так же и постом: кто-то берет на себя особый, сугубый подвиг в молитве о своих детях, о своих друзьях. Жена для супруга, для своего мужа делает какое-то условное послабление дома, при этом сама постится более строго. Как в том примере, который мы привели: уступает свое место в общем автобусе, который едет в одном направлении.

– Почему опасно (не знаю, правильное ли слово употребила) подойти к Причастию неподготовленным?

– Это то же самое, когда ты в своей жизни делаешь что-либо совершенно неосознанно. Тогда этот шаг будет для тебя если небесполезным, то, во всяком случае, малозначительным. Тогда  просто потеряешь возможность приобрести больше, чем  мог бы приобрести.

В жизни самым вкусным плодом, пожалуй, является тот, над которым ты старался. Даже если  не растил его у себя на огороде, ты трудился, чтобы приобрести его. Все то, что  приобретаешь через свой труд, через свое стремление к этому, несомненно, несет большую пользу.

Подготовка к причастию – это ведь не просто внутренне подумать о том, к чему ты приступаешь; это еще высвободить в себе место для Великого и Славного Гостя. Это не просто принять Тело и Кровь в себя, но найти в себе пространство для этого Света, подготовить место. Это как встреча дорогого гостя, который приходит к тебе в дом и видит, что его ждали. Тогда этот гость, войдя в дом, радуется вместе с тобой, чувствует эту искреннюю любовь.

А когда просто открывается дверь и говорят: «Ой! Вы уже здесь? А мы, в общем-то, особо и не ждали. Ну, заходите, конечно, найдется для вас место», – скорее всего такое общение будет очень кратковременным, как будто украденным друг у друга, и вряд ли принесет большую радость.

– Можно выделить что-то самое главное в подготовке к причастию? Кто-то говорит, исповедь – самое страшное. Кто-то говорит, выдержать бы пост...

– Самое главное в подготовке к причастию – преодолеть собственную лень и ложный страх; лень сделать в своей жизни что-то полезное, доброе и страх перед изменениями. Не нужно бояться меняться. Мы как-то вспоминали в передаче один советский фильм, где героиня говорит: «Теперь вот так я буду выглядеть всегда». Не нужно бояться полюбить, не нужно бояться простить, не нужно бояться поверить вновь, не нужно бояться вновь встать на ноги с колен. Не нужно бояться, что ты упадешь, что тебя предадут, что над тобой посмеются. Вот это самое главное.

Рождественский пост – это еще устремление к рождающемуся Христу. Не нужно бояться делать первые шаги в эту ночь, потому что тот, кто идет в эту ночь, обязательно встретит рассвет вместе с Рождеством Христовым.

– Одно из правил подготовки (это можно прочитать в любой статье) – со всеми помириться перед причастием. Если обидел человека – иди и попроси прощения. А если обидели тебя, прощения никто просить не собирается, обида в душе – с таким чувством можно идти на таинство?

– Просто этой обиде нужно найти правильное место. Знаете, когда я на кого-то обижаюсь, сначала это может вызывать во мне какое-то раздражение по отношению к этому человеку, нежелание видеться с ним, слышать его. Когда проходишь мимо этого человека, постоянное укорение: «Как же так? Обидел и не заметил». И если эту обиду поставить на корму своей жизни, то она вечно будет сбивать курс, будет маячить – и я в конце концов могу нарваться на рифы.

А можно эту обиду поставить совсем в другое место – там, где дует ветер. Пусть она надувает мои паруса в том смысле, что благодаря этой обиде я начну молиться за этого человека и всю свою внутреннюю силу направлю на то, чтобы искренне пожелать этому человеку блага, отдать его в руки Божьи. Тогда мое движение будет намного безопаснее.

– Правила поведения после причастия. Насколько они строгие?

– Благодарить. Вспомните, как учат родители. Кто-то подарил подарок ребенку (начиная от конфетки до чего-то более серьезного в серьезные годы), всегда родители говорят своим детям: «Скажи спасибо». И это «спасибо» нужно не тому человеку, который его услышит (хотя, несомненно, ему это будет приятно). Это «спасибо» нужно тебе самому, чтобы ты знал, что в твоем счастье всегда участвуют и другие люди, и когда ты их благодаришь, твое счастье навсегда останется с тобой. Мое «спасибо» – это счастье, подаренное другими людьми, оставшееся со мной.

После причастия – благодарность прежде всего. Это когда я не спешу надеть старую и грязную одежду, а когда я изменился, стал светлым, когда во мне что-то поменялось и я понимаю, что теперь эта одежда, как старая жизнь, уже не для меня – даже в гардероб не буду ее вешать, а просто выброшу. Это было в прошлом, больше в эти штанишки я не помещаюсь. И я должен найти для себя другую одежду, которая будет соответствовать моей новой жизни, тому, как теперь я живу. И это тоже моя благодарность Богу: спасибо, что Ты мне подарил эту новую одежду.

– Очень много вопросов возникает по поводу подготовки детей к исповеди и причастию. Кто-то советует нечасто водить, кто-то, наоборот, – чаще. Какие правила? До какого возраста ребенок должен приходить на причастие натощак? Когда он должен начинать что-то читать? После причастия малыши не могут вычитать благодарственные молитвы – должен ли родитель делать это за детей? Поясните, пожалуйста.

– Я всегда радовался и радуюсь родителям, которые своих детей приводят в храм, потому что тогда они вместе с детьми выполняют свое молитвенное правило и сами становятся как дети. Тогда всё немного проще. С одной стороны, потому, что это не может быть долгое последование. С другой стороны, это важнее тем, что это короткое время молитвы ты должен пережить с каким-то особым внутренним духовным подъемом. Это когда ты ребенку, в отличие от взрослого друга, недолго о чем-то говоришь, а очень коротко, но говоришь настолько глубоко, искренне, что ребенок этим словам  верит больше, чем долгим и убедительным  текстам.

То же самое и молитвенная подготовка к причастию. С ребенком нужно обязательно немного помолиться, ребенок должен испытывать и знать опыт этой молитвы. Пусть это будет одна молитва, прочитанная вместе с папой и мамой. Пусть будет несколько молитв, каждый прочтет по молитве, но для каждого в этой общей молитве будет место. Это очень здорово поддержит ребенка.

Что касается возраста исповеди, то это возраст осознанного рассуждения ребенка. Как только вы видите, что ребенок начинает осознанно рассуждать, это означает, что пришло время еще одного серьезного разговора о том, что такое хорошо и что такое плохо.

– Владыка, большое спасибо. Совершенно незаметно пролетели пятнадцать минут, и, конечно, осталось много вопросов. Если Вы не против, продолжим во время Рождественского поста говорить о таинствах.

– Да, так и продолжим начатый пост.

– Ну а сейчас – Ваше слово.

– Дорогие братья и сестры! Я тепло, всем сердцем поздравляю всех нас с начавшимся Рождественским постом. Хочу пожелать, чтобы это путешествие к Рождеству каждому из нас подарило новых друзей, новые дороги, новые надежды. Чтобы к рождественскому вертепу мы пришли не одни, а большой, дружной семьей – с теми, кто нам дорог, с теми, кого Бог послал нам в нашей жизни. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​