О земном и о небесном. Слово "нет"

29 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, давайте сегодня поговорим о слове «нет». Иногда в жизни так сложно сказать «нет». Легче сказать «да», а потом мучиться с последствиями. Что это: трусость, желание нравиться, боязнь быть плохим для остальных?

– Мне кажется, это последствие того, что человек слово «нет» очень редко говорит самому себе и не останавливает себя в том, что давным-давно стоило бы оставить, от чего стоило бы отказаться или поменять это. Все откладывает это на какое-то удобное время. Вот придет старость, выйду на пенсию… Или поеду в отпуск и тогда прочитаю эту книгу. И все время ищет какие-то оправдания,  ищет это время и не находит его и не говорит себе «нет».

И тогда бывает так, что не хватает духу сказать это «нет» другим. А ведь об этом прямо сказано в Священном Писании: Да будет ваше слово: да, да; нет, нет. Никаких полутонов. Да или нет. А если мы вступаем в диалог со своей совестью, когда стоило бы сделать то, что она говорит тебе, мы становимся слабыми. И тогда человеку становится очень сложно сказать другому «нет».

– А Вам что помогает уверенно говорить «нет», даже когда это очень трудно?

– Помогает та евангельская цитата, которую я привел. Нет – как принятое решение, когда речь идет о категориях «хорошо» или «плохо». Нет, этого делать нельзя. Если это «нет» помогает человеку сохранить свободу от греха, от зависимости, то оно должно обязательно прозвучать.

– А если человек понимает, что его «нет» обидит близких; может, он вообще без друзей останется, все отвернутся. Но он знает, что прав. Стоит ли жертвовать своими принципами?

– Трудно однозначно ответить, потому что не понимаешь область, в которой человек произносит это «нет». Все нужно взвешивать и соотносить, что это за выбор, о чем идет речь. Если человеку говорят, что он ошибается, а он возражает: «Я прав, должно быть по-моему, потому что я так решил», – что ж, оставайся со своим выбором. Дай Бог, чтобы этот выбор помог тебе остаться свободным. Но если этот выбор приносит нестерпимую боль другим людям, то нужно обязательно на это обратить внимание, что это за выбор.

– Может ли священник сказать «нет» и отказать человеку в проведении духовных таинств? Например, в таинстве Венчания?

– Может. И даже должен это сделать, если речь идет о ситуации, когда человек совершенно не подготовлен к этому, когда для него участие в таинствах Церкви – это всего лишь внешний обряд, ритуал и не более того. Если священник видит в человеке отсутствие искренней веры, которая основана на раскаянии, желании поменять свою жизнь, на покаянии в том, что он сделал, тогда преподание таинств не имеет никакого смысла. Более того, это может стать предметом осуждения и того человека, который дерзает к ним приступать, и того священника, который, зная, что человек не готов, нисколько себя не поменял, совершает это по каким-то причинам. Священник тоже подпадает под осуждение Божье.

– Священник сам принимает решение, говорит «да» или «нет» или это решение правящего архиерея?

– По-разному бывает. Есть случаи, когда священнику достаточно самому в этом разобраться. Но если он сомневается, обязан об этом сказать своему архиерею. Совсем недавно ко мне подошел священник и спрашивает: «Человек хочет крестить ребенка исключительно ради обряда, чтобы тот не болел. И совершенно не понимает значимость самого крещения». Конечно, священник прежде всего вступил в разговор с этим человеком и не сразу крестил ребенка, пока доходчиво не объяснил, отвечая на многие вопросы, для чего это делается и что это означает для самих родителей.

– А если человек бросает вызов обществу, говорит «нет» всем  и делает это публично? Если он раскаялся, его исповедь тоже должна быть публичной?

– Несомненно. Когда человек публично порицает, нарушает, презирает существующий порядок  и закон, то этим он смущает многих людей. И для кого-то это станет большим-большим  соблазном. А когда он понимает это и начинает исправляться, он должен помочь исправиться и тем, кто через него соблазнился. Значит, он должен им сказать о своем изменении и попросить у них прощения. Такое покаяние, несомненно, должно быть публичным.

– Когда появилась тайная исповедь?

– Если вспомнить древнюю историю нашей Церкви, первые христиане исповедовались публично. Во-первых, все хорошо друг друга знали, и публичная исповедь становилась еще обозначением просьбы: «Помогите мне в этом исправиться, я согрешил». Община знала о проступке человека. Это не только не соблазняло общину, а, напротив, горя глубокой ревностью и искренней любовью, община помогала исправиться этому человеку. Что называется, все бросались ему на помощь.

Надо отметить, что это происходило  в период гонений на Церковь. А когда этот период закончился,  когда Церковь стала многолюдной, стали появляться новые общины, люди перестали хорошо знать друг друга в одной общине. И появилась частная исповедь. Однако  когда кто-то из прихожан совершал какое-либо действие, соблазнившее других, такого человека понуждали публично попросить прощения за совершенное. Когда человек раскаивался.

– Часто люди боятся сказать «нет», когда их просят быть крестными или свидетелями на венчании, потому что боятся последствий, что навредят себе. На самом ли деле это так? Можно ли говорить «нет» в этих ситуациях?

– Конечно, это всегда собственный свободный выбор. Но прежде чем сказать «нет», нужно поблагодарить родителей за доверие. Ведь если тебе доверяют ребенка, говорят: «Стань крестной мамой моего ребенка», – это говорит о многом, о том, что ваши отношения, ваша дружба приносят большую пользу. Искренне надо поблагодарить за это.

Нет никакого правила, которое бы обязывало человека это делать. Это совершенно свободный выбор.

Человек может отказаться от этого, обосновать свой отказ и искренне засвидетельствовать, что это не станет причиной не любить ребенка, не помогать ему, не молиться о нем или как-то изменить к нему свое отношение.

– Прочитала интересную статью, в которой психолог размышляет, как правильно сказать «нет», и приводит пример, что самое правильное «нет» у профессора Преображенского в романе «Собачье сердце», где он отказывается покупать журнал. Если мы вспомним эту сцену, то «нет» звучит мягко, но уверенно. Но этим он очень сильно раздражает оппонентов; наверно, больше, чем если бы он кричал. Получается, профессор выводит из себя своих оппонентов; это же не по-христиански. Кто же прав?

– Знакомая с детства история – сколько раз внутри все бушевало, когда мама говорила: «Нет, не пойдешь гулять, садись за уроки». Я вспоминаю те свои переживания и внутреннюю бурю эмоций. Со временем понимаешь, что тебе в чем-то отказывают или что-то запрещают не потому, чтобы показать свою власть, а для твоей собственной пользы. Что успокаивало? Ты же все равно видел любовь своей мамы и прекрасно понимал, что не нарушил самого главного. В этих ситуациях нужно так же поступать.

Даже когда мы говорим «нет» (а иногда это самое мощное и нужное лекарство), мы не говорим «прощай», не говорим: «Больше не нужен, можешь уходить».  Мы не закрываем за собой дверь. Мы всего лишь обозначаем: «нет, я не могу этого сделать» или «я не позволю это сделать тебе». И тогда такой ответ принесет самую большую пользу и для того, кто произносит, и для того, кто слушает.

Всегда можно продолжить разговор, не выторговывать «да», а объяснить свое решение. «Ты мне слишком дорога, твое отношение ко мне очень дорого, именно ради этого я говорю: нет». Не от ненависти, а от любви, не от безразличия, а от искренней заботы.

– Всем известна пословица: на нет и суда нет. В этом есть какой-то глубокий, может быть, христианский смысл?

– Эта пословица говорит о предмете обсуждения: если его нет, то и  обсуждать не будем, судить не будем. Но Суд Божий будет, где прозвучат все наши «да» и «нет». Дай Бог, чтобы те «нет», которые мы произносили, стали оправданием нашей жизни, чтобы эти «нет» делали нас по-настоящему свободными от греха и мрака.

Дорогие братья и сестры! «Нет, не перестану любить, не перестану дружить, не перестану молиться о тебе». Пусть такое «нет» часто звучит из наших уст по отношению к другим людям. И пусть «нет» останавливает нас самих: нет, что-то надо менять, нет, дальше так продолжаться не может. Пусть это «нет» в нас останавливает тьму, смерть, уныние, пустоту. И да поможет Господь каждому из нас делать правильный выбор.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы