О земном и о небесном. О страхе

27 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Сегодня у нас страшная тема: давайте поговорим про страх.

– Будем бояться вместе. Как говорится в известном мультике.

Давайте вместе. Первый вопрос: состояние страха – это естественное состояние человека? Свойственно оно ему?

– Конечно, свойственно. В Священном Писании мы можем найти много моментов переживания страха, когда человек боится. Это естественное свойство связано как с внутренней жаждой сохранения жизни, борьбой за жизнь, так и с некоторым началом, как об этом говорит Священное Писание: Начало премудрости страх Господень (Пс.110,10). Это то самое чувство, которое позволяет нам бороться со своими страстями, с одной стороны, и приобретать добрые навыки, с другой стороны. Человек останавливается и говорит: «Дай-ка я подумаю, что-то мне страшно…» И он начинает искать в себе силы для преодоления каких-то обстоятельств.

– Человек может ничего не бояться? Бывают такие случаи?

– Я таких не встречал. Конечно, есть такие, которые на камеру скажут: «Да, я вообще ничего не боялся». А потом, когда выключат софиты, скажет: «Вы знаете, мне было так страшно!»

Бывает такой момент, когда речь идет о мгновенном решении. Ты идешь и слышишь плач ребенка из дома, объятого пламенем, спасатели еще не приехали. И в этот момент не размышляешь, слышишь плач – и это крик всей твоей совести. И ты бросаешься, чтобы спасти человека. Или видишь, что сейчас произойдет трагедия, и выталкиваешь человека с железнодорожного полотна или из машины; не успеваешь даже испугаться – работаешь на то, чтобы помочь какому-то человеку. А когда реально человек подходит к какой-то линии (чтобы получить дозу адреналина, в том числе через преодоление страха (говорят: «преодолеть свой страх») – прыгнуть с какой-то резинкой-тарзанкой или ради интереса с парашютом, не выполняя при этом никаких профессиональных задач), то здесь большой вопрос: «А стоит ли заходить за грань преодоления страха, стоит ли такому риску подвергать свою жизнь?» А самое главное – для чего? Ради хорошей фотографии, а потом хвастовства? «Я смог, я не побоялся». Тогда это скорее всего не подвиг, это то же самое следование страху, только изнанка его.

– Сейчас Вы описали свои чувства: когда видите ситуацию, бросаетесь на помощь не думая. Далеко не все такие. Как часто бывает: человек вроде понимает, что он должен, но его сковывает страх, он сдвинуться с места не может. Он проявил малодушие?

– Трудно сказать. Иногда есть вещи очевидные. Действительно, бывает, человек настолько скован... Я могу и к себе такие моменты отнести, когда сразу не можешь отреагировать на происходящую ситуацию. И это не столько страх тебе не позволяет с места сдвинуться, сколько, может быть, какое-то недоумение от происходящего. Потом ты понимаешь, что в том числе это был естественный страх. В такие моменты самым важным всегда остается  молиться. Ведь страх – это тоже вызов нашей внутренней силе, когда ты оставляешь свое пространство ума для надежды. Когда твоя логика упирается в стену и ты скован, тогда начнет работать твоя душа, которая эту стену сделает прозрачной. Ведь вера позволяет увидеть дальше, но еще увидеть в том числе сквозь какие-то проблемы, обстоятельства жизни и перестать их бояться, потому что они станут ясными и понятными.

– Вы немного начали уже говорить об этом, но не все правильно понимают словосочетание: «бояться Бога». Что это значит: забиться под кровать?

– Мне рассказывал один священник, что когда он был маленьким и видел икону с изображением благословляющей десницы, бабушка ему говорила: «Вот ты балуешься, и Боженька пальцем грозится на тебя». А это был обычный благословляющий жест, изображающийся на иконах Спасителя. Со временем, конечно, я вырос и понял, что это не угроза пальцем, а благословение. Бояться Бога для некоторых очень полезно начинать с того, что ты будешь бояться наказания. Ведь все равно однажды за все придется заплатить. Как говорит пророк: Веселись, юноша, в юности твоей… но знай, что за все это Бог приведет тебя на Суд (Еккл. 11, 9).

Не в том смысле, что за ухо поймает и скажет: «Ну-ка, иди сюда!» А в том смысле, что все, что ты сейчас нагородишь, наговоришь, наделаешь, – это будет твое. И бояться Бога в этом смысле означает столкнуться с собственным грехом, столкнуться с тем, в чем ты не успел раскаяться, исправиться. Бог тебе твое вернет. Он следом за тобой идет и все собирает, что ты не собрал. Все исправляет, что ты не исправил. Но потом все это отдаст тебе. И с этим ты столкнешься. Вот в этом смысле и нужно бояться Бога. Бояться нарушить Его заповедь, обидеть Того, Кто так тебя любит. Ты боишься, что твой поступок станет тенью в присутствии Света, боишься, что через тебя, как через тень, кто-то очень плохо разглядит Его Самого, что через тебя кто-то соблазнится о Нем. Это тоже естественный страх, который помогает быть прозрачным, светлым.

– А «да убоится жена мужа своего». Тут как?

– Здесь всегда очень много дискуссий. Когда я совершаю таинство Венчания, мы с друзьями потом об этом много рассказываем и показываем примеры, как тут должно быть. В этом смысле бояться прежде всего – это слушаться. Это значит быть послушным друг другу. Бояться – это не о боли; мол, если что, ты у меня получишь. Бояться – это не о каком-то возмездии. Бояться – это значит прислушиваться. Это своего рода затаившееся дыхание, чтобы слушать, куда идти. Скорее к этому можно отнести это повествование. Бояться мужа – это значит слушаться его.

– Бывает так, что прихожане боятся священнослужителя. Говорят: «Ой, такой строгий батюшка, не пойду я к нему».

– Бывает, конечно. Бывает, и священники боятся прихожан. Потому что бывают ревниво-настойчивые и гневливо-требовательные прихожане. Всякие бывают. Храм – это пространство больницы, и не здоровые нуждаются во враче. Поэтому иногда приходит человек с такой болью, с таким внутренним ранением сердечным и душевным! И такое бывает. Это естественно. Человек нередко реагирует на какое-то внутреннее ощущение. А дети? Кстати, сейчас я меньше стал замечать, что боятся людей с бородой. Сегодня бороды, слава Богу, стали носить мужчины не только в сане. Речь ведь, наверно, идет о естественной дистанции с другим человеком, который представляет другую культуру, традицию. И это нормально. Приостановиться, чуть подождать со стороны, взять какую-то паузу, чтобы постараться что-то понять, рассмотреть, разузнать, а уже затем сделать следующий шаг. И в этом нет ничего ненормального.

– Как понять священнику, что пришел человек не просто с какими-то страхами, а с психическими отклонениями? Бывают такие случаи? Что Вы делаете тогда?

– Бывают, конечно. Ты начинаешь общаться с человеком и понимаешь, что ему нужна не только духовная, но и психическая помощь. Естественным образом любой священник начинает настраивать такого человека, чтобы он продолжил лечение. Очень часто и я тоже в своем арсенале имею таких врачей, к которым советую обратиться. И, если возможно, договариваюсь, чтобы с ним побеседовал этот специалист. В этом смысле у священника самая важная задача в том, чтобы подарить надежду: что бы с тобой ни сделали обстоятельства (или, правильнее сказать, как бы ты ни поддался обстоятельствам, как бы тебя ни истоптали, ни изуродовали), ты всегда можешь вернуться к своему человечеству. Это самое главное призвание священника – дарить надежду. Об этом говорит Священное Писание. Пророк говорит: наказывая, наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Он наказал меня за то, что я заслужит. Наказал – значит наставил, подлечил, но смерти не отдал меня. То есть не отдал меня забвению, не вычеркнул меня из книги живых, не стал на меня смотреть как на мертвеца, окончательно испортившегося человека, ни на что не пригодного. Вот это самое важное – отношение к страху и к наказанию за свои поступки.

– Банальный вопрос, но постоянно на поверхности: «Я боюсь идти на исповедь». Вы когда-нибудь встречали того, кто не боится?

– Только если человек не знает, что такое исповедь. Или это те, которые убеждены в своей святости, когда они идут на исповедь, отталкиваясь от того, что сделали соседи: «Вот я сейчас и про них расскажу. Ну, что я? О них у меня есть что сказать». Тогда да, это совершенно бесстрашный человек.  Но такому бесстрашному Господь посылает бесстрашного священника. Опытный священник знает, как разговорить такого человека не о соседях, а прежде всего об облегчении собственной совести.

Надо сказать, есть понятие ложного страха – как раз это касается исповеди, когда человек боится исповедовать свои грехи, чтобы не показаться плохим в глазах священника, особенно того, которого знает лично или который знает его. Это все равно как прийти к доктору и сказать: «Я болею, но посмотрите на меня просто и пропишите что-то. Больше я ничего не скажу о своей болезни, чтобы Вы чего плохого обо мне не подумали». Это называется ложный страх. В таких случаях нужно понимать, что этот ложный страх – то ложное чувство, которое дьявол навевает человеку, чтобы не дать возможности сделать смелый шаг.

Когда человек боится меняться, боится отказаться от своих привычек – это тоже страх. Говорят: «Боюсь потерять свою компанию, с которой мы каждую пятницу  очень хорошо собираемся вечером и до воскресенья». Это ложный страх, но тоже страх. Боюсь показаться в глазах этих людей другим человеком; они потом меня осудят или ко мне отнесутся как к неискреннему. Это тоже ложный страх. Когда перед тобой шаг к Свету – всякий страх опасен. А когда перед тобой шаг в бездну – всякий страх полезен.

– Страх, который испытывают родители за детей. Как с ним быть? Он вообще нужен?

– Для начала нужен! Но он должен трансформироваться. Он не должен оставаться страхом, чтобы потом не стать страхом детей. Пусть этот страх, оставшись пространством напряженным, станет поводом для того, чтобы напрячь свою веру, начать молиться. «Я боюсь за тебя, но чтобы не бояться, – скажет мама своему сыну при благословении, –  буду молиться за тебя. А ты будь очень осторожен». Для сына будут две важные вещи: да, за него переживают, но за него и молятся. И тогда, я верю, это поможет ребенку преодолеть любые страхи в его собственной жизни.

– В своем заключительном слове развейте, пожалуйста, страхи у всех.

– Развеять бы их в себе самом... Спасибо Вам за нашу беседу. Всегда Господь общается с нами таким удивительным, живым словом и в Своем Евангелии многократно повторяет: «Не бойтесь, Я с вами». Как бы мы сами ни потерялись и как бы глубоко ни оказались, мы всегда можем найти Его – Он везде и всегда с нами. И это должно помогать выкарабкиваться. Это не просто дарит нам надежду, это дарит нам право оставаться людьми. И дай Господи, чтобы те, кто рядом с нами, никогда не боялись быть преданными и забытыми нами.

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать