О земном и о небесном. Ложные святыни. Часть 2

20 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Мы обещали нашим слушателям продолжить тему: «Ложные святыни». 

– Я знаю, что она вызвала еще больше вопросов. 

– Может быть, и третья часть у нас появится. Но пока вторая. Сейчас в Интернете очень популярна молитва (если можно так назвать): «сны Богородицы». Люди задают вопросы: «Можно ли это читать? Как и в чем это помогает?» Где-то в объяснениях я встретила, что это оберег на все случаи жизни. Само слово «оберег» вызывает вопрос. Что это такое? 

– Мы как-то говорили об этом, но, думаю, будет правильно повторить еще раз. В пространстве духовной жизни каждый человек ищет опору, то, на что стоило бы опереться. Этой опорой является наш внутренний духовный мир. В Евангелии Христос прямо говорит: Царство Божье внутри вас есть. Но тогда, когда мы его в себе никак не можем отыскать (или, правильнее сказать, когда оно завалено складом всякого рода совершенно ненужных, пустых данных обещаний, слов, страхов, ошибок и прочего и мы никак не можем его расчистить, разгрузить), мы начинаем искать другую опору. Как раз тогда и появляется вера в какие-то обереги, внешние знаки, которые непременно якобы тебя сохранят. И только потому, что опора внутренней точки завалена, она кажется тебе непрочной. Вот эти молитвы, упомянутые Вами, так называемые «сны Божьей Матери», являются не чем иным, как заговором. Кстати, само слово «заговор» означает некую договоренность с какими-то злыми силами. Так и есть. Ничего общего с православной традицией (а самое главное, с правдой) они не имеют. 

В чем суть заговора? Там вспоминаются или приписываются Божией Матери события, которые никогда с Ней не происходили. Ничего подобного не было. Ни на какие острова Она не ходила и никакие кости рабов Божьих там не промывала. А все это употребляется в так называемом «молитвословии» как некое свершившееся действие. Проще говоря, когда относят свою надежду к вещам, которых не было, то есть к вымыслу, ко лжи, тогда совершенно очевидным становится ответ, кто является отцом всякой лжи и неправды. Мы это знаем – дьявол. Таким образом, все так называемые «молитвословия» не что иное, как обращение к неправде, к дьяволу, и они очень вредны для человека. Более того, они крайне опасны. Как правило, всегда заговорщики становятся соучастниками одного общего наказания. 

– А иерусалимские свечи? Люди слышат прилагательное – «иерусалимские» и считают, что вопросов быть не может. И еще они разные по цветам: красные для счастья, желтые к богатству и так далее. К этому как относиться? И почему появилось такое почитание? 

– К большому сожалению, сегодня нельзя не говорить о парадоксе, в котором мы живем, – это религия лавочников, тех, кто продает предметы, связанные с естественными потребностями человека (начиная от пищи для тела и заканчивая потребностями души). Пожалуйста, на все случаи жизни у нас готовы специальные приспособления, предметы, которые обязательно вам помогут, только приходите к нам и покупайте. Религия лавочников, к большой трагедии, сегодня совершенно беспардонным образом, а самое страшное – с лукавым обманом обещанных каких-либо благ вторгается в сферу духовной жизни. 

Все знают, что Иерусалим – это святое место для всех христиан. Для каждого верующего человека – это особо видимый знак, если так можно сказать, его присутствия в Иерусалиме. И тут появляются эти самые лавочники, которые говорят: «А вот еще есть свечи разных цветов. Они все, конечно, из Иерусалима. Но если вы зажжете ту или эту, то сработает вот это, здесь и здесь вам будет счастье и радость. При этом вам ничего делать не надо, просто покупайте и зажигайте, и все. А человеческое ведь рождается из собственных дел, из того, что я сам делаю для любви, для счастья своих родных, для надежности своих друзей. И уж свечки тут точно не помогут. 

Это некий образ разукрасить жизнь. Но, к большому сожалению, некоторые начинают свою жизнь приукрашать пустыми надеждами, и это нередко приводит к глубоким трагедиям. 

– Иерусалимский хлеб – это та же история? 

– Та же самая. Некоторым людям казалось, особенно если они относят себя к тем или иным традициям, что есть некие знания, которые недоступны всем. Мол, мы-то знаем, есть некие тайные знания, которые открыты для самых-самых избранных и только нам понятны. Но Христос, когда Своим ученикам говорил притчами, что им дано знать тайны Царства Божия, говорил не о каких-то особенных знаниях, а о правильном расположении их в сердце. Это то же самое, что сказать человеку: «Ты можешь это сделать потому, что подготовлен, твои мышцы натренированы». «Ты сможешь взять эту дистанцию, – скажет тренер своему ученику. – Другие нет». Это не означает, что ты особенный. Это значит, что ты правильно подготовил себя к этому. То же самое Христос говорил Своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, потому что ваше сердце умягчено, ваша совесть очищена, потому что ваша жизнь изменилась». 

А тайны Царствия Божия совершенно очевидны. Это не то, что скрыто в потаенных комнатах, это то, что Христос проповедовал с креста. Это безграничная и трогательная верность и любовь. И это, пожалуй, самая главная тайна человеческого счастья. Вот об этом Христос говорил Своим ученикам. А какие-то специальные молитвы, предметы, где-то специальным образом освященные, окропленные и прочее, – это надежда ничего не делать, но все иметь. Но она никогда не приносит плода. 

– А часто ли об этом консультируются со священниками? Или у людей мало сомнений возникает? 

– Возникает мало сомнений, когда противопоставляется определенный авторитет: «Это же со Святой Земли». У человека, может, даже не возникает желания что-либо спросить. Если со Святой Земли, значит, имеет определенного рода силу. Но, к большому сожалению, это приводит к тупикам в собственной духовной жизни. Поэтому было бы правильно у священника об этом поспрашивать. Даже если соседка тебе порекомендует замечательные новые таблетки, было бы правильнее спросить у своего лечащего врача: «Тут таблетки рекомендуют... Говорят, что очень помогает. А как Вы думаете?» Вот и здесь было бы хорошо спросить у священника: «С моим духовным здоровьем хватит ли мне сил осилить эти предложенные чудодейственные рецепты духовного счастья?» 

– А если святыня не ложная, истинная? Мы знаем, что когда в наш город привозили святыни, очереди стояли многочасовые. Становится понятным, что не столько людей приходит в храм или на праздник. Но к святыне пришли. Может, и не постятся. Это не ложный путь? Или так нельзя говорить? Все равно хоть один раз – и то хорошо, что пришли. Как Вы относитесь к такому? 

– Для меня это знак того, что мы не только телесные, но и духовные существа. Мы нуждаемся в духовном. Как бы хорошо и комфортно человек ни устроил свою жизнь, все равно чего-то ему не хватает, что-то внутри болит. Это «внутри болящее» есть наша душа, которая требует своей пищи. И она естественным образом к этому стремится… 

Мне один хороший знакомый рассказывал историю, когда он первый раз реально столкнулся с духовной жизнью. Никогда он особо не посещал храмы, не знал церковной жизни. Подруга посоветовала ему прийти к мощам Матроны Московской. И он говорит, что встал в очередь достаточно продолжительную. И вдруг в какой-то момент начал чувствовать особые переживания и от людей, которых видел, и от разговоров. Это было погружение в совершенно другую атмосферу. И все это впервые заставило его задуматься о тех вещах, о которых он никогда не думал. Первая реакция была – слезы от какой-то радости и досады одновременно. 

То же самое я наблюдал много раз у людей, когда приносили известные святыни. В том числе и в наш город приносили. Когда люди находились в пространстве другого мира хотя бы часок, то это пространство обнаруживали внутри себя. И обнаруживали такую его безграничность, если так можно сказать, что оно давало много сил, а самое главное – повод задуматься о том, чем мы наполняем это пространство. Что во мне является самым главным? Или какая надежда и любовь во мне никогда не перестанут независимо от внешних обстоятельств? Вот такие вещи, мне кажется, крайне важны. Как говорят человеку: «Вам надо отдохнуть». Если так можно сказать, это тоже определенного рода отдохновение души. То есть не принцип ничегонеделания, а потребность отдышаться. 

– Ко всем ли святыням нужно прикладываться? 

– Несомненно. Но мы должны понимать, что такое поклонение святыням. Вот ты взял в руки компас, и первая задача: найти свой путь, правильно определить стороны света. И когда ты правильно определил стороны света, в восторге можешь даже прижать этот компас к своей груди и сказать: «Наконец-то теперь я знаю, куда идти». То же самое и здесь, если сравнить. Ты подходишь к святыне и просто определяешь свое местоположение. Говоря современным языком, свою геолокацию: где ты сейчас находишься. А самое главное – куда идти дальше. 

А вот сам факт, прикладываешься ли ты к святыне рукой, губами или еще каким-то образом, уже зависит от традиций поклонения святыням. Я не раз замечал в наших храмах людей с другой религиозной традицией, которые приходили к чтимым образам; например, к Богородице. И я понимал, что они смотрели на эту святыню такими глазами, как смотрит человек, заблудившийся в лесу, на компас, который правильно среагировал, куда нужно идти, что делать дальше. Есть такие святыни, поклонение которым – воспоминания о связанных с ними событиях. То есть главное – не поцеловать их, а, прикоснувшись к ним десницей или взглядом, вспомнить те события, которые были с ними связаны; это как образ этих событий. К примеру, дары волхвов. Скорее это образ не для того, чтобы целовать золотые монеты, а чтобы вспомнить, как человечество было благодарно родившемуся в мир Христу. И попытаться себя почувствовать частью этих даров. А я являюсь ли даром для Бога или чем-то другим? 

– Спасибо за сегодняшнюю беседу. Вопросы еще остались. И я предполагаю, что нам придется записать третью программу. Может, мы получим вопросы от телезрителей. Тема очень обширна. А сейчас Ваше заключительное слово. 

– Спасибо за нашу сегодняшнюю встречу. Дорогие друзья, братья и сестры, будем бережно относиться к святыням, которые дает нам Господь как напоминание о Его присутствии в нашей жизни. А еще постараемся сами никогда не быть ложными святынями для других людей. Будем настоящими во всем, в своей вере, своей надежде и любви. И да поможет нам в этом Господь! До свидания. Мы обязательно увидимся. 

Ведущая Юлия Бычкова 
Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы