О земном и о небесном. Ложные святыни. Часть 1

13 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, Вы предложили в прошлый раз очень интересную тему – «Ложные святыни». Я думаю, что даже те, кто вообще далек от жизни церковной, с удовольствием послушают нас сегодня. Первый мой вопрос: само определение «ложные святыни» (я когда услышала первый раз, даже вздрогнула немножко) как вообще появилось? 

– Так же, как появляются понятия «ложные друзья», «ложные чувства», «обманутые надежды». Источник всех этих ложных чудес, святынь, друзей и обманутых чувств и надежд – диавол, который использует любую возможность, чтобы соблазнить человека, чтобы сделать его своим, чтобы перетянуть человека на сторону тьмы. И, что называется, не брезгует ничем: ни людьми, ни святынями. 

– Владыка, какие примеры? 

– Мы уже об этом не раз говорили, об источниках почитания святынь. И для нас, конечно, этими источниками почитания святынь являются и история нашей Церкви, и история Древней Церкви, Священное Предание и Священное Писание. В Ветхом Завете мы можем найти свидетельства. Мы знаем из Нового Завета, к примеру, апостолы исцеляли не только своим прикосновением по слову Христа Спасителя, но даже когда тень апостола Петра падала на больного человека, человек получал исцеление и облегчение в своих болезнях. То же самое, когда он давал как благословение снятые с себя платки и пояса, их передавали другим людям – и они получали от прикосновения к ним исцеление. 

Само понятие «святыни» очень глубоко и прочно связано в Церкви с ощутимым (если говорить языком современным) тактильным прикосновением к таинственному миру Божиему. Это некие предметы как знаки, которые прямо указывают нам на Бога. Они сами в себе не несут особой энергии или некой особой силы, но их посредством передается сила тем, кто, глядя на них, взирая на них, обращается к Богу. Эти предметы как бы становятся дверью, открывающей для человека новый мир. Но как можно ошибиться дверью, так можно ошибиться и (если так можно сказать) святыней. Некоторые люди начали использовать любовь человека к святыням или предметам, связанным с тем или иным святым угодником Божиим, и, злоупотребляя этим отношением, предлагают так называемые «ложные святыни» исключительно для своего собственного обогащения: экономического, политического – какого угодно. 

Древняя Церковь знает множество примеров, когда святыни передавались от одного государя к другому как знак особого расположения, как великий дар; человек делился самым сокровенным для себя, самым святым. Одно дело, когда дарили меч, и можно подарок расценить по-разному. Другое дело, когда дарили какую-то святыню, тем самым говоря: наши народы одной веры, одной надежды, одной святыни, а значит, для нас это долгожданный и желанный мир и сосуществование в пределах своих территорий, границ, традиций. Но нередко происходило так, что под этими святынями в том числе выдавались вовсе не святыни. И люди, спекулируя естественным желанием прикоснуться к этому свидетельству тех древних святых, которые жили на земле, выдавали под их видом нечто новое, придуманное, созданное ими специально, не имеющее никакого отношения к этому святому. 

– Владыка, а кто сейчас занимается этим распознаванием? 

– Этим Церковь занималась всегда – и в древности, и сейчас, но есть разные методологии, если так можно сказать. К примеру, в древности традиция заключалась в освидетельствовании передачи. Я упомянул, к примеру, когда один государь передавал другому государю, императору какую-то святыню; естественно, самым главным свидетелем этой святыни становился сам государь, который принимал ее от местного епископа, и вся Церковь доподлинно знала из опыта многолетнего, многовекового почитания этой святыни, что это святыня та самая, о которой говорится. 

Современные технологии – это в том числе изучение исторического пути появления этой святыни, как эта святыня там оказалась и действительно ли она могла там оказаться, есть ли какие-то еще иные свидетельства, кроме тех, которые существуют сейчас об этой святыне (древние описания, древние хроники, исторические записи). Кроме того, сегодня используется широко и современный метод исследования, хотя он достаточно сложный. Это исследования на уровне медицины, исследования ДНК на уровне современных технологий, которые могут сказать о древности этой святыни, ее происхождении, о том, являются ли эти останки, части человеческим телом или под этими человеческими костями выдаются какие-то другие биологические останки и так далее. 

И современные исследования тоже дают возможность определить приблизительное время, пол носителя и дают возможность обозначить, действительно они относятся к этому святому (к примеру, когда исследуются данные о разных частицах-останках одного и того же святого) или же это какая-то фальсификация. К примеру, известен случай, когда Римско-Католическая Церковь производила такие исследования, и были произведены исследования главы апостола евангелиста Луки, которые находились в Праге; они были сопоставлены с теми частицами мощей этого же апостола, которые находились в Падуе, и были совершенно идентичные. А та глава, которая находилась в Риме, была признана ложной святыней, была вынесена из храма, где находилась до этого и где ей совершали поклонения. 

– Владыка, а сразу произошло это взаимодействие Церкви новой и науки? Не было такого, что науку не допускали – «верить надо, и все». 

– Такое взаимодействие существовало всегда. Наоборот, Церковь в том числе является хранительницей предания истории, и очень важно эту историю сохранять со всеми ее изгибами и страницами, хотя бы даже эти страницы были написаны кровью. Именно такое принципиальное сохранение правды, истории и является сохранением того, что мы называем Промыслом Божиим. Поэтому такое соучастие, конечно же, было всегда, и Церковь нередко прибегала (и по сей день прибегает) к современным методам изучения для того, чтобы определить те или иные останки. Наверное, самым ярким примером для нашей Русской Православной Церкви сегодня является изучение подлинности останков царской семьи, которые находятся в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, и сегодня над этим вопросом работают и историки, и ученые, и священнослужители. 

– Владыка, а есть ли опасность и, может быть, какие-то последствия для тех, кто идет к ложным святыням искренно? 

– Таких опасностей, последствий, конечно же, нет. Я уже сказал, что человек ищет предмет. Знаете, что мне это напоминает? Буквально на днях в моем домовом храме молилась большая семья священника с детишками, и самый маленький из них подтаскивал табуреточку, чтобы привстать и увидеть что-то в окно. Если хотите, то отчасти можно сказать о том, что соприкосновение с миром святынь – это некая опора, которая человеку дает возможность стать чуть-чуть выше. Это, конечно, для новоначальных, а для людей, опытных в вере, святыня является уже совершенно другим источником... Допустим, уже в III веке было принято решение, чтобы святые мощи полагались в основания престолов храмов как свидетельство того, что Церковь основана на крови мучеников. И это не просто свидетельство, это означает, что и я должен жить таким образом: что называется, костьми лечь за свою веру, сохранять свой выбор и свою любовь к Богу даже тогда, когда (если это необходимо) нужно пострадать до крови. И для меня эта святыня теперь уже не источник этого: «Дай, Господи, мне чудо через мощи Твоего угодника». А теперь я прихожу к мощам преподобного Серафима Саровского и прошу: «Ты смог преодолеть в своей жизни многие человеческие испытания, помоги и мне быть хорошим монахом, бороться с соблазнами, стоять твердо перед разными образами современной жизни, помоги мне оставаться хорошим человеком». 

– Владыка, а если будет пойман тот, кто распространяет ложные святыни? Кто должен его судить: суд церковный? светский? И какие для него духовные последствия? 

– Конечно, все зависит от того, в каком человек находится статусе. Относительно недавно произошло событие в Фессалониках, где полицией задержан один из местных церковнослужителей, а также мирянин, которые занимались распространением подобного рода ложных святынь. К сожалению, это были люди с изъеденной совестью, если так можно сказать, и они пользовались естественным желанием человека видеть перед собой свидетельство святой жизни другого человека. (Знаете, как это возможно. По-другому еще скажу. Когда мы сохраняем бережно какие-то трогательные вещи от своих родителей, бабушек, дедушек, для нас это тоже ведь святыни своего рода, потому что они нас связывают с памятью о тех людях, кто нам очень дорог, на кого мы хотим быть похожими). И вот, к сожалению, есть люди, которые занимаются фальсификацией… И эти два человека были арестованы, насколько я знаю, по существующим сегодня и уголовным статьям (мошенничество), иначе это по-другому и не назовешь. Кроме того, для них это был своего рода бизнес. Но, конечно, греческий священнослужитель, думаю, понес полную ответственность перед церковным судом и, естественно, за подобного рода деяния был лишен священного сана. 

– Владыка, мы видим сейчас в нашей повседневной жизни, что у каждого второго на руке красная нить. Говорят, святыня. На самом деле так? 

– Не совсем так. Это как раз можно отнести к тому, что является ложной святыней, хотя и написано, что нить привезена с Иерусалима и освящена молитвами и святыми местами, но на самом деле это не что иное, как каббалистическое изобретение. Проще говоря, это связь с миром эзотерики, совершенно далеким от истинного духовного познания Бога. Это темный мир, это мир страхов, заклятий и демонов. И всякий человек, который осознанно или неосознанно прикасается к этому, должен прежде всего знать, к чему он прикасается. Кстати сказать, такие современные вызовы по отношению к святыням должны заставлять нас лучше узнавать об этих святынях. Святыня ли это вообще? А как к ней относиться? Вот говорят: «она обладает некой особой силой». Значит, тогда я могу ничем не обладать, просто воспользоваться этой силой или, проще говоря, эта сила способна меня изменить? Еще проще говоря: она способна властвовать надо мной? А тогда что это за сила? Бог не властвует, Бог со мной дружит, любит меня как Отец, а если эта сила властвует и действует особенным образом вне зависимости от моего настроения, значит, эта сила не от Неба. 

– Владыка, я не успела задать и половину вопросов, к сожалению. Думаю, сделаем вторую часть этой интересной темы. А пока дайте, пожалуйста, Ваши наставления, как в этом не запутаться. 

– Спасибо большое за очень серьезный разговор. Надеюсь в том числе на реакцию наших собеседников, и это станет частью ответов на вопросы в продолжении нашей беседы. Дорогие братья и сестры! Каждому из нас, я думаю, хочется быть человеком, который чувствует определенного рода защиту над собой, хочется защитить своих родных и близких, но защитить от предательства может только верность любви, защитить от разочарования может твердость в вере. А святыни, которые мы встречаем в нашей жизни, показывают нам, что это возможно: возможно любить, не предавать, быть настоящим человеком. И когда мы подходим к мощам преподобного Сергия Радонежского, мы говорим себе прежде всего: возможно быть настоящим человеком, как он, Сергий. И дай Бог, чтобы наше общение со святынями помогало нам быть настоящими людьми. Храни и благослови вас Господь. 

Ведущая программы Юлия Бычкова 
Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы