Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым). О силе воли

14 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Часто от людей, которые никак не могут переступить порог храма или избавиться от какой-то пагубной привычки, можно услышать, что у них не хватает силы воли. А что такое сила воли с духовной точки зрения? Нужна ли она христианину, можно ли ее воспитать и как? Об этом мы беседуем с настоятелем Петропавловского храма Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).

Здравствуйте, отец Нектарий. Действительно, силы воли порой не хватает на самые элементарные вещи: прочитать домашнее правило, сходить на богослужение, когда ты устал... Что же такое сила воли с духовной точки зрения?

– Все, что касается нашей жизни духовной, имеет определенные аналоги и в сфере чисто физической. Например, у вас нет сил нести из магазина сумки с продуктами. Что с этим делать? То ли приносить меньше продуктов, то ли найти кого-то, кто будет их приносить за вас, то ли вообще отказаться от покупок... Конечно же, все это решения совершенно невозможные. Если вдруг выясняется, что руки настолько слабы, что не держат сумки, то очевидно, что нужно начать заниматься физкультурой, брать гантели, начинать укреплять мышцы. Тогда и появятся силы, чтобы приносить домой сумки из магазина. Это элементарный образ, но я думаю, вы понимаете, о чем я говорю.

Дело в том, что каждая из присущих человеку сил, будь то сила его рук, ног или же сила воли может определенным образом укрепляться, умножаться, а может, наоборот, сводиться к совершенно ничтожному минимуму. Но если с руками-ногами всё просто, здесь помогут турник, брусья, гантели и утренняя пробежка, то относительно силы воли, с одной стороны, все намного сложнее, а с другой – все проще, потому что никаких дополнительных снарядов не надо. Мы укрепляем нашу силу воли тогда, когда мы себя к чему-либо понуждаем. Понятно, что понудить себя, человека с расслабленной волей, еле-еле в этом смысле живого, на какой-то великий подвиг оказывается практически невозможно, да это и не требуется. Но есть вещи, которые для нас посильны, которые мы можем заставить себя делать. И именно с них и нужно начинать.

В частности, имеет огромное значение такая вещь, как труд самодисциплины. Например, мы едим в день определенное количество раз. Допустим, человек решает для себя, что ему достаточно завтрака, обеда и ужина. Но потом он понимает, что его желудок требует еще два чаепития в день, чтобы его не беспокоил панкреатит или гастрит. Получается, что для него необходимы пять приемов пищи в день. А вот могу ли я принять такое для себя простое решение – помимо пяти приемов пищи, шестой, седьмой (и так далее) раз пищу не принимать? Смогу ли я после ужина, когда до отхода ко сну у меня осталось еще три-четыре часа, не есть ничего все это время, не лакомиться чем-то? Ведь все эти дополнительные приемы пищи мне не нужны! Но мне хочется что-то съесть – я иду и ем, я иду в этом навстречу своим пожеланиям. Либо я себе отказываю в них – это просто и достаточно легко, даже полезно для моего здоровья. Усилие ничтожное, но через это укрепляется воля. Или, допустим, я знаю, что мне нужно вставать в определенное время, я завожу на это время будильник, и он звенит в назначенный час. Когда я его ставил, то понимал, что мне действительно нужно встать в это время, чтобы успеть сделать все, что я запланировал. Но вместо того чтобы встать, я продолжаю лежать. Я понимаю, что пять-десять, может, даже тридцать минут я еще пролежу, но мне это ничего не даст, потому что за это время я не высплюсь, а буду постоянно просыпаться и только потеряю время, которое мне было нужно для того, чтобы успеть сделать все домашние дела, прежде чем выйти из дома: умыться, помолиться, позавтракать, собрать необходимые вещи. Поэтому я делаю усилие в тот момент, когда звонит будильник, и встаю. Как это сделать, как встать, когда вставать не хочется? На самом деле это очень просто. Вырабатывается определенная реакция: зазвонил будильник – я поставил ноги на пол. Дальше совершил еще ряд неких действий – и я встал. Тоже простые, элементарные!

Сейчас мы говорим словно о парализованных людях, о самих себе мы говорим как о людях с парализованной волей, но вот эти простые действия выводят волю из состояния паралича. Когда человек начинает себя понуждать, четко и ответственно выполнять подобного рода необходимые действия, тогда его воля получает некую базу, для того чтобы укрепляться и служить уже более серьезным задачам. А дальше некий поступательный труд. Я понудил себя сначала на что-то совсем простое, потом понудил на что-то более серьезное, и этот труд приводит к определенным, весьма ощутимым результатам. Не говоря уже о том, что я это делаю не только для своего удобства и достижения каких-то земных, пусть и очень важных, целей, но и для того чтобы таким образом иметь силы хранить верность Богу и угождать Ему, а в этом, безусловно, мне будет помогать еще и Господь.

Я так понимаю, что сила воли – это не только качество, которое человек приобрел, но и конкретный выбор в каждой конкретной ситуации. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что человек, который в глобальных ситуациях проявляет себя решительным и волевым, в мелочах, о которых мы сказали (не встать вовремя или поесть лишний раз), оказывается безвольным?

– Человек – это существо, в значительной степени зависящее от своих навыков. Мы об этом постоянно забываем, и нам кажется, что мы всегда будем такими, какие мы есть сейчас. Но на самом деле человек может двигаться как в одну, так и в другую сторону, а стоять на месте получается достаточно редко. Если опять обратиться к аналогии в земной жизни, так сказать, к физической плоскости нашего бытия, мы увидим массу примеров такого рода. Все люди рождаются с определенными физическими данными, но кто-то, будучи от природы крепким и сильным человеком, умудряется совершенно разрушить свое здоровье, свою физическую крепость нездоровым образом жизни. А кто-то рождается слабеньким, хиленьким, но начинает заниматься спортом, и спустя некоторое время мы видим, что этот человек превращается в богатыря. То же самое происходит и в духовном плане. Человек либо трудится над собой и меняется, либо нет. Когда у человека появляется навык к самопреодолению, для него это становится, как ни странно, естественным. Не насилие над собой, не постоянное насилование своего естества, нет. Просто постепенный, поступательный труд самопреодоления, шаг за шагом.

– Мы понимаем, что сила воли может воспитываться некими упражнениями. Хотелось бы получить от Вас наставления в таких упражнениях, может быть, какие-то конкретные дела, опорные моменты, за которые человек может зацепиться и понять, что его не сворачивает опять куда-то в сторону, не происходит откат назад, а он все-таки движется, опираясь на эти подпорки.

– Здесь все очень удобно для нас устроено. Нам не нужно искать какие-то специальные упражнения, не нужно их изобретать, разыскивать в книгах, Интернете, на Ютьюбе, потому что их предлагает сама жизнь. Просто нужно настроиться на определенный лад, суть не в упражнениях, а определенном настрое. Я должен понять, что для того чтобы жить полноценно, чтобы состояться как христианину и просто как человеку, необходимо себя преодолевать. Надо себя убедить в том, что это не страшно и не трудно, ведь пока я не заглядываю куда-то вдаль, а вот здесь, на этом маленьком пятачке готов к этому труду самопреодоления. Я начинаю с самых простых вещей: когда кладу куда-то некую вещь, и она образует начало будущего беспорядка, я понимаю это, и мой настрой на самопреодоление говорит о том, что я сейчас никуда не пойду, не сяду и не лягу, в телевизор не уткнусь, а пойду и положу эту вещь на то место, где она должна лежать. У меня мусорное ведро уже с горкой, скоро из него уже все начнет вываливаться на пол, но я не буду ждать этого момента, а прямо сейчас – хотя мне этого и не хочется – открою дверь и пойду выброшу мусор. Я вижу, что мне нужно пол помыть или подмести и опять-таки не буду откладывать до того момента, когда на полу можно уже будет огород разводить, а займусь им сейчас. Из этих крошечных, маленьких вещей всё и складывается. Просто надо понять, ради чего все это делать. Ради того, чтобы быть полноценным человеком и христианином, как ни странно. Ради этого выбрасывать мусор вовремя, ради этого избегать беспорядка в доме, вовремя вставать, не лениться вечером почистить зубы, когда уже спать хочется, и прочая, и прочая.

Вот из таких мелочей все и состоит, это все одушевлено, всему этому придается некое намерение – научиться преодолевать себя, сначала в мелочах, а потом в чем-то более серьезном. Конечно, мы говорим о вещах, которые могут показаться и смешными, и мелкими, но опыт общения с людьми и с самим собой говорит о том, что это не мелочь. Эти вещи бывают достаточно трудными, и без того чтобы преодолеть себя в них, не будет никакого преодоления себя в чем-то глобальном и по-настоящему серьезном.

– Давайте продолжим эту линию. Человек научился преодолевать себя в малом и уже обрел некую силу воли. Для чего христианину сила воли в глобальном смысле?

– Я как-то очень хорошо запомнил пример из жизни некоего афонского старца. Он жил в общежительном афонском монастыре, где жизнь была не особенно аскетическая, а, наоборот, всего было в достатке, все жили в довольстве и иногда гораздо лучше, чем люди за пределами монастыря. Такое бывает даже на Афоне, и ни для кого это не секрет, тем более речь идет о некоем периоде духовного упадка, а такие периоды в истории Афона тоже случались. И как-то у этого старца зародилась мысль о том, что хорошо было бы от сытой и вольготной жизни уйти и посвятить оставшееся время собственно говоря тем подвигам, ради которых он когда-то и принимал монашество. Он задумался: «Я уйду из монастыря, но привычка к этой жизни погонит меня обратно». И, еще живя в монастыре, еще живя в довольстве, достатке и тепле, он начал потихоньку привыкать к жизни более аскетичной: стал меньше и реже есть, стал избегать тепла, уюта и постепенно пришел к тому состоянию, когда переход к жизни подвижнической в полном смысле этого слова, жизни отшельнической стал для него уже безболезненным. Ради чего? Ради того, чтобы иметь свободу, чтобы в какие-то моменты, когда от нас это потребуется, от чего-то отказаться, чего-то лишиться, пойти на какие-то испытания и чтобы у нас для этого были силы и необходимые навыки.

Святитель Феофан Затворник, когда удалялся в затвор, сделал это не одним движением, а постепенно приучал себя к этому. Сначала он поселился в монастыре, удалившись с кафедры. Потом ограничил для себя количество выходов за пределы монастыря, далее запретил себе выходить вовсе. Затем он переместился в келью и стал выходить только в храм и трапезную, и наконец закрылся собственно в келье. Так святитель Феофан постепенно пришел к затвору. Он совершенно четко для себя это расписал, понимая, что его душа, как и душа любого человека, нуждается в привыкании к некоему изменению в своей жизни, понимая, что если он сразу закроется в затворе, то может не выдержать. Наверное, когда он шел этим путем, то он себя определенным образом узнавал. Ради чего было это все? Ради свободы в выборе того образа жизни, который он для себя сделал, чтобы его душа была готова последовать за ним тем путем, которым он хотел идти. Наверное, бывает необходимо, чтобы не только душа, но и тело было готово. Ведь ни для кого не секрет, что, если человек привык есть вкусно и очень много, а потом его посадить на хлеб и воду, он не выдержит. А когда человек постепенно привыкает к более умеренному вкушению пищи, оказывается, что организму не так уж много и надо. И это уже то, что дает человеку свободу, когда он не зависит от вида пищи, от ее количества и многих других факторов, когда зависимость сводится к минимуму. У человека могут быть и болезни, и слабость организма, и этого человек, скорее всего, не сможет преодолеть, но свои привычки человек изменить может. Еще раз говорю, что зависимость от сладкого, вкусного, обильного и прочего тоже можно преодолеть.

Когда мы говорим о силе воли, всегда возникает тема зависимостей, таких как алкогольная или наркотическая. Бывают случаи, когда люди приходят в храм, чтобы через воцерковление избавиться от этой зависимости. И действительно, по милости Божией, люди начинают постепенно освобождаться от своей страсти, и у них возникает ощущение, что это их собственная сила воли, она в них воспиталась. Получается, это некое ложное представление о силе воли?

– Я не соглашусь с этой схемой в целом. Действительно, бывает так, что человек приходит в храм и ему удается преодолеть ту зависимость, которая имеет место в его жизни: алкогольную или наркотическую, игорную или какую-то еще. Сейчас порой приходят не дети, а взрослые люди, с компьютерной зависимостью, которые, играя в танки или во что-то еще, проводят больше времени, нежели в реальной жизни. Приходят жены, у которых мужья просто «провалились» в компьютер, бросили работу, и непонятно, что с ними дальше делать: то ли лечить, то ли из дома гнать, то ли просто с этим смириться. Когда человек сам хочет избавиться от этой зависимости, воспринимает ее как зло, как беду и ищет при этом помощи Божией, то действительно, придя в храм, он эту помощь обретает. Обретает и помощь, и в то же время то самое главное, отсутствие чего ему мешало от этого избавиться, – он обретает смысл.

Когда человек может изо дня в день прожигать свою жизнь, уткнувшись в монитор компьютера, или принеся домой очередной ящик пива, или закурив сигарету с наркотическим веществом? Когда у него нет смысла в жизни. А когда смысл есть, то он человека определенным образом направляет, у него на все эти страсти нет ни сил, ни времени, ни желания. Зачастую же бывает так, что человек и не ищет смысла, и не хочет избавиться от зависимости, как раз тогда помочь ему и не получается. Поэтому здесь вопрос не только в силе воли. Здесь вопрос общей направленности жизни человека. Бывает так, что человек уже переступает какую-то черту и к самому себе не возвращается, он превращается просто в какой-то придаток того же самого компьютера, алкоголя, наркотиков или чего-то еще. Это очень тяжелое состояние, вывести из него человека порой оказывается уже невозможно, иногда для этого требуется особое потрясение, особое действие силы Божией.

Если говорить обо всех этих зависимостях и о силе воли, то здесь мы опять совершенно естественным образом находим, что человек, привыкший к жизни дисциплинированной и ответственной, редко соскальзывает в эту сторону жизни. Если это соскальзывание и происходит в результате какого-то надлома или потрясения, такого человека из этого состояния можно легко вывести, помочь ему и, самое главное, у него есть некая основа, фундамент, на который он снова может встать, – это прежняя его дисциплинированная, осознанная, серьезная жизнь. А вот когда человек вообще не имел навыков жизни, в которой дисциплина играет ключевую роль, когда он вообще не привык к таким понятиям, как ответственность и сознательность проживания жизни, тогда и нет почвы, на которую его можно поставить, вытащив из этой трясины, и он опять будет туда проваливаться раз за разом.

Но разве не бывает так, что человек, например, под воздействием убеждений своих близких: жен, матерей идет в храм, думая, что здесь ему дадут некую таблетку исцеления, возможно, это исцеление получает, говорит Церкви «спасибо» за избавление от зависимости, и Церковь становится ему больше не нужна.

– Не так примитивно, но можно сказать, что такое бывает, только нужно опять внести поправку. Человек должен иметь в себе нечто, тянущееся к свету, к исцелению – намерение исцелиться и измениться, потому что без этого намерения, как бы не хотели его близкие, ничего не получится. Бывает и так: человек, найдя в Церкви необходимую поддержку, выкарабкивается из бездны, в которую он уже провалился, а потом возвращается обратно, потому что сначала он уходит из Церкви, считая, что помощь ему больше не нужна, а потом мало-помалу скатывается в ту же трясину, из которой выкарабкался. Но так бывает не только с алкоголиками, наркоманами или игроманами. Такое бывает вообще со всеми людьми, которые, придя в Церковь, обрели некую свободу от своих прежних грехов и страстей, а потом ушли из нее и опять впали во все тяжкие, из которых до того с трудом выбирались. Безусловно, так бывает. Здесь есть что-то сродни опыту апостола Петра, который сначала по слову Христа Спасителя пошел по воде, а потом вдруг убоялся и начал утопать. Всегда возникает вопрос: почему? Мне близко такое объяснение: апостол Петр в какой-то момент привык к тому, что он идет по воде, ему показалось, что он идет уже сам, и когда он это подумал, ему стало страшно. То же самое нередко происходит с человеком, который избавился от каких–то своих греховных зависимостей, потому ему показалось, что он сам это сделал, и потом он, перестав искать помощи Божией, соскользнул обратно.

– Может ли способствовать формированию силы воли воспитание с детства?

– Не просто может, а, наверное, в первую очередь способствует. Тут даже трудно сказать, что играет бо́льшую роль – натура человека, присущая ему от рождения, или же воспитание. Мне кажется, что воспитание может даже преобладать, и огромную услугу своим детям оказывают родители, которые с детства приучают ребенка к тому, что есть такие понятия, как: ответственность, долг, что есть вещи, которые необходимо делать. Правда, ошибку совершают те родители, которые не объясняют ребенку, зачем нужно делать то или другое, почему нужно быть ответственным, что такое долг и на чем базируется это понятие. Ведь если ребенка просто заставлять делать что-то, смысла чего он не понимает, то, как только у него появится возможность этого не делать, он это делать прекратит. Когда же ребенок привыкает понимать, для чего он это делает, когда ему ясно показывают связь между деланием и результатом, тогда вырастает человек сильный, ответственный, волевой, который может стать полноценным и как христианин, член Церкви, христианской общины, и просто как человек, который занят какой-то определенной работой, является мужем, отцом, другом.

 

Ведущая Инна Стромилова
Записала Татьяна Башилова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​