Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Сегодня мы познакомимся с замечательным художником Евгением Ромашко. Евгений открывает много выставок, является членом президиума Академии художеств России, преподавателем, вице-президентом творческого Союза художников, активным человеком. Каким было Ваше становление в искусстве?
- Родился я в Украине, в городе Запорожье. В детстве мой отец привел меня на конкурс детского рисунка на асфальте. Я нарисовал картинку, занял второе место и вдохновился тем, что стану признанным художником. После этого отец решил отдать меня в изостудию Дворца пионеров. Там я начал постигать азы рисования. Позже я узнал, что в Запорожье есть детская художественная школа с более серьезным уровнем преподавания живописного мастерства, и стал готовиться к поступлению, но по возрасту мне пришлось поступать сразу в третий класс. После окончания художественной школы поступил в Республиканскую среднюю художественную школу в Киеве, в которой отучился три года.
В Киеве я прикоснулся к мировому художественному искусству через посещение многочисленных музеев, Киево-Печерской Лавры, знакомство с древним архитектурным искусством столицы, соборами. В этом городе произошло и мое знакомство с христианством. Однажды мы даже попали в милицию, когда вместе с друзьями-студентами решили пойти на Пасху во Владимирский собор на пасхальное богослужение. Многие помнят, что в советское время на Пасху храмы оцепляла милиция. Бабушек пропускали, а молодежь останавливали и отчитывали за то, что они пришли в церковь, позволив одурманить себя церковной пропаганде. Нас схватили милиционеры, привели в отделение и стали допрашивать, зачем мы пошли в храм. Мы объяснили, что художники и для нас это имеет чисто профессиональный интерес. В милиции поняли, что у нас нет злого умысла, и отпустили. Но среди нас были те, кто серьезно занимался вопросами веры. Одно время мы с товарищем снимали квартиру рядом с Киево-Печерской Лаврой, ходили часто в монастырь, писали в нем этюды, у нас были свои укромные уголки. Часть Лавры тогда была еще заброшена. На территории Дальних пещер росла высокая трава, где можно было укрыться и писать картины. Это было в 70-80-е годы.
В 1980 году я окончил художественную школу, поехал в Москву и поступил в Московское высшее художественное училище (бывшее Строгановское), где и получил высшее образование. Я благодарен этому учебному заведению, в котором получил должное воспитание и образование.
- Вы сейчас являетесь заведующим кафедрой академической живописи в Строгановской академии - так сейчас называется это учебное заведение.
- Да. После окончания Строгановского училища я занимался искусством, чего-то достиг на этом пути, вступил в Союз художников, стал членом Российской академии художеств. Шесть лет назад меня пригласили возглавить кафедру академической живописи.
- Как Вам удается совмещать творчество, общественную деятельность и преподавание?
- Это часто обсуждаемая проблема: должен ли художник тратить свое время на еще что-то кроме искусства. Имея свой опыт и общаясь с другими, я понял, что для художника быть совершенно вольным, не имея никаких конкретных обязанностей, - вредно, это его расслабляет. У человека должно быть еще одно дело, которое создает какую-то среду, позволяет быть в коллективе.
Преподавательская деятельность - это благородное дело, потому что ты отдаешь свои знания подрастающему поколению, формируешь последователей, которые понесут далее традиции нашего искусства. От учеников ты тоже получаешь много полезного, общаясь с ними, находишь новые идеи. Но во всем должна быть мера, золотая середина. Когда занимаешься чем-то в ущерб творчеству, это тоже неправильно. Нужен некоторый баланс. Если посмотреть на предыдущие поколения художников-шестидесятников, то можно сказать, что многие из них, реализовавшие свой потенциал, никогда не преподавали. Но есть среди них и такие, которые занимались преподавательской деятельностью, в том числе преподавали в Строгановском училище и являются сегодня его гордостью.
- Какова Ваша деятельность в творческом Союзе художников?
- В творческий Союз я попал случайно. Меня пригласил известный художник и общественный деятель Дробицкий. Его стараниями и при его непосредственном участии был организован творческий Союз художников России. Он пригласил меня на должность вице-президента Союза. Эта деятельность сыграла положительную роль в моем творческом становлении, потому что я попал в интересную среду, в которой вращались и молодые художники, и академики, опытные корифеи своего дела. Я получил возможность напрямую общаться с людьми, творчество которых раньше только изучал по истории искусств, посещать выдающиеся выставки, на которых были представлены работы художников высокого класса.
Постепенно я стал показывать и свои работы на общих выставках. Это очень важно. Одно дело, когда ты смотришь на свою работу в мастерской и сам собою доволен, а совсем другое - показать свои работы в контексте работ других художников. Сравнивая их на расстоянии, сразу понимаешь, кто есть кто, видишь все свои недочеты. Это тоже формирует художника. Я всегда советую молодым художникам выставлять свои работы на общих выставках. Потому что тогда ты начинаешь видеть и анализировать свой уровень по сравнению с уровнем более маститых живописцев. Это все равно что поместить на какое-то время свои работы в Третьяковке и сравнить их с картинами великих мастеров.
На Гоголевском бульваре, когда там обосновался творческий Союз, был выставочный зал, куда могли приехать художники со всей страны и записаться на участие в выставках. Там выставлялись и академики, и народные, и молодые художники, и художники из других государств. К нам обращался Комитет по культуре, чтобы провести детские выставки. В них в качестве жюри принимали участие академики, например Ефрем Иванович Зверьков. Это очень важный воспитательный момент.
Занимаясь такой деятельностью, я наблюдал, как через этот зал проходили очень многие художники, и горжусь, что при мне в этом зале была проведена первая выставка Ярославского художественного училища. Мы инициировали целый ряд таких выставок. К сожалению, у нас были не очень большие возможности из-за отсутствия финансирования.
- В своем творчестве Вы больше тяготеете к пейзажу, пространственной живописи?
- Когда мы учимся, то через все проходим. Но впоследствии художник тяготеет к тому, что его зовет, что у него лучше получается.
- Может ли Ваша склонность к пейзажной живописи соотноситься как-то с Вашим мировоззрением? Я не говорю сейчас о кредо, о каких-то принципах… Любой обыватель с фотоаппаратом скажет: «А зачем вы мерзнете, комаров кормите, рисуя свои картины, ведь есть же фотоаппараты, хорошая техника. На компьютере обработал, и картина получится не хуже». Что на это ответит художник?
- Каждому свое. Раньше внимание художника было направлено на человека. Пейзажи - это самый последний жанр, который появился в искусстве. Поначалу рисовали человека, на нем был сконцентрирован взгляд. Пейзаж был фоновым, он присутствовал как вспомогательный элемент. Потом появился другой взгляд: пейзажисты показывают, что видит сам человек.
Я думаю, что не художник выбирает себе жанр, а жанр выбирает художника. Видимо, я лучше чувствую и вижу пейзаж, через него реализую какие-то свои идеи, мысли. Что касается фотоаппарата, то когда появилась фотография и кино, думали, что изобразительное искусство вообще исчезнет, не будет ни портрета, ни картины. Зачем мертвая картина, когда есть живая и все намного интересней. Многие художники в период появления фотографии и кино заканчивали жизнь самоубийством, считая, что пришел конец изобразительному искусству. Но получилось так, что все идет параллельно.
- Шишкин очень активно использовал фотоаппарат, слайды.
- Можно использовать различные технические возможности. Допустим, я рисую по фотографии, но у меня картина получается не как на фото. Ты рисуешь без фотографии, а у тебя - как на фото. Инструмент любой может быть, компьютер тоже - главное, как ты его используешь.
- Все же обыватели, подходя к пишущему художнику, говорят: «Здорово! Как на фотографии!» То есть у людей в сознании главный критерий - это фотоснимок, потому что это более доступно, привычно.
- С одной стороны, люди говорят - как на фотографии, но с другой стороны, глядя на картину, видят, что вот это нарисовано с фотографии, а это - с натуры. Если вещь написана профессионально.
- Основная задача искусства - выразить идею, поднять тему, а насколько она будет выражена графично, стилистично, импрессионистично, это уже язык - каким языком ты раскроешь тему оптимально. Стилизация может быть разная, но задача художника - достичь максимального раскрытия темы. У Вас какой язык?
- Я хочу привести пример из поэзии. Есть поэты, которые своим творчеством отражают время. Например, Маяковский, который придумал новый язык. Он писал о молодой стране, новом обществе. В то же время были поэты, которые писали о том, как сосулька тает. И никто не может сказать, что важнее и главнее. Бывают стихи, написанные о любви или о природе, которые так трогают душу человека, как не трогают специально написанные произведения, посвященные глобальным событиям. Есть произведения, берущие темой, а есть - берущие просто искусством. Например, одно из моих любимых произведений Пушкина «Метель». О чем оно? Сразу, может быть, трудно понять. Но это произведение о чуде, о Боге. Иногда это необъяснимо, но настолько трогательно! Когда я отправлялся в далекие поездки, ставил кассету и слушал это произведение под аккомпанемент музыки Свиридова.
Каким должно быть искусство? Искусство должно быть искусством. Один берет темой, другой - концепцией, третий - рифмой. Иногда в пейзаже это сопоставимо с поэзией, со стихами, которые написаны о Боге. Человек смотрит на картину и не до конца ее понимает, но она оказывает на него потрясающее действие, граничащее с откровением.
- Для того чтобы что-то открыть, человек должен быть содержательным внутри. В обывательском понятии художник пишет картины для удовольствия, а на самом деле он должен сконцентрировать в себе знания по истории, культуре, а потом уже это сгенерировать через свое внутреннее «я» и раскрыть внутренний мир. Если это удается, то он воздействует на многих людей, и его произведение живет уже своей жизнью, отдельно от него.
- Художник - это совокупность ремесла, таланта и Божественного откровения. Его произведение создается частично умом, а частично интуицией, чувством и тем, что ему дано. Как говорится, необъяснимая сила искусства. Иной раз автор сам не понимает, как он это сотворил. Была Болдинская осень у Пушкина. Он приехал в Болдино и написал большое количество произведений. Это было словно открытие для него. Поэтому есть вещи умозрительные, выстроенные, они тоже доходят до искусства, а есть вещи, которые созданы так, что этого не объяснишь.
Расшифровка: Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!