Мысли о прекрасном. Беседа с главным редактором журнала "Славянка" Сергеем Тимченко. Часть 2

25 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
Лучезарные девушки, целомудренные по своему воспитанию в православной культуре, - исчезающее в мировой демографической войне сокровище России. О нём - в беседе с Сергеем Тимченко, главным редактором светлого, вдохновляющего журнала "СЛАВЯНКА", не изменяющего духу любви к Отчизне, к народу своему, к детям, к женщине - ко всему, что Господь вложил в природу человека.

 

Сегодня поговорим о русской душе, русской судьбе и о судьбе журнала «Славянки».
Своим словом Вы, надеюсь, многих людей приводите к Богу.

— Конечно, это высокое предназначение, и если это так, то слава Богу! Но, конечно, мы не тешим себя высокими оценками - просто делаем то, чего не можем не делать. Мы славяне, я горжусь тем, что я славянин, и в этом нет ничего предосудительного. Когда мне говорят, что есть иудеи и эллины, я отвечаю: «Извините, у меня есть высказывание апостола Павла о том, что он готов быть отверженным от Христа ради спасения своего народа». Это очень сильное высказывание, и в духовном плане оно лежит в основе всего патриотизма. Патриот - это человек, который так любит свою землю, свой народ, что готов быть отверженным от Христа, как апостол Павел. Но тут имеется в виду не то, что он откажется от Христа, предаст веру. А то, что он должен быть готов пострадать последней мерой за свой народ, за его спасение - вот основа патриотизма.

Наш русский народ один из немногих, не имеющих глубочайшего эгоизма в своем происхождении. Мы называем себя Святой Русью. Если вспомнить историю, одна из первых наших летописей о том, откуда произошла Русская земля, а не о том, откуда произошел русский народ. То есть мы себя идентифицируем с землей. Мы всегда понимали, что все сотворено Господом. Господь дает таланты, дает землю и дает срок жизни.

«Русская земля» и «русский народ» - очень близкие понятия. Наша земля очень красивая, куда бы вы ни поехали: на север, юг, восток, запад – первое, что увидите – раздолье и красота. От этого раздолья, этой вольности, которой дышишь, когда едешь через всю Россию, и пошел характер русского народа, который был окормлен и воспитан Русской Церковью в духовных параметрах. Потому что Русская земля и Русская Церковь – это две духовные стихии, которые образовали русскую душу. А русская душа - особенная, я в этом не сомневаюсь. Проявление её мы видим и в Москве, когда приезжают гастарбайтеры. Я говорю им: «Вы приехали в Москву, вам же здесь хорошо? Мы вас не гоним. Вы приехали из Кыргызстана, откуда всех моих знакомых изгнали пожарами, поджигая их дома, а вы здесь живете». Около метро торгуют грузинки, мы смотрим на них, как и на всех людей, у нас не возникает к ним какой-то ненависти.

Русская душа - смиренна. Она не злобная и не агрессивная. Смирение не означает трусость, отсутствие отваги, воинского духа. Я знаю пример Богдана Хмельницкого, который, при том, что был смиренный, был мужественным и сильным воином. Это то качество, которое, если присутствует в человеке, является очень большой силой. И то качество, которое мы стараемся вспомнить и привить нашей молодежи.

Одна из рубрик журнала называется «Жития святых» – это своеобразный месяцеслов. Немаловажно, чтобы люди знали имена исповедников веры, святителей, которые каждый день умирали за нашу веру. Заканчивается журнал кулинарными рецептами и прочим. Очень правильная расстановка приоритетов.

— Я прекрасно понимаю, что современным батюшкам очень тяжело содержать храм в нынешних условиях, когда оплата за электроэнергию сродни той, что выходит у промышленных предприятий. Даже просто содержать церковь как здание - задача не из легких. Нужны средства, руки, которые бы следили за хозяйством. Я уже не говорю о том, что батюшка служит у алтаря – это великий труд. И не всегда у священников есть время на миссионерскую деятельность, хотя самая, на мой взгляд, высшая миссионерская деятельность – это проповедь батюшки перед причастием и само причастие.

Мы создаем журнал, привлекая, на наш взгляд, самых лучших священников, пастырей, любимых в народе, пастырей духовных, которые могут передать Слово Божие таким образом, чтобы оно дошло до сердца каждого человека. Одна из рубрик у нас называется «Что посоветуете, батюшка?». Эту рубрику уже много лет ведет протоиерей Сергий Николаев. Он является настоятелем храма, известным писателем и человеком, который прекрасно разбирается в тайнах человеческой души.

Другая рубрика называется «Гость номера», в нее мы приглашаем владык, чтобы на примере показать путь современного архипастыря, рассказать, что привело его к Богу. Это живые примеры, и на них учится не только молодежь, но и любой человек - «спаси сам себя и тысячи спасутся». Перед нами предстают судьбы людей, которые нужны в качестве примера.

Есть в журнале рубрика «Женские судьбы», которая отражает характер современной женщины: ее мужество и силу и ее слабость и нежность, терпеливость, самопожертвование, а также эгоизм, который часто низводит женщину к страданиям, приводит к несчастным случаям. «Женские судьбы» - одна из сильных рубрик, потому что женские судьбы являются калькой общей судьбы России. Все, что происходит с нашей Россией, происходит и с душой современной женщины.

Если посмотреть результаты последней переписи населения, можно заметить, что женщин у нас в стране на 10 миллионов больше, чем мужчин. Такой демографический перекос рождает массу различных коллизий, тяжелых судеб, странных перемешанных связей, отношений. Из этого положения нужен умелый выход. Женщина спасается чадородием, но существует параллельная ветвь – женское монашество. Фактически оно возникло, когда Антоний Великий – основатель монашества в Египте благословил свою сестру, и она стала основательницей монастырей. Мужское и женское монашество возникли параллельно. Женщина может по-разному нести свое служение.

— Совершенно верно. Но эти цифры заставляют задуматься - получается, что 10 миллионов женщин остаются без пары. В одном из последних интервью Андрей Тарковский сказал, что смысл женской доли в соединении с мужчиной, её жертвенности и единстве двух миров. Женщина должна уметь жертвовать. Была заповедь «плодитесь и размножайтесь», и Господь создавал ее и как помощницу мужчине. Он ведь мог одновременно создать и Адама, и Еву, но создает сначала Адама, чтобы он понял, что «»плохо быть одному».

Один из номеров посвящен царской теме, для нас это, наверное, одна из основных тем. У нас есть Господь Иисус Христос, Он нас ведет, и мы должны все наши действия соизмерять с Его путем, ведущим ко спасению каждого из нас в этом мире. Поэтому мне радостно, что Вы поднимаете тему о царе.

— Царя любили, и я не верю в его отречение. Есть исторической факт, подтвержденный документально, что этого не могло быть. Многие считают, что царь проявил слабость. Как мог проявить слабость человек, который лично возглавил русскую армию? Возглавить армию было необходимо, потому что многие генералы были поражены духом заговора, духом масонства.

Петр I, например, не рискнул возглавить армию, потому что если император вдруг проиграет войну, то поставит под удар свое имя. Николай Александрович взял на себя этот крест, и через несколько месяцев она могла была быть выиграна.

— Факт того, что царь берет на себя командование армией, говорит о том, что он жил не сам по себе, а именно как помазанник Божий, понимая это. Мы тоже должны понимать, что мы маленькие цари и должны жить не сами по себе. И женщина должна жить в соответствии с тем предназначением, которое Господь уготовал ей от века. На примере царской семьи мы показываем, какие это предназначения, и на примере царя показываем, каково предназначение мужчины. Это великие примеры для нас, и, думаю, они важны не только в годину четырехсотлетия, но должны быть постоянной темой.

Постоянная тема журнала – это тема целомудрия, которую из номера в номер мы стараемся вести как главную. Царская семья является примером высшего целомудрия, потому что одно дело быть целомудренным в своем пространстве, когда у тебя не столь огромно количество искушений, а другое – лицом царского рода, когда этих искушений великое множество.

Это были люди, которые не вмещали в себя никакой грязи. Про царевича говорили, что это отрок без единого порока. Воспитание было целомудренным, что значит «целостность мудрости». Именно эта цельность тела и души способна возвести понятие целомудрия в ранг национальной идеи. Мы должны признать, что сегодня у нас нет национальной идеи.

— Для того чтобы народ воспринял эту идею, нужно чтобы люди понимали тот язык, на котором строится идеология. Для этого нужно, чтобы наша молодежь пришла в Церковь - это обязательно, ведь только причащаясь Святых Христовых Таин, она сможет понять не только величие этой идеи, но и стать неким руководствующим ее органом. Очень надеюсь, что наша русская молодежь все же постепенно придет в храм. Я всегда вижу, что духовно история движется, происходят процессы, о которых мы не знаем и не видим - они сокровенны. История только тогда проявит себя в реальных деяниях, когда появится какая-то критическая масса верующих православных.

Радостно, что в Вашем журнале проповедуются образцы чистоты. Ведь молодежь – это будущее страны, а Ваш журнал как раз обращен к ней.

— На мой взгляд, молодое поколение сейчас наиболее нуждается в помощи старших. Неокрепшие умы и души берутся в оборот лукавым временем. И сегодня мне, как главному редактору журнала, тяжко видеть, как в наших храмах в глубинке в церковные праздники стоят по 2-3 человека. Причем, это бабушки и женщины. Я понимаю, почему молодежь не идет в храм, – потому что православный дух уходит из жизни, его вытесняют различными игрищами, язычеством. В каждом доме есть телевизор, Интернет. Мы понимаем, что такое телевизор, как святые отцы говорили – это голубая икона дьявола. Самое страшное, чего добился лукавый сегодня, - это уверенность молодежи в том, что духовного мира нет, существует лишь мир материальный, который безграничен, и возможности которого безграничны. А о том факте, что существует мир духовный, в котором из века в век действуют незыблемые законы, молодежь не знает.

Есть законы Ньютона: первый, второй, третий. Есть закон всемирного тяготения. О законе духовной жизни люди не ведают. Задача журнала рассказывать в рубрике «Азы православия» о том, что мир духовный существует, и он реален.

Господь нам дает возможность понять, как будет проходить жизнь вечная. Когда человек спит, он не чувствует тела, но просыпается либо в поту от страшных снов и реальных страданий, либо просыпается от хорошего сна, увидев кого-то из бабушек, добрых людей. Вот пример того, когда ваше тело не участвует в вашей жизни, но при этом вы просыпаетесь и реально чувствуете это и говорите: я страдал, я плакал. Бывает так, что люди плачут от страданий во сне, а при этом тела-то нет.

Для молодежи важно наличие героя, поэтому западные, восточные и прочие технологи вырабатывают типажи мотивированного поведения: их герой специфичный - он успешен, но чаще всего на низменном уровне, и проявляет жестокость.

— У западного героя свое понятие правды, справедливости.

Поэтому мы ищем героя нашего времени. Все предшествующие идеологические строи находили свой типаж: или это Павка Корчагин, или герои последних времен стахановского движения. Мы не говорим об оценке этого героя, лишь о том, что герой нужен. Хотя в результате соцопроса страна и избрала героем Александра Невского, но для молодежи это далеко. Сегодняшний герой - в драных штанах, с наушниками в ушах, он отключен от мира, эгоистичен, запутан в сетях, но хочет какого-то будущего. Какого будущего он хочет? Дать моральные и нравственные установки новому герою - вот это и есть идеология.

— Если вы возьмете наш последний журнал, то поймете, что ваши слова целиком соответствуют идеологии журнала, потому что именно о герое мы задумались, создавая рубрику «Русские былины». Если вспомнить былины об Илье Муромце, то понятно, что это не просто богатырь, который имеет мужское достоинство, булаву, плетку, но, кроме того, в нем живет русский дух. Когда он победил чудище татарское, ему давали возможность материального обогащения. Но он сказал: «Мне этого не надо». - «А что ж тебе надо?». - «Мне надо защищать народ мой и веру православную». Задача идеологии, журнала, СМИ сегодня – это не искать что-то новое, а брать то вечное, которое уже есть, и давать ему новые формы, способные дойти до современного сознания.

Наш журнал как раз и искал эту форму. Почему мы взяли такую, немножко «пригламуренную»? Потому что «пригламуренность» уже живет в сознании современного человека. Если сейчас начать говорить с молодежью духовными терминами, то она через две-три минуты она просто перестанет слушать, поэтому мы вынуждены искать понятные, близкие ей формы. В какой-то мере иногда и кашицу духовную даем современному человеку, чтобы он сумел осознать те высокие истины, которыми жил наш народ. Я согласен, нужны герои, новые идеологии, нужна идеология государству. Почему ее нет? Это, конечно, вопрос не к нам. Идеологию мы пытаемся восполнить такими журналами, которые, казалось бы, женские, но это идеологический продукт.

Нравственность – это высший элемент любой идеологии. Я верю в молодежь. Если наша молодежь сейчас придет в храмы, то еще лет десять - и все изменится в России, Господь сделает невозможное, и нам уже не надо будет бояться никакой агрессии, потому что Господь с нами.

Больного человека помещают в карантин. В нашей стране пока еще все стены, двери и окна раскрыты – приходи, кто хочешь, и делай, что хочешь. Я желаю, чтобы Ваш журнал стал ковчегом спасения русской души, женской души, потому что согрешение Адама пошло от женщины, и восстановление ее целостности тоже пойдет от женщины.

 

Ведущий: заслуженный художник России Олег Молчанов
Расшифровка: Инесса Кондратьева

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 10:00
  • Понедельник, 29 апреля: 02:05
  • Четверг, 02 мая: 08:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать