Мысли о прекрасном. Русский духовный театр «Глас». Никита Астахов и Татьяна Белевич. Часть 2

26 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В гостях передачи - создатель и художественный руководитель Русского духовного театра «Глас» Никита Астахов и директор театра заслуженная артистка России Татьяна Белевич. Уважение к слову и духу русской классики, глубокое проникновение в суть и значение православного вероучения, нравственная чистота и вера в русскую культуру - вот лучшие черты театра.

– Дороге друзья, мы продолжаем наше общение в театре «Глас» с Никитой Сергеевичем Астаховым и Татьяной Георгиевной Белевич. Это люди, которые создали духовный театр и продолжают нас радовать вопреки всем многочисленным трудностям материального свойства, недопониманию различных уровней власти значимости такого явления, как театр «Глас». Содержать этот живой организм очень сложно и материалоемко. Большой коллизией были проблемы с помещением, и они остаются до сих пор. Фактически приходится выживать. Департамент культуры Москвы помогает, но этого недостаточно. Хотелось бы пригласить к сотрудничеству неравнодушных людей, состоятельных, потому что русская земля должна иметь духовный театр, хотя бы один.

Татьяна Георгиевна Белевич, директор Русского духовного театра «Глас», заслуженная артистка Российской Федерации:

– В свое время отец Иннокентий (Просвирнин) сказал, что вообще все театры должны быть духовными. Может быть, мы доживет до этого когда-нибудь, но сейчас нам, как первопроходцам, досталось с двух сторон. Когда что-то начинаешь, то не знаешь, что тебя ждет впереди. Слава Богу, мы существуем уже 27 лет.

– Это происходит вопреки. Вы просвещаете людей. Скоро у вас будет дебютная постановка про князя Владимира?

Никита Сергеевич Астахов, создатель и художественный руководитель Русского духовного театра «Глас», заслуженный деятель искусств Российской Федерации:

– Да. Существует несколько версий корсунской легенды о том, как крестился святой равноапостольный князь Владимир. Говорят, что это было в 985-м, в 986-м или 988-м году в Киеве, Васильеве или Корсуне... Мы придерживаемся версии, что крещение произошло в Корсуне (по-гречески – Херсонесе), а ныне – Севастополе.

– Скорее всего, да.

Никита Сергеевич Астахов:

– Это наша историческая платформа. Самое интересное, что в первой части мы говорим о бабке князя Владимира, равноапостольной княгине Ольге (в крещении Елене). Линию Ольги ведут пять актрис, которые набирают возраст до 80-ти лет.

Фрагмент постановки.

Никита Сергеевич Астахов:

– В спектакле актеры говорят на старославянском языке. Я столкнутся с трудностью, что на английском или французском языке актеру легче выучить текст, чем на своем родном славянском. Потому что он созвучен, и в нем немного не те гласные. Мы преодолели эти трудности, и тогда произошло чудо. К нам пришла простая женщина, посмотрела спектакль. Я спрашиваю у нее: «С Вами говорили на древнерусском языке, Вы поняли смысл?» Она отвечает: «Никита Сергеевич, где я не поняла, там почувствовала». Понимаете, насколько близок этот язык. Зал сидит в восхищении от того, что понимает тот язык, которым не владеет. Язык каким-то чудом находится в нашей генетической памяти. У людей огромная радость от того, что они услышали свой язык при помощи актерского мастерства.

Мы подняли такие материалы как «Повесть временных лет». Впервые со сцены звучали тексты митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» – это первое литературное произведение на Руси.

Фрагмент постановки.

– В вашем репертуаре один из корней понимания Руси, русского человека – это спектакли по Василию Макаровичу Шукшину. В Доме Кино недавно отмечали его юбилей. Я думаю, что это очень важно – обращение к нашему современнику, его пониманию души русского человека, может быть, не столь религиозному.

Татьяна Георгиевна Белевич:

– У Шукшина душа – христианка. Никита, будучи студентом, снимался у него в «Печках-лавочках», где видел Василия Макаровича. Это замечательный, гениальный человек, который воплотил в себе писателя, художника, актера, драматурга и режиссера. В одном человеке столько талантов, и он неподражаем, потому что правдив. Его переиграть очень тяжело, потому что он искренен, силен и мощен. Он рано ушел из жизни, но оставил очень много. Мы были на его родине в Сростках, были на месте его гибели на Дону. Вместе с Лидией Николаевной Федосеевой-Шукшиной ездили на места, где он снимался в фильме «Они сражались за Родину». Его последняя актерская работа у Бондарчука просто гениальная.

– Еще два спектакля «Ванька, не зевай!» и «Живы будем, не помрем».

Никита Сергеевич Астахов:

– Про него говорят, что он коммунист, что у него не было религиозности и так далее. Но его супруга Лида рассказывала, что он вырезал для себя из журналов в советское время иконы Рублева. Есть рисунок храма, который он сам сделал. Если взять стенографию заседаний Союза кинематографистов, его выступления, когда он говорил о правде, нравственности, то мы увидим, что он тогда же говорил о Евангелии. Он говорил с трибуны, это не пошло в народ, а в стенограмме есть такие слова: «Написано четыре Евангелия». То есть внутренне он был акцентирован на духовность, другое дело, что не мог говорить об этом. Поэтому у меня такое ощущение, что он слово «истина», которое нельзя было тогда произносить, назвал словом «правда».

Татьяна Георгиевна Белевич:

– Он говорил, что нравственность есть правда.

Никита Сергеевич Астахов:

– Просто он не мог это показать в советское время.

Фрагмент постановки.

– Основная задача артиста – быстро установить контакт с залом, расположить не только к себе, а к своему персонажу, герою, которого он играет.

Никита Сергеевич Астахов:

– Только через себя, так как самый короткий путь к сердцу зрительного зала – поверить в то, что ты говоришь, и сопоставить это со своей жизнью.

– Прожить ее?

Никита Сергеевич Астахов:

– Да. Только если ты разговариваешь на уровне духовного языка, то зритель сразу идет к тебе или закрывается. Есть зритель, который не дает трогать свое самое дорогое.

– Вы обращаетесь к Пушкину, Достоевскому, Есенину, Гоголю, поднимая национальный пласт, русскую культуру. У вас есть постановки для детей.

Татьяна Георгиевна Белевич:

– У нас есть спектакль для детей «Сам Христос малютка».

Фрагмент постановки.

Татьяна Георгиевна Белевич:

– Еще у нас есть спектакль «Соотечественники» Нилуса Сергея Александровича, которого мало знают. И великий Шмелев – это два гениальных автора, материалы которых мы сумели вынести на сцену.

Еще «Черная книга» Геннадия Русского. Многие даже не знали, что у нее есть автор. Эта книга много лет была сокрыта, она вообще не печаталась или печаталась без автора. Накануне премьеры мы узнали, что жива вдова автора. Она приходила сюда, оказалось, что она работает заместителем генерального директора Третьяковской галереи. Она сказала, что не представляла, как можно это поставить, как можно из монолога сделать спектакль, полностью сохранив язык, а язык просто потрясающий – колоритный, русский. «Черная книга» – это московская легенда, которая существовала и ходила по Москве. Это полудетективный роман.

Никита Сергеевич Астахов:

– Главное действующее лицо – это московский бес. Он, наверное, в каждом городе свой. Автор говорит о Москве, об уникальности этого города и о своеобразии духовной силы, к которой привыкли жители. Они живут и позволяют быть этому явлению. Очень интересно.

Однажды я был в поликлинике, и одна женщина, медицинский работник, говорит другой: «Катя, что ты расстраиваешься? Ведь закон подлости еще не отменен». И я понял, что эта бесовская сила у нас в переводе на социальный язык называется «закон подлости». И люди совершенно спокойно живут в этом законе, говоря, что он не отменен. Вы понимаете, как внутренне человек построен? А если копнуть дальше, что в человеке происходит? Один батюшка сказал: «Вы в Москве все мученики, потому что вы живете в духовной черноте». При всей красоте – вечная суета. А что внутри у человека происходит? Для кого все строится? Поэтому это очень острый спектакль.

Фрагмент постановки.

Никита Сергеевич Астахов:

– Один архиерей посмотрел этот спектакль и потом двадцать минут молчал. Я думаю: «Ну все, сейчас мне достанется!» А он говорит: «Да, оказывается, театр может сказать больше, чем священнослужитель на проповеди». Вот какое значение может быть у театра, какая ответственность, если говорить на уровне души. Надо найти язык, чтобы не оскорбить человека, чтобы он тебе поверил. Какие задачи перед тобой открываются? Мы сейчас открываем «Глас-клуб», 28-го числа каждого месяца будем проводить разговор о театре. Что такое театр, православный актер, история театра, откуда это пошло? И каждую страницу мы закончим вопросом. Будем искать острые социальные темы.

Наш первый вопрос, который прозвучал 28 октября, был такой: почему актера хоронят под аплодисменты? Бухгалтера или президента не хоронят под аплодисменты, а почему актера так провожают? Откуда это пошло, где корни? Если кто-то умер, и ему аплодируют, то для верующего человека это кошмар какой-то. Надо помолиться о душе, тем более, если ушел православный актер. Отчего так? И мы находим ответ в истории. Митрополит Владимир (Сабодан), первый иерарх Украинской Церкви, в пятом томе отвечает на этот вопрос. Мы приглашаем наших читателей, кому это интересно, тоже найти ответ. Каждую передачу мы будем заканчивать вопросом.

– Будем надеяться, что ваш театр – это импульс для народного самосознания, нашей национальной идеи, возрождения Святой Руси. Дай Бог, чтобы у вас нашлись единомышленники, которые не только приходят и радуются, но и те, которые могут материально помочь, потому что это соборное общее дело. Дай Бог долгой жизни вам и вашему театру и всего самого благого.

Никита Сергеевич Астахов, Татьяна Георгиевна Белевич:

– Спасибо!

Татьяна Георгиевна Белевич:

– И Вашему телеканалу долгой жизни!

 

Ведущий Олег Молчанов
Расшифровка Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 08:30
  • Понедельник, 29 апреля: 02:05
  • Четверг, 02 мая: 08:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать