Молодежь и традиция

15 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Александров, клирик храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 15 мая 2014 г.

 

- Христос Воскресе, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель клирик храма св. пророка Илии на Пороховых протоиерей Игорь Александров.

Здравствуйте, батюшка. По традиции благословите наших телезрителей.

 

- Приветствую всех боголюбивых зрителей. Христос Воскресе!

 

- Наша сегодняшняя тема: "Молодежь и традиция". Звоните и задавайте Ваши вопросы.

Для того чтобы было понятно, почему мы выбрали такую тему, предлагаю Вашему вниманию видеоролик.

 

Текст видеоролика. Говорит о. Игорь Александров

"Фестиваль духовной народной музыки "Гуди гораздо" проводится в третий раз. Приход храма св. пророка создавали заново. Храм открылся в самом конце 1988 г., Воскресная школа при храме открылась в 1991 г. В настоящее время я являюсь ее директором. С самого начала мы искали формы общения, которые бы нас объединяли. Одной из них были летние поселения, которые появились в нашей епархии здесь самыми первыми в 1994 году. Еще одна форма - проведение этого музыкального фестиваля, в котором участвуют многие прихожане, добровольно уделяя свои время и силы, чтобы встретить гостей, принять музыкантов, обеспечить комфортные условия проведения фестиваля".

 

- В показанном ролике, отснятом два года тому назад, говорится о том событии, которое состоится в ближайшее время. В этом году будет проводиться уже Пятый фестиваль духовной народной музыки.

Сейчас создается впечатление, что молодежь стремится разорвать все связи с традициями. Неужели не вся молодежь такая?

 

- Поскольку мы уже попали в наш гостеприимный приход, то, может быть, будет правильно послушать слова нашего настоятеля отца Александра Будникова, который всегда очень поддерживал наш фестиваль.

 

Видеоролик. Говорит прот. Александр Будников.

"Мы стараемся насколько это в наших силах преподнести людям красоту нашей национальной музыки, наш национальный фольклор.

Чтобы в людских душах шевельнулось что-то доброе. Чтобы нам хоть частично возвращаться к формам, нормам и традициям нашей национальной жизни, национальных традиций, от которых мы были оторваны по понятным историческим причинам. К сожалению, мало кто к этому старается возвращаться, но начало уже положено, и роль всех тружеников в этом очень велика. Желаю успеха и благословения Божьего. Дай Бог, чтобы это возрожденная традиция имела продолжение. Не все пока без ошибок, но мы учимся, делаем выводы и идем по пути совершенствования".

 

- То, что молодежь осознает себя чем-то небывалым, несоответствующим предыдущей культуре, это общечеловеческий, общевременной момент, и в этом нет ничего удивительного. Всегда был такой процесс встраивания молодых бунтарей в культурный поток. Возможно, в этом и не надо бы видеть ничего трагического, а Церкви особенно вмешиваться, если бы не реалии современного мира.

С древних времен существуют два представления о мире, сформулированные в древнегреческой философии: это мир как становление и мир как бытие, как пребывание. Но буквально с конца XX века утвердился взгляд на мир как постоянное становление. Прогресс - бог современного мира.

В Церкви иначе, какой здесь прогресс. Лучше, чем отцы IV века нет ничего. Не только для молодежи, но и для многих современных людей это один из главных камней преткновения. Везде учат, что идет прогресс, и вдруг некое место в мире, где прогресса нет.

Конечно, это связано с научно-техническим прогрессом. Совсем недавно мы даже представить не могли, что, находясь в метро, сможем просматривать новости, получать видеоинформацию, общаться. Не берусь судить, что является причиной, а что следствием, по-видимому, это лавинообразный процесс, когда и сознание человека, и отношение к жизни - "все одноразовое".  В Церкви же ничего одноразового.

 

- Как Вы считаете, в таком случае возврат к традиции, фольклору невозможен без возвращения к Церкви?

 

- Давайте уточним, что такое традиция. Слово традиция - латинское, по-славянски - это предание или передание. Само по себе это слово включает оба аспекта: и пребывание, и становление. Если есть традиция, следовательно, есть, что передавать, и есть процесс передачи.

Мы говорим, что традиционные ценности - это то, что было. Так говорить можно, но лучше говорить о наследии. Наследие - нечто статистическое, к чему мы обращаемся. У традиции же другой синоним - "обычай", от слова "быт, бытие". Обычай - форма нашего существования. Еще один синоним "культура".

Наука культурология дала тысячи определений понятию традиции, но мне очень удачным кажется такое определение, как "ненаследуемая память". Человек, выросший в русской культуре, совсем необязательно человек с русскими генами, это человек, для которого родным языком явился русский, который мыслит образами этой русской культуры.

Во всей истории человечества нельзя представить что-либо вне традиции, поэтому любая молодежная группировка скоро создает некие культовые фигуры, которые входят в эту самую традицию.

Вне традиции - означает вне бытия. В связи с недавно закончившимся конкурсом Евровидения и нетрадиционных отношениях. Это не просто нетрадиционные, но контр-традиционные отношения, то есть те, которые сами себя не воспроизводят, но ведут к полному тупику: не только цивилизации, но самой жизни. Нетрадиционные как прерывающие передачу бытия. Поэтому где может оказаться Церковь?

 

- Существует достаточно широкий спектр традиций, в том числе народных. Может быть, нужна реклама тех или иных  народных обычаев с рассказом о том, что получит молодой человек, если обратится к наследию?

 

- В такой стране как Россия, уже тысячу лет тому назад воспринявшей Христа, бывает сложно отличить, где заканчивается традиционно народное и начинается христианское. Понятно, что Моисеевы заповеди у нас уже в крови, вопросы биоэтики давно сформировались в народе под влиянием евангельских представлений о ценности человеческой жизни.

Мои бабушки были такими церковными старушками, и я не могу, каким было мое воспитание: народным или христианским. С детства я знал, что "слово - серебро, молчание - золото". Такой народный исихазм. Народная мудрость здесь в полном соответствии с православным пониманием греха.

 

- Тогда расскажите, пожалуйста, о Вашем фестивале.

 

- Фестиваль народной духовной музыки, где мы стараемся отдать долг нашему наследию. Евангельская поговорка "Нет пророка в своем отечестве" для России имеет какой-то фатальный характер. Мы знаем, что и до революции в России не всегда по достоинству оценивались таланты. После революции и говорить не стоит, здесь "пророки" просто побивались камнями.

Народное музыкальное творчество было связано с народной жизнью, которую за годы советской власти не раз ломали через колено, поэтому здесь у нас наибольшие долги перед наследием. Даже если человек запевал какую-то свадебную песню, она легко могла оказаться "кулацкой", поэтому лучше и не надо было этого делать.

Недавно мы отмечали День Победы. Слава Богу, по сию пору много фотографий, и даже появляются новые. Подчас появляются фотографии некоего мужичка с гармошкой. Конечно, я не имею ничего против тех авторских песен, которые звучат сейчас и уже стали нашей традицией. Но не думаю, что этот деревенский мужичок исполнял на войне авторские песни. Думаю, на этой гармошке он играл то, что слышал в своей деревне. Но мы уже не знаем, что.

Как же мы относим себя к этой традиции и культуре, но даже не представляем народных песенных традиций. Читаем русскую классику, "Дубровского", "Капитанскую дочку", но даже не представляем, как звучали те песни, что исполняют их герои.

Поэтому возникло желание как-то более полно представить эту русскую культуру.

 

00:24:01 - 00:25:05

Видеоролик с записями Фестиваля духовной народной музыки.

 

- Мы слушали выступление хора Вашего храма?

 

 

- Да, это хор нашего храма, который исполнял русскую классику, Глинку, но аккомпанементом были гусли домра. Это уже концертные инструменты, но была и такая традиция, условно называю ее "андреевской".

Посмотрим теперь запись  выступления Тульского ансамбля.

 

00:26:28 - 00:28:44

Видеозапись выступления ансамбля из Тулы.

 

- В этом году мы, относясь с безусловным уважением к "андреевской", как я ее называю, традиции, мы делаем шаг в сторону того, что называется фольклором, этнографических коллективов.

Поскольку, как я говорил, мы в долгу перед нашими основами и корнями. Сейчас сложно услышать эту музыку, но студенты, обучающиеся на композиторском отделении консерватории, по-прежнему обязательно ездят в фольклорные экспедиции. Потому что человек в России не может научиться писать музыку, не услышав звучания народной.

Еще бы я хотел сказать, что ситуация с нашим народным искусством действительно была драматической. Начиная с пятидесятых годов деревня начала перетекать в город, исполнители фольклора остались в таком вакууме и потихоньку умирали. Думаю, что если бы в Санкт-Петербургскую и Московскую консерваторию не пришли такие подвижники, подобные тому, каким был в нашем городе Анатолий Михайлович Мехнецов, которые просто взяли тогдашних студентов, взяли тяжелые катушечные магнитофоны и пошли систематически изучать весь фольклор Северо-Запада. Это был семидесятые годы, они успели подхватить это народное наследие на самом излете, иначе сейчас мы его уже бы не услышали.

Другой трагический эпизод связан с событиями Первой Чеченской войны. Подобные этнографические записи терских казаков находились в консерватории в Грозном. Когда русские убегали, унося лишь то, что было одето на себе, хранительница этого архива, женщина, вынесла через линию фронта чемодан этих записей. Так продолжается культура, так ее надо спасать и оберегать.

 

- Напомните, пожалуйста, дату и распорядок проведения фестиваля в этом году.

 

- Мы приглашаем в эту субботу 17 мая к 12 часам родителей с детьми в храм Илии Пророка, где будут выступать "звезды" струнной музыки на гуслях: Дмитрий Парамонов из Москвы, Ляни Барбо из Таллинна, и другие исполнители, солисты.

Вечером в 18 часов состоится концерт гусляров в зале Свято-Духовского концертного зала Александро-Невской Лавры. Там будет более широкий состав выступающих.

Главное событие нашего фестиваля - концерт-праздник, концерт-гуляние у стен храма Илии Пророка, который состоится в воскресенье 18 мая в 13 часов.

Храм Илии Пророка на Пороховых находится по адресу: шоссе Революции, д. 75.  Добраться до нас можно от станции метро "Ладожская" на автобусе номер 168 или К-92.

 

- Хотелось бы узнать, как наследуется традиция исполнительства на тех инструментах, что мы видели?

 

- В том, что касается "андреевской" традиции, здесь все достаточно благополучно. У нас есть несколько музыкальных школ, школа имени Андреева на Московском проспекте, где учат играть и на гуслях, и на других народных инструментах. В других музыкальных школах также есть народные отделения.

В отношении традиционных, или, как их еще называют, архаических гуслей, здесь довольно плохо, потому что к 70-80- м годам, о которых я сегодня говорил, эти гусли оставались лишь на чердаках, может быть, по несколько штук на область. Записать гуслярок тогда удалось лишь штучное число. Среди тех, кто возрождал эту традицию, надо назвать такого замечательного гусляра Андрея Байкальца. В Новгороде Владимир Иванович Поветкин, который пользовался результатами археологических раскопок: древнерусские гусли, точнее, то, что от них осталось.

В России до сих пор нет системы обучения на архаических гуслях, хотя в Консерватории есть лаборатория этномузыкологии, где русскому фольклору уделяется достаточное внимание. Если человек уже умеет играть на гуслях концертных или другом инструменте, то там он может освоить и этот архаичный инструмент.

В нашем фестивале, в воскресенье 18 мая примет участие эталонный для нашего города фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской консерватории.

 

- Насколько я понимаю, существует и дружба народных и современных концертных инструментов. У нас есть ролик с записью трио: скрипка, гусли и гитара. Скрипка в том или ином виде существует как народный инструмент, архаичная скрипка называется гудук. Гитара более поздний инструмент. Этот ролик в какой-то мере отвечает на вопрос "молодежь и традиция". Давайте послушаем.

 

00:39:24 - 00:42:22

Видеоролик с выступлением трио.

 

- На гуслях играла Ольга Глазова, которая сейчас учится в Санкт-Петербургской консерватории. На фестивале этого года Ольга выступит как на концерте в Свято-Духовском центре, так и у стен храма Илии Пророка на Пороховых.

 

- Вопросы, поступившие через нашу группу ВКонтакте:

«С чего начинается молодежное служение на приходе?»

«Что делать, если дочь в 14 лет отрицает Господа и говорит, что она атеистка?»

 

- На второй вопрос ответить в прямом эфире, поскольку мы не знаем, что было раньше. Думаю, что обеспокоенной маме надо прийти в ближайший храм и поговорить с батюшкой, который сможет уделить ей время. Приезжайте в наш храм.

В нашем храме направления молодежного служения изначально были определены отцом Игорем: это Воскресная школа, летние поселения, организация приходских праздников: Рождество, Пасха, Масленица.

Не могу давать универсальные рецепты, но когда наши ребята, первыми поступившие в нашу Воскресную школу, достигли подросткового возраста, конечно, они слушали популярную тогда музыку, посещать дискотеки. Мы думали, как поступить в такой ситуации: разрешить посещать те дискотеки либо пригласить дискотеку к себе. И тогда отец Игорь поддержал один из наших "безумных" проектов: пусть каждый приносит ту музыку, которая ему нравится, будете танцевать, как вам нравится. И выяснилось, что каждому нравится что-то свое, что молодежная культура разбита на субкультуры, в результате посидели, поделились, обменялись достижениями этих субкультур, но единства не возникло. Тогда мы и предложили попробовать фольклор, и нашими детьми того времени это было принято. Мы не навязывали им сверху. Пригласили коллектив, чтобы попробовать, и сейчас у нас, помимо фестиваля, существует ансамбль гусляров, вокальные фольклорные ансамбли взрослый и детский. Наш уровень пока скромный, не для показа на телеканале "Союза", но мы сами поем, сами играем на гуслях, сами пляшем.

 

- У нас есть еще один видеосюжет, расскажите, пожалуйста, о выступающих.

 

- Это народный хор имени Анны Эповой. Руководитель хора Наталья Юрьевна Горянина очень хорошо представляет народную традицию, но сознательно придерживается обработок или даже авторских песен, но в народном стиле. Мы дружим с этим хором.

Хочется еще раз поздравить телезрителей с праздником Пасхи. Пусть поздравлением будет это выступление хора имени Анны Эповой. Солирует и аккомпанирует на гуслях замечательная петербуржская исполнительница Наталья Федорова.

 

00:48:50 - 00:51:16

Видеозапись выступления народного хора имени Анны Эповой.

 

- Пока звучал ролик, я думал о вопросе телезрительницы по поводу слов дочери и хотел бы сказать, что в четырнадцать лет подобное заявление, скорее всего, означает: мама, я не такая, как ты. Не стоит отчаиваться, но надо искать общие темы, то, что Вас объединяет, а не то, что разделяет.

Еще раз приглашаю наших телезрителей на V-й Ильинский фестиваль духовной народной музыки. Родителей с детьми мы приглашаем к нам в Ильинскую слободу, это храм Илии Пророка и Воскресная школа, в субботу в 12 часов, вечером в Свято-Духовский концертный зал к 18 часам и на заключительный концерт-праздник у стен храма Илии Пророка в воскресение в 13 часов.

 

- На прощание скажите, пожалуйста, из опыта того, что Вы наблюдаете, какие тенденции Вы видите в движении нашей молодежи?

 

- Я бы хотел сказать о традиционной культуре и нашем наследии. Три дня тому назад в Русском музее закрылась проходившая там выставка "Традиционный народный русский костюм". Выставка еще не закончила свою работу, а весьма дорогие каталоги ее были уже все раскуплены. Это редкое явление, обычно бывает наоборот.

Нельзя сказать, только ли молодежь приобретала эти каталоги, но очевидно, что интерес к нашей традиционной культуре жив.

 

- Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Прошу Вас благословить наших телезрителей на прощание.

 

- Воистину Воскрес Христос, дорогие телезрители уважаемого и любимого мною телеканала "Союз".

 

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать