«Слово» (Санкт-Петербург). Благодарность

6 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с историком, искусствоведом Юрием Алексеевичем Соколовым. 

Одно из самых замечательных человеческих качеств – это благодарность. В ней не только ответное благодеяние, но и расширение пространства созидательного и действенного добра. Социальная природа человека объединяет нас в семьи, государства, народы, они взаимодействуют друг с другом долгие века. Но существует ли в истории такое понятие, как благодарность? Именно об этом мы сегодня поговорим с историком, искусствоведом Юрием Алексеевичем Соколовым. 

– Благодарность – в самом деле замечательное качество человека. Но как же это качество соотносится с современным миром, в основе которого – конкуренция, потребление? 

– С современным миром оно никак не соотносится, так как благодарность – это все-таки то, что находится в нашем сознании, то, что определяет наш духовно-культурный комплекс. Сенека, например, говорил, что благодарность – это состояние, в котором человек обнаруживает свои самые душевные качества. 

Мы же, наверное, должны добавить, что благодарность качество еще и глубоко историческое, потому что это наша память: я кому-то благодарен за что-то, я помню это. Это что-то могло произойти довольно давно, это что-то определило мой характер, мою судьбу. И, скажем, в моей жизни, в Вашей жизни и в жизни наших слушателей такие люди были, мы их помним, мы им благодарны. 

Благодарность бывает внутренняя: мы благодарны, но больше этих людей не встречаем. Или, может быть, так складывается жизнь, что мы им не выразили нашу благодарность. Конечно, это внешнее выражение благодарности формально, это ритуальное выражение благодарности. Но оно тем не менее чрезвычайно важно, потому что, простите, наши дети (то поколение, которое вырастает) должны видеть эту меру благодарности. 

Итак, благодарность – это наша память, это наша индивидуальная история. Если мы говорим, например, о семье, клане, о государстве, народе, то, конечно, это более масштабные категории. Но как это соотносится с сегодня, когда мы отказываемся от понятия «нация» и вообще прочих социальных и каких-либо иных гендерных корпораций? 

Вместе с этим мы отказываемся и от истории. А как можно отказаться от этих социальных типов и политических типов человеческих объединений, если мы не отказываемся от культуры и основы этой культуры – памяти? Вот мы становимся такие все универсальные, как бы всеобщего выражения лица. Конечно, в этой ситуации благодарность становится довольно нелепой, она не входит в систему каких-то обязательных ценностей. 

Мы видим, как современное общество, по сути, стремится, с одной стороны, к тотальному индивидуализму, эгоцентрическому идеализму, а с другой стороны – к тотальной стадности. Но в этой тотальной стадности все бегут строем куда-то, руководимые общей мыслью. 

Мысль принадлежит не вам, а кому-то безличностному, кого вы не видите, о ком вы можете, вероятно, только догадываться, но вы двигаетесь в этом направлении. Это и есть стадо, это стадный характер, абсолютно манипулятивный. В этой манипулятивности, конечно, никакая благодарность не предусмотрена. Как это согласуется с сегодняшним миром? Да никак. 

Вот Сенека говорит, что в благодарности выражается духовное достоинство, полнота личности. А о какой полноте личности мы сегодня говорим? О каком духовном достоинстве мы говорим, когда само понятие духовности изымается из современного антропологического комплекса? Человек – это потребитель. А раз он потребляет, то он и рассматривает пространство, простите, как супермаркет. 

Ему обещано было – он этого желает, он хочет потреблять. Простите, но тут сразу вспоминается знаменитый эксперимент профессора Выбегалло у братьев Стругацких в произведении «Понедельник начинается в субботу». Но обратите внимание, как называется авторами фигурант эксперимента: кадавр, то есть мертвец. 

Те, что являются идеологами современного вненационального, внеисторического, внекультурного, вот такого унисексуального мира потребительства, и стремятся к тому, чтобы мы с вами были вот этими кадаврами, удовлетворенными желудочно. Понятно, что в кадавре никакой благодарности быть не может. 

– А в пространстве истории насколько актуально понятие благодарности – между странами, государствами? 

– В пространстве истории это вообще вопрос довольно тяжелый. Дело в том, что государство само по себе – явление, которое, мягко говоря, к духовности относится достаточно опосредованно. Об этом замечательно говорил в «Граде Божьем» блаженный Августин. 

Он говорил о том, что Церковь создана Богом; мы понимаем, что Церковь может быть разрушаема, но она не может быть разрушена, она может быть искушаема, но не может быть искушена, она может переживать чудовищные процессы, но эти процессы не разрушают ее, потому что ее возглавляет Сам Творец жизни. И чтобы Церковь существовала как полноценный живой организм, чтобы там был Бог, достаточно даже двух человек среди всего этого семимиллиардного обиталища. 

А вот что касается государства, то оно создано нами, людьми. Оно создано как ответ на какой-то вызов, произошедший в историческом времени. Вот мы и создаем этот коллектив и затем его сохраняем до тех пор, пока он нам нужен, выгоден или выгоден тем людям, которые нас убеждают, что он нужен. И это явление – государство – меняется в связи с новыми историческими вызовами. 

Да, оно взаимодействует с кем-то еще, вступает в союзы, разрушает эти союзы. Оно может быть благодарно? Вообще-то, честно говоря, это нерационально. Если вы будете вот так душевно привязаны к кому-то, это однажды может породить сложную для вас ситуацию, вы берете на себя бремя ответственности. 

Ведь когда у вас есть друзья, родственники, которым вы чем-то обязаны, это значит, что вы на них тратите свое время. Это значит, что если этот человек позвонил вам в два часа ночи, вы не бросите телефонную трубку. Вы будете с ним говорить столько, сколько ему нужно. Потому что когда-нибудь вам придется позвонить ему в два или в три часа ночи, и он тогда тоже будет тратить на вас свое время. 

Но вы можете не позвонить, а вот вам звонят, а от вас чего-то требуют – не просто душевного участия, но участия во времени; дискомфортного, которое может создать вокруг вас некую конфликтную зону, и вы на себя это берете. А если это в пространстве государства? Ведь это миллионы людей. Они согласны на это? 

Вот, скажем, некоторые народы, когда-то входившие в Российскую империю. Мы можем обижаться на них. Но дело в том, что сейчас они формируют свою историю. И в этой ситуации они совершают очень простое действие: они осознают себя посредством негативного отношения к прошлому. А как они себя еще могут оправдать? Где здесь благодарность? Ее нет. Это рационально? Безусловно. 

Чем отличается человек? Ему же очень важно оправдаться. Он же не хочет жить подлецом, он хочет жить человеком благородным. И он стремится к тому, чтобы что-то объяснить. Помните, в молитве Господней мы просим: «…избави нас от лукавого»? Вот он где, лукавый. Лукавый – это наше соображение, наш ум, который замечательным образом оправдывает наши подлости. 

И мы это делаем. Ох, сколько примеров у каждого в жизни! Мы это наблюдаем. И мы это видим в тех институтах, которые созданы человеком. Государство создано человеком, и оно все наши грехи, в частности неблагодарность, имеет. Неблагодарность – это отступничество, предательство. Государство эту неблагодарность стремится каким-то образом оправдать; и если очень хочет оправдать, то, конечно, оправдывает. Подлость все равно остается подлостью. Зло возвращается, но потом. 

– Спасибо, Юрий Алексеевич, за сегодняшнюю беседу! Действительно, благодарность – очень важное для каждого из нас качество, даже необходимое. 

Дорогие телезрители! К сожалению, человечество очень сильно преуспело в эгоизме. При этом нас так много на этой маленькой планете, но все мы зависим друг от друга. Эта планета – наш общий дом, и неблагодарность делает этот дом не только неуютным, но и опасным для жизни. Давайте будем благодарны друг другу! 

Ведущая Екатерина Соловьева 
Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать