Лаврские встречи. Монах Авраам. Часть 2

23 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
И вновь в гостях у отца Анатолия Першина - монах Авраам, насельник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. В программе гость исполнит музыкальные произведения, а отец Анатолий споет авторскую песню "Белые, белые птицы".

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

(Звучит песня священника Анатолия Першина «Белые, белые птицы».)

– У нас в гостях вновь монах Авраам из Валаамского монастыря.  Отче, такой был увлекательный рассказ о твоей судьбе, о том, как ты попал на Валаам, как попал на ферму; и о коровах, и о дудочке... Я думаю, очень интересно людям это послушать. А вот жизнь валаамская, внутренняя жизнь? Какие-то, может быть, внутренние подвиги, учение молитве, люди-монахи, руководство?.. Там ведь целая жизнь – многоплановая, многомерная.

Ты уже рассказывал, что сам этот двор, коровник – как форпост, как граница между монастырем и миром. Интересно, какая там жизнь в духовном плане, как проходило твое духовное становление, как это все влияло на тебя?

– Тут у каждого свой путь. Что подходит для одного, совершенно не подходит для другого. Та же самая ферма – для кого-то это хорошо и вовремя, а для кого-то нет. Лично для меня ферма – это то, что мне было нужно именно в тот момент.

– Это как школа, как будто ты в первый класс поступил.

– Да. Когда я там остался, был коллектив дружный – это годы 1997-й, 1998-й. И хотя работы было много, к ней не относились как к работе, это был образ жизни. Ферма – это дом такой, где надо было ухаживать за скотиной, вовремя ее накормить, напоить. Все это не вызывало никакого внутреннего протеста, даже у меня.

Но там был один такой момент: однажды я подумал, что это самое главное – накормить, подоить, убрать навоз вовремя; и что этим можно оправдать, например, пропуск воскресной службы. Тогда у нас действительно не было смен. Так я и делал. Или надо коров выгнать на пастбище, потому что они же хотят на поле, а пастухов сменных нет.

И вот вместо того, чтобы в воскресенье ехать в храм, я оставался, чтобы выполнить какую-то работу.

– Это у тебя сейчас покаяние, да?

– Просто потом у меня получился тупик. Прошел не один год, и в какой-то момент я это испытал. То есть работать ты уже не можешь как прежде – просто не справляешься, и не был приобретен навык посещения церкви, молитвенного делания…

– Но ты тогда еще не был монахом?

– Да.

– Ты был трудником или послушником?

– Трудником. По званию послушником, но, в общем, я на послушника не тянул тогда.

– Страдала духовная жизнь.

– Как сказать… Как говорят, труд и молитва – это два крыла, нельзя что-то оставить и на другом пытаться выехать. А про других что я могу сказать? У каждого свой путь.

– Отче, давай что-нибудь сыграем вместе. У нас импровизация как есть.

(Играют на инструментах.)

– Интересно, коровы сбежались бы на звук, если бы мы с тобой сыграли где-нибудь вместе на Валааме?

(Звучит музыка.)

– Я бы хотел показать вот эту книгу, которая вышла недавно. Это первая книга воспоминаний о монахе Георгии, нашем друге и брате. Он был начальником фермы, молодым пришел в монастырь с Кубани и больше десяти лет назад, в 2007 году, погиб – разбился на мотороллере. После этого нашлись волонтеры, которые начали работу по сбору воспоминаний о нем, поскольку его очень многие помнят и любят.

Материала собрано очень много и для книги, и, возможно, для будущего фильма. Вот это первый рабочий вариант. Может быть, если кто-то застал то время, трудился на ферме в те годы (1998–2007) и мог бы рассказать какие-то случаи из жизни (даже необязательно отца Георгия, а вообще той фермы), то просьба присылать эти воспоминания, можно даже на валаамский сайт. Есть у нас страничка в группе «ВКонтакте»  – «Валаамская ферма»; можно туда присылать.

– Отче, как дальше твоя судьба на Валааме сложилась? Какое послушание у тебя сейчас там?

– С фермы меня перевели – уже время пришло. Сейчас я несу послушание на пекарне и потихонечку учусь петь на клиросе. А петь начал тоже, в общем-то, благодаря дудочке.

– Ты какие-то элементарные ноты можешь сыграть на ней? Какую-то школу проходил? Как обучался ей?

(Отец Авраам играет на флейте.)

– Это была попытка исполнить одно из церковных песнопений. Нет, какая школа?..

– Просто играл, играл, хотелось играть, да?

– Нет, не так. Просто немножко нотный стан я знал. Есть люди, которые могут сразу играть без всяких нот, им ноты не нужны, у кого-то такой склад. Я в этом смысле человек достаточно тупой – до сих пор не могу гитару настроить. А на блок-флейте есть аппликатура, и, грубо говоря, если правильно отверстия зажимать, то уже…

– …надо вовремя зажать нужную дырку.

– И делать паузы.

– И развивать легкие.

– Да. И вот коровы очень хорошо запоминают голоса, интонации тех, кто с ними возится, кто их кормит. Например, бывали такие случаи: уходит стадо, где-то что-то недоглядишь – и от стада отбились маленькие телята. Надо идти их искать, пока не стемнело. Идет народ. А телята уже к вечеру где-то залегли, их не видно, не слышно. Но вот идет человек, который их кормил молоком перед этим,  зовет их, и на его голос они отзываются. А вообще у этих животных очень развито чувство дома.

И тоже бывали такие случаи: убегут они, идешь их искать, находишь стадо где-то в лесу и начинаешь им объяснять, что надо домой идти. Надо с вожаком договориться, самое главное, ему объяснить, потом все остальные пойдут. И они разворачиваются (это особенно поначалу было заметно, когда Валаама не знаешь) – и идут через лес по прямой домой. То есть сам бы я погнал их какими-то дорогами обходными, а они поняли, что домой, просто поворачиваются – и пошли. Остается уже только за ними идти.

– Это очень похоже на евангельскую притчу о пастыре и заблудшей овце. Пастырь оставляет все стадо, идет и ищет заблудшую овцу и очень радуется, когда ее находит. Так же практически и с коровами получается?

– Да, в общем, так и получается все.

– А вот по поводу съемок…

– Там есть такое видео забавное – тоже на тему того, как коровы реагируют на музыкальные инструменты. У меня был напарник. Было большое поле, и он как-то от скуки залез на бочку для воды, то есть на цистерну, и начал ногами в нее колотить. Раздались  гулкие низкие звуки, и коровы на эти звуки прибежали. И потом он говорил, что они постоянно так делают. Тогда мы записали небольшое видео, совместили с дудочкой, и получается, что коровы как бы идут на дудочку, а на самом деле они идут на эти удары в бочку.

(Демонстрируется видеозапись.)

– То есть разные способы их привлечь есть.

– Ну да.

– А что их привлекает в бочке? Низкий звук?

– Не знаю, частоты какие-то…

– Благоприятные…

– Вообще что такое дудочка? Это поиск общей точки гармонии, это не то что даже какое-то самовыражение. Я когда-то пытался какие-то мелодии научиться играть. Ну и что? В итоге в какой-то тупик зашел. Смысл в том, чтобы попытаться отразить с помощью пусть простенького музыкального инструмента то, что происходит в душе…

Найти эту общую точку – вот небо, коровы, поле, я сижу – и какие-то звуки... И чтобы все это слилось воедино. Тогда получается какое-то ощущение гармонии – коровы слушают, и людям нравится, и самому нетяжело.

– Да появляется какой-то образ монаха с дудочкой.

– Есть такое.

– Я тебя сегодня смущаю, отче?.. Ну ладно. Прости, что мы всколыхнули твои воспоминания. Божьей тебе помощи. Я думаю, что мы еще не раз встретимся. Будем дружить. Я сам собираюсь на Валаам; может, летом. Хочу побывать на ферме, возьму с собой дудочку.

– Дудочек у меня хватит. Но лучше иметь свою.

– Тогда Божьей тебе помощи в улаживании всех твоих дел тут, в Петербурге, и там, на Валааме. Ангела-хранителя.

Ведущий священник Анатолий Першин

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 23 апреля: 03:00
  • Среда, 24 апреля: 09:05
  • Воскресенье, 28 апреля: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать