Лаврские встречи. Автор-исполнитель диакон Сергей Учанейшвили. Часть 1

31 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В гостях у священника Анатолия Першина - автор-исполнитель диакон Сергей Учанейшвили. В программе гость расскажет об Александро-Невской песенной дружине, в которой он состоит, а также о главной теме своего творчества - образе святого Александра Невского. В эфире прозвучат произведения: "Княже Александре", "Мамочка моя", "Питерский дождь".

– Можно сказать, что это долгожданная встреча, потому что мы не виделись в этой студии уже три года.

– Да, много времени утекло… Я за это время успел закончить академию, вот значки духовной академии, где мы с отцом Анатолием вместе учились в свое время, в одной группе. Это были очень добрые, светлые годы.

– Я как раз хотел спросить о твоих достижениях, о том, чем ты занимался эти годы. Продолжаешь ли ты заниматься тем, чем занимался, что изменилось в твоей жизни?

– Три года  небольшой срок, мало что изменилось. Я, честно говоря, консерватор, очень люблю стабильность. Люблю, чтобы, как в нашем православном календаре, где все идет по кругу, ежегодно повторяясь. Так и в нашей жизни, если мы что-то начинаем, чтобы оно продолжало жить. Чтобы Александро-Невский фестиваль, который проходит с 2002 года, прошел еще и еще раз. Мы в предвкушении 19-го фестиваля. В этом году он будет посвящен 800-летию со дня рождения Александра Невского, нашего покровителя (Александро-Невский фестиваль посвящен именно ему) и 780-летию со дня Невской битвы. Это очень важные вехи. Мы нашим клубом (Александро-Невская песенная дружина) и Александро-Невским фестивалем к нему готовимся, чтобы торжественно отметить.

– Ты продолжаешь заниматься Александро-Невским фестивалем?

– Да, это благословение нашего владыки Назария, наместника Александро-Невской лавры, под руководством которого я служил в лавре десять лет, до 2017 года. Мы продолжаем это Александро-Невским братством. Есть такое межрегиональное общественное объединение. Руководит им владыка Назарий, а я - член правления братства и отвечаю как раз за фестивали – Александро-Невский фестиваль в Петербурге, фестиваль «Небо славян» в Севастополе», фестиваль «Одигитрия», который проходит в братском белорусском Витебске. На этих фестивалях я организатор, соорганизатор, член жюри, и провожу этот фестиваль по благословению нашего наместника.

Еще у нас есть любимый мною православный лагерь на Грушинском фестивале, с которого все и начиналось. Честно сказать, авторскую песню я с детства не очень любил, воспитывался на рок-н-ролле, диско, хорошем джазе, классической музыке. Бардовская песня – разве что пара песен Булата Окуджавы или Юрия Визбора, Владимира Высоцкого. А так я был далек от бардовской песни. Но вот я впервые попал на Грушинский фестиваль, крупнейший фестиваль бардовской песни на берегу Волги под городом Тольятти в Самарской области. Он проходит с 1968 года, это старейший фестиваль. Когда я туда попал в православный лагерь, я влюбился в костры, в бородатые лица, поющие о православных темах, гитары… С тех пор увлекся авторской песней, сочиняю свои песни и провожу Александро-Невский фестиваль (повторюсь, по благословению), а другой – авторской песни.

– Думаю, пришло время песни. Прозвучало имя святого благоверного Великого князя. Я знаю, что в репертуаре есть ему посвящение.

– Да, есть песня, я бы хотел ее спеть. Это как бы мини-акафист: в пяти куплетах рассказывается жизнь Александра Невского. Песня, построенная на четырех аккордах, повторяет темп движения конницы, как будто бы конь скачет на Невскую битву. Называется песня «Княже Александре».

Где над Невой взметнулись волны,

Сошли на русский берег шведы.

В сердцах гордыней папской полны,

Над Русью чаяли они победы.

 

Но встал князь Александр,

Копием в чело ударил шведа.

Не в силе Бог, сказав, а в правде:

Лишь правым Бог дает победу.

 

Святой княже Александре,

Молись за Русь перед Богом

Спасай, княже Александре,

Спеши к нам на подмогу, эгей!

 

Святая Русь – соблазн для вора,

Вновь крестоносцы у порога

На льду Чудском тевтонцев свора,

Но Русь святая молит Бога.

 

Вновь встал князь Александр,

А смелому и лед в подмогу.

Не в силе Бог, сказав, а в правде:

Лишь правые угодны Богу.

 

С востока орды налетели,

Как саранча, затмили солнце.

Под игом годы – как метели,

Но Русь святою остается.

 

Вновь встал князь Александр,

За Русь главу склонил пред ханом.

Не в силе Бог, сказав, а в правде,

А правому Господь охрана.

 

Служить Руси до самой смерти,

Стоять за Русь во славу Богу –

Так стоит жить, вы мне поверьте,

Так стоит жить, друзья, ей-Богу,

Так жил князь Александр.

 

И стал монахом перед смертью

Не в силе Бог, сказав, а в правде.

Лишь в правде Бог живой, поверьте.

 

И ныне так же, как когда-то,

На нас ползут все те же силы,

Ведь Русь обширна и богата.

Спаси нас, Господи, помилуй!

 

Вновь встань, князь Алекснадр

И собери всех нас под знамя!

Не в силе Бог, скажи, а в правде,

Бог в правде, стало быть, Он с нами.

 

– Спаси Господи. Такая песня вдохновляет, поднимает патриотические чувства.

– По благословению наместника Александро-Невской лавры владыки Назария долгое время я  был помощником наместника по молодежной работе Александро-Невской лавры. Я понимаю, что в современной ситуации есть место для подвига. Наши корни – Александр Невский,  Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Жуков и прочие наши полководцы – являются для нас живым примером подвига и даже почти былинными героями. Но надо понимать, что они проживали настоящую жизнь в очень сложных условиях. Для молодого человека Александр Невский - пример для подражания, ведь он с самого детства был на княжении со своим братом в Великом Новгороде. В 17-летнем возрасте он уже княжил. Представляете, что такое сейчас 17-летние мальчишки… Об этом даже смешно говорить.

А когда ему исполнилось 20 лет, швед Биргер пришел и бросил ему вызов: «Князь! я на твоей земле и уже топчу ее. Если можешь, выйди и сразись со мной». И двадцатилетний Александр Невский, молясь в святой Софии Новгородской, садится на ладьи, быстро спускается с воинами по Волхову к Ладоге. На подступах к шведским войскам есть дозоры. Один из воинов, из местных жителей, из Ижоры, видит утешительное для князя видение: по Неве плывет ладья, а в ней Борис и Глеб, которые говорят: «Ну что, князь Борис, поможем нашему сроднику Александру?». – «Поможем, князь Глеб!». Услышав это, Александр Невский воодушевился. Мы вспоминаем историю Невского сражения: Александр не только молился в храме святого Георгия в Старой Ладоге накануне сражения, но и сам лично, как об этом гласит предание, сразился со шведом Биргером, опытным воеводой. В конной схватке он сбил его с коня, ударив копьем ему в чело.

– Как в песне.

– Да. Кто скакал на коне, прекрасно понимает, что даже удержаться трудно, не то что попасть человеку в лоб, в узкую прорезь в шлеме. Это невозможно совершить, если Бог не поможет, как царю Давиду Он помог против Голиафа. Так же и Александр Невский, увернувшись от копья шведа Биргера, попал ему в чело, сбил его, деморализовав шведское войско и воодушевив наших ратников. Невская битва стала первым славным победным действом Александра Невского, за что он и получил прозвище Невский. Ведь Невский – это не фамилия, он Рюрикович.

– Мне хотелось бы поговорить о посте, о том, как надо его проводить. Особенно интересно, как сам человек говорит об этом.

– Я как дьякон всегда читаю Евангелие на службах, стараюсь делать это понятно, четко, чтобы все в храме слышали. Что Христос нам говорит? Когда ты постишься, помажь голову маслом, то есть приведи себя в порядок, будь опрятным, красивым. Чтобы лицо наше было не хмурым. То есть Господь призывает нас не внешне поститься, не к внешней собранности, строгости, хмурости, а к внутреннему посту. Чтобы мы не перед людьми постились, а перед Богом. Этот момент очень важен. Я постом довольно часто улыбаюсь, потому что Бог есть любовь. Это основное, что мы должны запомнить, когда говорим о христианстве. Для многих христианство – это черные платки, мрачные лица, пост, молитва, поклоны и так далее. Да, это важно, но определение христианства дал Сам  Иисус Христос, Богочеловек. Он сказал Своим ученикам перед тем как вознестись на небо: по тому узнают о вас, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою. Любовь – основа христианства, краеугольный камень. Если любви нет, значит, христианства нет. Это законничество, фарисейство, что угодно, но никак не христианство. Христианство – в первую очередь любовь, которую принес на эту землю Господь.

Я бы хотел спеть песню о любви к своей маме. Так уж получилось, что материнский подвиг возвышен до небес, потому что Божья Матерь Своим удивительным материнством, в девстве зачав Богомладенца и родив Его, оставаясь в чистоте, освятила и таинство материнства. Ведь каждый из нас, кроме Адама и Евы, родился. Даже Иисус Христос, будучи Богом, прошел через рождение. Он имеет Мать. Поэтому я хотел бы посвятить песню своей мамочке, которой уже 11 лет как нет здесь. Она пребывает на небесах, но живу я, ее плод, ее сын. Благодарю Бога за то, что у каждого из нас есть мамы. Пусть сейчас каждый, сидя у своих телевизоров, задумается о своих матерях, помолится о них. Если жива мать – позвонит, сделает что-то хорошее. А об усопших – перекрестит лоб и помолится о упокоении. Песня, которую я сочинил для своей мамочки еще при ее жизни.

Почему сегодня

Взял гитару я?

Мне чуть-чуть взгрустнулось,

Мамочка моя.

Я припомнил детство

И твои слова.

Лишь теперь я понял:

Ты была права.

 

Мама, ты не переживай,

Милая моя,

Мамочка, ты знай:

Я люблю тебя,

Милая моя!

 

Я крестился в церкви

Только в тридцать лет.

Никого поверь мне,

Не виню я, нет.

Нынче, слава Богу,

Православный я (и даже дьякон!),

И со мною вместе

Вся моя семья.

 

Я приеду скоро

В домик наш родной.

Посидим тихонько

Мы вдвоем с тобой.

Обниму за плечи

Нежно я тебя,

А потом на ушко

Прошепчу, любя:

 

Вечер на плечи

Пусть накинет шаль.

Годы промчались,

Но прошлого не жаль.

Сколько мгновений

Счастливых помнишь ты!

Выросли дети,

Сбылись твои мечты.

 

– Спасибо. Конечно, в пост как раз вспоминаются близкие люди, особенно проверяется наша любовь к ближним – и тем, которые живут, и тем, которых уже нет. Усиливается молитва (Вселенские родительские субботы). Вообще, пост проверяется человеческим милосердием, сколько ты добрых дел сможешь делать, не включая собственный контроль, конечно. Просто надо усилить дела милосердия.

– Я очень люблю наши старые советские мультики. У меня четверо детей и две внучки. Когда внучки приезжают, они любят смотреть мультики. Слава Богу, что мы этим процессом сейчас можем управлять, есть гаджеты, Интернет. Мы можем сами выбирать, какие мультики смотреть. Буквально на днях, когда они приезжали, я поставил им мультик «Волшебный мешочек». Герой мультика медвежонок шалил, баловался, хотя был хороший, и мудрый дедушка сказал ему: «Я тебе разрешу баловаться и делать все что угодно, только ты сначала собери мешочек камешков. Делаешь доброе дело – бросай в мешочек камешек». И вот мишутка стал целыми днями ходить и искать, кому бы сделать доброе дело. Через много дней он набрал мешочек, приходит к дедушке и говорит: «Смотри, целый мешок!» Дедушка ему и разрешил делать что хочет. «Ну, я сейчас разойдусь!» – думает мишутка. Вышел на улицу пошалить, а уже не может: привык к добрым делам, не может уже без них.

Мне кажется, так и каждый из нас, как ребенок, должен относиться к посту не просто как ко времени покаяния, молитвы, пищевого поста (это безусловно), но и как ко времени делания добрых дел. Как дьякон, я подчеркиваю: предначинательные недели перед Великим постом даны не просто так. Они нас приуготовляют к посту. Когда мы читаем последнее Евангелие о Страшном Суде, Господь там говорит, как Он будет нас судить. Не за то, как мы молились, как постились, как поклоны били, а за то, делали мы или не делали добрые дела. Помогали ли мы нуждающимся – больным, увечным, раздетым, голодным? Если не помогали, боюсь, то нам даже пост, молитва и поклоны не помогут стоять перед Богом, когда наше сердце будет испытываться на милосердие. Бог именно испытывает нас на милосердие.

Честно Вам скажу, я очень люблю наш город. Мне кажется, он невероятно красивый. Я уверен в этом, потому что тысячи и миллионы людей стремятся в наш город. Я счастлив, что приехал сюда из Севастополя в 1978 году и являюсь теперь частью Петербурга. Хочу оправдать звание петербуржца. Я сочинил нехитрую песню о своей любви к нашему златоглавому, невероятному городу, который был основан более трехсот лет назад на  болотах. Он прославляет и православие, и Россию во всех отношениях – и зодчество, и дружелюбие, и гостеприимство петербуржцев.

Белой ночью над Невою разведут мосты.

Мокнут скверы и бульвары, клумбы и кусты.

В парках мокрые скамейки, некуда присесть,

Но зато в кафе на Невском чай горячий есть.

Бродяга дождь, бродяга дождь, бродяга питерский дождь.

 

Шпили, купола и здания, фонари и львы,

Люди ходят вверх ногами в зеркале Невы.

Дождь – художник, он рисует по воде круги,

Он идет, Нева танцует под его шаги.

Бродяга дождь, бродяга дождь, бродяга питерский дождь.

 

На Ростральных на колоннах газовый костер,

Ангел в небе над собором крылья распростер.

Медный всадник и Исакий мокнут под дождем,

А мы под портиком Манежа дождик переждем.

Бродяга дождь, бродяга дождь, бродяга питерский дождь.

 

Дождь идет по крышам, слышу я его шаги

И бежит с зонта струями. Что ж, давай беги!

Бьют фонтаны, в неба струи серебристых брызг,

Небо плачет, как ребенок, слезки льются вниз.

Бродяга дождь, бродяга дождь, бродяга питерский дождь.

 

На Дворцовой прямо в лужах неба высота.

Это здорово, поверьте, просто красота!

Ветер в небе Петербурга гонит облака.

Я иду домой и сфинксам говорю «пока».

Бродяга дождь, бродяга дождь, бродяга питерский дождь.

 

В нашем городе без дождя не обойтись. Недаром его называют городом дождей.

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 30 апреля: 03:00
  • Среда, 01 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать