Купелька. Святитель Василий Великий

1 февраля 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Я приветствую вас, мои дорогие юные телезрители! Сегодня в нашей программе мы поговорим о личности святителя Василия Великого. Будущий святой угодник Божий родился в начале IV века в Кесарии. Это было очень давно. Он был сыном учителя красноречия и, когда стал взрослее, решил идти по стопам своего отца. Учился вначале в родном городе – Кесарии, а затем в столице Греции. Получил блестящее образование: он изучал и математику, и физику, и медицину, и риторику, и многие другие естественные науки. Но этого было ему мало.

Его душа просила чего-то большего. Он наслаждался картиной мира, окружающей действительностью, но, к сожалению, не мог ответить на вопрос: а Кто же является Основателем всего этого мира? И он совершает длительное путешествие сначала в Египет, потом в Палестину, Месопотамию и в Иерусалиме наконец принимает Святое Крещение, становится христианином. Потому что в тех странах, которые он посетил, он был в разных монастырях и общался с иноками, послушниками, монахами, которые говорили ему о красоте Божьего мира и о Творце, нашем Боге.

Когда он вернулся в свой родной город и познакомился с епископом христианской общины Евсевием, он стал все больше и больше изучать церковную науку. Он все больше постигал Бога и даже в храмах проповедовал, но его душа искала уединения. Он уходит в  Понтийскую пустыню и вместе с собой приглашает своего друга Григория. Там они возделывают землю, разводят огород и проводят время в посте и молитве.

Но когда зажигают свечу, ее не ставят где-то под кроватью или под столом, а ставят на высоком месте, на подсвечнике. Для того, чтобы она светила и приносила свет людям. И вот спустя год после этого уединения и Григорий, и Василий вновь возвращаются в Кесарию. Через какое-то время умирает епископ христианской общины Евсевий, и на его место становится святитель Василий.

За что же он был назван Великим? За его ревностное служение Богу. Для того чтобы понять, в чем заключалось его служение, мы должны обратиться к той эпохе, в которую он жил. В это время в Церкви очень сильно стала распространяться ересь арианства. «Ересь» – слово греческое, оно означат отступление от истинного вероучения. О чем же говорил священник по имени Арий? О том, что Господь Иисус Христос лишь подобен Богу, но не является Сыном Божьим. В то время как мы, православные, то есть те, которые правильно славят Христа, говорим о том, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий и тоже является Богом.

Чем же учение Ария грозило христианам того времени? Казалось бы, какая разница – подобен Богу или является равным Богу? В том-то и дело, что если Иисус Христос не имеет Божественной природы, то и учение Его не божественно. Соответственно, и Церковь Его тоже не имеет божественного начала, а лишь является плодом человеческого разума, потому что и каждый человек тоже подобен Богу, ведь каждый человек в себе носит образ и подобие Божье.

К сожалению, ересь арианства распространялась все активнее и активнее, на стороне ариан был даже император Валент. Он послал своего слугу по имени Модест, человека очень властного, требовательного, жесткого (я бы сказал, даже жестокого), к святителю Василию, для того чтобы убедить его поступиться своими принципами и поддержать императора. Соответственно, и ариан. Но Василий Великий отказывается, он говорит: «Нет, я буду стоять до конца в своем убеждении, что Иисус Христос – Сын Божий и что Он тоже является Богом».

Модест ему возражает: «Если ты будешь упорствовать в своем мнении, я отправлю тебя в ссылку в далекую страну. Если и дальше будешь проповедовать свое мировоззрение, то я лишу тебя твоего имущества. Если и после этого не смиришься, то я лишу тебя жизни».

Но что же ответил бесстрашный Василий Великий? Он сказал Модесту: «Если ты хочешь забрать мое имущество – забирай, но, кроме одежды и книг, у меня ничего нет; вряд ли ты от этого станешь богаче. Если ты велишь мне удалиться в изгнание, то и в этом нет особой беды, потому что здесь у меня нет своего жилища. Да и какая разница, где славить Христа? А если же ты лишишь меня жизни, то окажешь мне неоценимую услугу, потому что тотчас я предстану перед моим Господом Иисусом Христом».

Модест был в изумлении. Он сказал: «Василий, как ты можешь говорить такие слова?! Со мной еще никто так не общался!» Василий ему ответил: «В том-то и дело, Модест, что ты ни разу не разговаривал с христианскими епископами, которые во всем показывают смирение. И ревность – в том, что касается истинной веры».

Когда же Модест вернулся к императору Валенту и доложил ему о разговоре с Василием Великим, тот слегка опечалился, потому что нельзя было удалить в изгнание святителя, нельзя было лишить его жизни, так как он был человеком очень уважаемым – многие люди считали его своим учителем, наставником. И Валент принимает решение приехать в храм к Василию Великому, чтобы самому убедить его отступиться от своих убеждений.

Что же Валент увидел, придя в храм? Он увидел благочестивую обстановку, очень молитвенный настрой за богослужением, услышал проповедь святителя Василия Великого, и сердце его стало мягче. Затем в разговоре он все-таки попытался убедить Василия, но святитель был тверд в своей вере и отказался принять сторону императора Валента. Тот разгневался и сказал: «Ты должен удалиться в изгнание». Но в изгнание святитель Василий так и не ушел, потому что той же ночью заболел сын императора, и император послал своих слуг за святителем, чтобы тот молился об этом маленьком мальчике.

Ариане настаивали на своем. Более того, они даже обратились к императору, чтобы он отдал им тот храм, в котором молился святитель Василий. Это был кафедральный собор в Кесарии. И последователи истинного Христова учения, наставником которых был святитель Василий Великий, опечалились, когда император принял такое решение: «Василий, пусть между собой решат последователи Ария и те, которые идут вслед за тобою, кому должен достаться этот храм. Но ты не должен принимать участия в этом споре».

И святитель Василий принял решение. Двери храма после богослужения были закрыты, и было объявлено, что будут молиться и ариане, и истинные христиане, а по чьим молитвам двери сами отворятся, тем храм и будет принадлежать. И как бы ни сотрясали воздух ариане, как бы они ни провозглашали какие-то молитвы, двери не открывались.

Тогда пришли истинные христиане, которые видели во Христе истинного Бога; пришел и святитель Василий Великий. Он трижды благословил эту дверь, осенил ее крестным знамением и сказал: «Благословен Бог христианский всегда, ныне и присно и во веки веков». И все люди ответили: «Аминь». Тотчас двери растворились чудесным образом, и всем стало понятно, что истинное учение превыше человеческих измышлений и догадок.

Святитель Василий всю свою жизнь боролся с ересями и расколами в Церкви. Он был человеком очень грамотным, образованным, знал греко-римскую культуру и даже говорил, что в ней действительно человек может находить для себя очень важную и полезную информацию. Он оставил после себя богатое духовное наследие – множество слов, проповедей. И даже сейчас, заходя в храм, мы с вами можем участвовать в Божественной литургии, автором которой является святитель Василий.

Церковь причислила святителя Василия Великого к лику святых. Теперь его память ежегодно празднуется, и он для нас являет пример стойкости в вере. Кто бы ни пытался сбить человека с истинного пути, человек должен держаться веры Христовой.

Я благодарю вас за внимание, мои дорогие юные телезрители. Надеюсь на новые встречи в эфире. Храни вас Господь!

Ведущий  священник Олег Чебанов

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​