Купелька. О святых

18 января 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Я приветствую вас, мои дорогие юные телезрители! Сегодня мы поговорим с вами о святости. Заходя в храм или глядя дома на икону, наверное, многие из вас обращали внимание, что над головой у того человека, святого, который изображен на иконе, мы видим окружность золотистого цвета. Что же это такое? Окружность эта называется нимбом (или свечением).

Почему же эти люди изображаются с нимбами вокруг головы? Этого нет на наших с вами фотографиях или на рисунках, которые мы дарим ко дню рождения или к празднику своим родителям – маме или папе, бабушке или дедушке. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами разобраться: кто же такие святые и в чем заключается их святость.

Господь наш Иисус Христос, когда пришел две тысячи лет назад, дал нам заповеди блаженств. Он сказал нам о том, что мы должны быть миротворцами, мы должны быть миролюбивыми, плакать о своих грехах, сокрушаться о них, помогать людям, которые находятся рядом с нами. И тогда мы наследуем жизнь вечную и будем по-настоящему блаженны, то есть счастливы.

Те люди, которые достигли такого состояния покоя, радости и умиротворения (даже при своей жизни), называются святыми. И когда мы с вами общаемся даже с каким-то человеком, который живет рядом с нами (может быть, это наша бабушка или наш дедушка), иногда нам кажется, что он настолько добрый, настолько хороший и милый для нас! От него исходит какой-то свет, какая-то неземная радость. И нам становится немножко теплее и радостнее рядом с ним.

Но ведь наше лицо и наши глаза не являются источником света. Поэтому святые изображаются на иконах с нимбами. Этот свет, который не виден глазу, но который мы чувствуем душою, для нас является источником благодати и примером для подражания.

Святых, прославленных в нашей христианской Церкви, очень много. И каждый из нас носит имя, потому что крещен в честь того или иного святого. Поэтому мы с вами сейчас должны разобраться, кто же такие святые и какие бывают виды святых. И вот первые из них – это пророки. Мы тоже их видим на иконе. И даже на иконостасе – на особенной специальной алтарной перегородке в храме. Для них определен специальный ряд, который так и называется – «пророческий».

Пророки – это те люди, которые по научению от Духа Святого предсказывали приход в мир Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому на иконах они изображаются со свитками, где содержатся высказывания или изречения из их пророчеств. К числу пророков мы относим пророка Божия Илию, пророка Господня Моисея, через которого Господь на горе Синай много тысяч лет назад дал Закон для людей, его называют Декалог, или Десять заповедей.

К числу пророков относится также и Предтеча Господень Иоанн Креститель. Это самый последний пророк, который говорил людям, даже когда Христос уже пришел в мир: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». И он говорил: За мной идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его.

И действительно, когда на реку Иордан приходили люди и крестились от Иоанна, они входили в воду и говорили о своих грехах. И вот однажды к нему пришел Сам Спаситель Господь Иисус Христос. Иоанн Ему говорит: «Ты ли приходишь ко мне, чтобы принять от меня крещение? Ведь это я должен креститься от Тебя». Но Господь говорит: «Делай так, потому что нам надлежит исполнить всякую правду». И когда Господь вошел в реку Иорданскую – Он тотчас вышел из воды, потому что Ему не было необходимости каяться в Своих грехах. Потому что Он – Бог, а значит – безгрешен.

Кроме пророков-мужчин есть и пророчицы-женщины. В числе их – пророчица Анна, которая жила в Иерусалимском храме и ждала прихода в мир Господа Иисуса Христа. Это событие запечатлено на иконе «Сретение Господне». Когда по обычаю того времени родители принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу за рождение своего первенца, пророчица Анна (которая была уже в преклонных летах и которая свидетельствовала о грядущем приходе Спасителя) тоже была здесь. Она также изображается на иконе.

Во время Своей земной жизни и общественного служения в течение трех с половиной лет Господь Иисус Христос проповедовал на земле покаяние. Он призвал к Себе учеников, которые стали Его последователями. И перед Своим вознесением на небеса Он собрал их и сказал: «Идите в мир и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я заповедал вам».

По-гречески это слово звучит «апостол». Те ученики Христовы (сначала их было двенадцать, а потом прибавилось еще семьдесят), которые разошлись во все концы света для того, чтобы проповедовать Божию истину, стали называться апостолами. И также есть апостольский ряд в иконостасе.

Но среди них есть два апостола, которых мы называем первоверховными, то есть самыми главными, которые наиболее потрудились в деле проповеди истины Христовой. Это апостолы Петр и Павел. Если мы посмотрим с вами на икону апостола Петра, то увидим, что в его руке находятся ключи.

Это символ того, что Господь дал ему ключи от рая. Каждый из нас после своего земного бытия и своей смерти будет либо наследовать жизнь вечную, либо адские муки. Но ему Христос сказал: «Ты, Петр, тот самый камень, на котором Я создам Свою Церковь, и врата адовы не одолеют ее». То есть Церковь будет жива до скончания века.

Еще есть святители. Это патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, которые управляли христианскими общинами в пределах своей епархии. После того как апостолы разошлись в разные стороны света, они приходили к людям, проповедовали, собирали общины.

Были люди, которые слушали их, проникались истиной Христовой, принимали святое крещение и становились христианами. И эти христиане становились символическим стадом Христовым, им нужен был пастырь, который учил бы их законам Божественной истины. Такими пастырями становились святители.

На иконах они изображаются в святительском облачении. Обязательно это – омофор. Это такая накидка, символизирующая собой заблудшую овечку, которую добрый пастырь несет на своих плечах к себе в дом. На иконах иногда мы можем видеть также изображение святителей в митрах, которые символизируют собой терновый венец Спасителя, надетый на Его голову перед распятием, казнью. В числе святителей наиболее почитаемые в России святители – Николай Чудотворец, Иоасаф Белгородский, Спиридон Тримифунтский и многие другие.

К лику святых также относятся преподобные. Это те, кто ушел в свое время из мира. Они не имели семьи, ушли в монастырь, дали разные обеты: безбрачия, постной пищи, уединения, непрестанной молитвы. Один из наиболее почитаемых святых среди преподобных  наш земляк, преподобный Серафим Саровский.

Святых в нашей Церкви множество. И всех их, наверное, даже невозможно не только запомнить, но и назвать сейчас. Поэтому мы будем с вами в наших передачах говорить о многих из них, наиболее известных, которые жили на Святой Руси. И о тех, которые были последователями Христа в разных странах.

Но самое главное то, что и мы можем приблизиться к этому свету, который исходит от угодников Божиих. Мы можем обращаться к ним в своих молитвах, приходя в храм, возносить молитвы ко Господу и ходатайствовать перед святыми, которые изображены на иконах, о том, чтобы Господь даровал нам просимое и потребное.

Я благодарю вас за внимание, мои дорогие юные телезрители. Надеюсь на новые встречи в эфире. Храни вас Господь.

Ведущий священник Олег Чебанов

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​