Аудио |
|
Скачать .mp3 |
И вот представьте: в XVI веке в монастырскую дверь постучал путник, ее открыл опытный наставник и игумен этой обители отец Алексий. Он встретил молодого человека, который был одет в крестьянский зипун и лыковые лапти, у него была котомка за плечами, и он попросил принять его в этом монастыре. Но его манеры, его речь, его поведение выдавали в нем человека образованного, грамотного и высокородного. И действительно, через какое-то время отец Алексий узнал, что этот молодой человек Федор из знатного боярского рода Колычевых, что отец его служит знатным вельможей при дворе великого князя Василия. Отец Федора очень хотел, чтобы его сын пошел по его стопам, тоже стал великокняжеским слугой. Но Федора тяготила эта мирская жизнь, всевозможные забавы, охота, военное дело тоже было ему чуждо, потому что душа его стремилась к Господу, он искал уединения.
Но если бы он там, в Москве, ушел в какой-то монастырь, то его отец, человек строгий, по всей вероятности, быстро смог бы его найти и вернуть в свою семью, а там, уже используя всевозможные средства, заставить сына идти по другому пути. Поэтому Федор предпринял такую длительную попытку – пешком уйти в этот Соловецкий монастырь, до которого было очень и очень нелегко добраться. Через какое-то время, совсем непродолжительное, он принял монашество. Отец Алексий постриг его с именем Филипп. Он пришелся по душе братии монастыря, потому что был очень добрым, отзывчивым и трудолюбивым человеком, во всем помогал монахам, которые жили в этом монастыре, постоянно молился, посещал богослужение.
И незадолго до своей смерти, уже будучи в преклонном возрасте, отец Алексий призвал отца Филиппа и сказал ему, что именно ему предстоит стать игуменом этого Соловецкого монастыря. В течение долгих 18 лет отец Филипп руководил монашеской обителью, которая изменилась до неузнаваемости и превратилась в строительную площадку, потому что с берега привозили кирпичи, дробили их, превращали в щебенку и насыпали дороги. Обжигали кирпичи здесь же, в монастыре, и строили храмы. Поэтому появились два новых храма в Соловецкой обители – величественные, красивые. И сам отец Филипп был примером для подражания.
Через какое-то время слава Соловецкого монастыря и информация о ее игумене, о ее руководителе отце Филиппе стала распространяться по всей России. Так протекала монашеская жизнь отца Филиппа. Он думал, что до конца своей жизни будет пребывать в этом монастыре в трудах, заботах и в молитве ко Господу. Но через какое-то время в дверь монашеской кельи отца Филиппа постучали посланники царя Ивана Грозного, который пригласил его к себе в Москву. Сердце отца Филиппа затрепетало: для чего же он, бедный монах, понадобился царю, руководителю всего государства Российского? И он стал собираться в дорогу.
Когда он прибыл в Москву и пришел к царскому крыльцу, то все с изумлением отметили, что царь Иван IV вышел сам навстречу к отцу Филиппу и проводил его в свои покои. А ведь буквально накануне посла одного из государств он заставил в течение нескольких часов добиваться встречи, аудиенции. О чем же состоялся разговор у Ивана Грозного с отцом Филиппом? Оказывается, к этому времени умер митрополит Макарий, который был руководителем, предстоятелем Русской Церкви, и это место было пустым, вакантным. И Иван Грозный предложил стать предстоятелем Русской Церкви отцу Филиппу.
Отец Филипп упал на колени и сказал: «Царь, для чего ты просишь меня об этом? Ведь я монах; мое дело молиться». Но царь был непреклонен, он сказал: «Быть по сему». И отец Филипп был возведен в сан митрополита, возглавил Русскую Церковь. Поначалу царь Иван Грозный прислушивался к святителю Филиппу, ему нравилось беседовать с ним. Но святитель Филипп был человеком очень справедливым, и он не мог терпеть беззаконие, которое зачастую совершалось в государстве Российском.
Ведь за некоторое время до избрания Филиппа на святительский митрополичий престол Русской Церкви Малюта Скуратов, помощник Ивана Грозного, создал опричнину. Это были преданные царю люди, которые, путешествуя по всей стране, собирали жалобы на разных людей. Порой крестьянин мог пожаловаться на своего боярина, и его могли казнить. Или же, например, если кто-то при виде этих опричников вовремя не снял шапку, то его могли плетками засечь до смерти. Об этом беззаконии святитель Филипп говорил Ивану Грозному. И все дальше и дальше они удалялись друг от друга.
Иван Грозный не хотел слышать слова святителя Филиппа, а тут еще Малюта Скуратов постоянно на ухо шептал Ивану Грозному, что святитель Филипп лжет, говорит неправду, что на самом деле такого не происходит. И однажды царь Иван Грозный приехал на службу, которую совершал святитель Филипп. В храме мужчины должны находиться без головных уборов, а святитель увидел, что один из опричников стоит с покрытой головой, в шапке, и сказал об этом царю. В тот момент, когда Иван Грозный повернулся, опричник уже успел снять шапку, и получилось, что святитель царя как бы обманул.
Гнев царя был велик, он лишил митрополита Филиппа митрополичьего святительского достоинства и отправил в ссылку. Более того, даже когда он совершал одно из богослужений в храме, в этот момент ворвались опричники и с криком и шумом стали срывать архиерейские одежды со святителя Филиппа, потом его посадили на телегу и отправили в Тверь, в Отроч монастырь. Там он молился, вспоминал те золотые и дорогие его сердцу годы пребывания в Соловецком монастыре, где он находился в постоянном уединении. Хотя порой там было и холодно, и голодно, но близость к Богу всегда его согревала. Он молился за тех людей, которые были невинно убиты опричниками при царе Иване Грозном.
Однажды Иван Грозный решил предпринять попытку похода на Новгород, и, не доезжая до Твери, он послал Малюту Скуратова в монашескую келью, где находился святитель Филипп, чтобы взять его благословение. Но настолько ненавидел Малюта Скуратов святителя Филиппа, что когда пришел в келью к святителю, предал его смерти; он задушил его подушкой, а царю Ивану Грозному сказал, что святитель умер.
Но святитель был очень почитаем в народе. Сегодня он прославлен нашей Церковью, его память совершается ежегодно 9 января по новому стилю, а мощи святителя Филиппа Московского пребывают в Успенском соборе Кремля. Святитель Филипп принял смерть за то, что никогда не боялся отстаивать истину и говорить правду. Он не боялся открыто говорить что-то в глаза даже царю Ивану Грозному, человеку властному и жестокому. И пример святителя Филиппа учит нас тому, что мы должны стойко стоять в вере и, невзирая ни на какие обстоятельства, отстаивать свою истинную позицию.
Я благодарю вас за внимание, мои дорогие юные телезрители. Храни вас Господь! И до новых встреч в эфире.
Ведущий Олег Чебанов, священник
Записала Елена Кузоро
Кулинарное паломничество. Рецепт рыбы. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при СИЗО «Матросская тишина»
Этот день в истории. 2 апреля
День ангела. 2 апреля
Церковный календарь 2 апреля. Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской. Преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий и прочие, в обители святого Саввы убиенные
Евангелие 2 апреля. А кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!