Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Отец Сергий, чем для Вас стал монастырь? Чем для Вас стало Сумароково за пять лет?
Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково:
– Монастырь – это семья. Сумароково – это часть монастыря, поэтому тоже, наверное, семья. Я бы даже сказал, это не столько место, сколько люди, которые здесь проживают или являются прихожанами; они как раз являются частью моей большой семьи. А так как я здесь все-таки нахожусь на послушании, кто знает, может, я сегодня здесь, а завтра не здесь...
– То есть звоночек прозвенит, и Вы готовы взять чемоданчик?
– Для монаха так и есть. Могут отправить на другое послушание, перевести куда-то, в монастырь вернуть.
– Не жалко будет? Ведь за пять лет столько трудов.
– Ну а что жалеть? Все равно все это временное в нашей жизни, и привязываться к чему-то на земле так, чтобы сокрушаться и скорбеть, не стоит.
– Что мы сегодня готовим?
– Готовим осеннее блюдо – крем-суп с грибами вместе с крутонами (или с гренками, если по-русски).
– Где Вы выкопали это слово – крутоны?
– Французское, долго учил. (Смеется.) Но зато сумел приготовить. У нас есть два вида грибов. Подосиновики, которые с утра насобирали в нашем лесу рядом с подворьем. Но так как их немного (не совсем сезон), мы добавим еще немного шампиньонов. То есть можно готовить или просто из лесных грибов, или из смеси, или просто из шампиньонов.
– Тем более грибной год.
– Относительно и не везде. Особенно для нас, наверное, не очень грибной, потому что времени ходить за грибами практически нет.
– Надо изыскивать.
– Давайте Вы лесными грибами займетесь, а я шампиньонами.
– Это такое утешение – ходить за грибами, причем в одиночестве.
– Есть возможность помолиться.
Вырезаем в грибах все лишнее, что может попадаться, и режем крупно, потому что все это потом будет измельчаться блендером.
Действительно, когда идешь за грибами, есть возможность побыть одному. То есть это отдых не только для тела от каких-то повседневных нагрузок и забот, но и для души, которая может помолиться... Ведь молитва – это не только повторение каких-то заученных фраз, молитв, составленных святыми. Молитва – это состояние. Когда апостол говорит «непрестанно молитесь», он как раз призывает нас к состоянию постоянной памяти о Боге, к постоянному предстоянию пред Богом. Это и является для человека молитвой.
Продолжу разговор о монашеской жизни и жизни на подворье. Многие говорят: «А чем вы тут занимаетесь?» Люди нецерковные или такие, которые редко заходят в храм и вообще не имеют представления о христианской жизни и христианах, спрашивают: «А вам жениться можно?»
– Часто Вы слышите этот вопрос?
– Часто от таких людей, которые малоцерковные или нецерковные. Конечно, священнику жениться уже нельзя по каноническим правилам. У нас священство может быть и женатое, и неженатое. Неженатые – это или монашествующие, или целибаты. Женатое духовенство создает семью до того, как они становятся священниками. А священнику или монаху уже, конечно, жениться нельзя, иначе он просто перестанет быть священнослужителем, будет под запретом.
Люди приходят с разными вопросами. И многие получат ответы на эти вопросы, когда будут у нас на фестивале, где будет возможность пообщаться со священниками в простой, непринужденной праздничной обстановке.
– Я знаю, что духовенство предстанет не в привычном облике: они будут готовить, показывать свои умения...
– Мастерство, ремесла.
– Священники откроются с какой-то совершенно другой стороны.
– Да. Обычно привыкли видеть священников, когда они стоят в храме и совершают молитвы.
– У некоторых уже представление, что священник – это человек, который прячется за загородку иконостаса.
– А здесь увидят их в повседневной жизни. И такое непринужденное общение в нашем современном мире, причем живое, очень важно. Потому что мы сейчас в Интернете, спрятались в социальные сети, а многие даже со своими родственниками порой месяцами и годами не встречаются, не общаются, хотя могут жить чуть ли не на одной лестничной площадке или в одном доме. Этот дефицит общения действительно трагичен для человека, потому что он замыкается в себе и становится неспособным к общению не только с людьми, которые его окружают, но и с Богом, святыми. Если он не привык к физическому общению, то к духовному еще сложнее себя приучить.
– Грибы порезали.
– Порезали произвольно, добавили лук.
– Вы грибы не замачиваете?
– Нет, они чистые, замечательные, хорошие. Зальем водой, посолим и отправим на плиту вариться. Конечно, время варки шампиньонов и лесных грибов может быть разным, но так как мы превратим все это в крем-суп и потом еще немножко доварим, то это не имеет принципиального значения. Солим (много солить не будем, лучше потом добавить) и перчим. Кстати, очень удобно, когда перец свежемолотый, потому что он не выдыхается и можно регулировать помол. Заливаем водой и ставим на плиту. Вариться будет минут двадцать, я думаю.
Подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумароково существует уже пять лет. Ранее здесь был Иоанно-Предтеченский приход. За это время многое удалось сделать трудами и молитвами братии монастыря, трудами и участием прихожан подворья, а также всех неравнодушных людей.
За эту первую подворскую пятилетку был отреставрирован каменный храм в честь Иоанна Предтечи, за исключением восстановления разрушенной колокольни. Практически завершено благоукрашение деревянного храма иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Построен храм на живописном берегу Рузского водохранилища в деревне Щербинки в честь святителя Иоанна Милостивого.
Отремонтированы или построены заново несколько деревянных домов для проживания братии, трудников и гостей подворья. Расчищена от мусора и облагораживается территория подворья. Развивается приходская жизнь, реализуется ряд просветительских и образовательных проектов. Символом подворья в теплые месяцы с апреля по август становятся аисты. Их, оказывается, можно увидеть здесь, поблизости, в Подмосковье, а не только в Белоруссии.
Одним словом, подворье живет и активно развивается. Но самое главное, что в храмах подворья ежедневно совершается молитва о мире, о здравии и спасении всех верных чад Церкви Христовой. Приезжайте в Сумароково, вы будете приятно удивлены.
– Прошло где-то 30 минут.
– Грибы сварились, мы их подольше поварили.
– Грибы дали жидкость сами по себе, поэтому лишнюю жидкость сольем. Если что, мы ее потом добавим. Хотя у нас будет не постный крем-суп, а со сливками.
– Много жидкости, не подрассчитали.
– Берем блендер. Я очень люблю такие супы, потому что готовятся они элементарно, все ингредиенты можно сразу забросить. Конечно, можно было лук пережарить.
– Вообще, благодаря Вам, у меня теперь вся семья ест такие супы.
– Но Вы не знаете, что помимо супа с грибами, с тыквой можно приготовить еще борщ как крем-суп, то есть все сварить, а потом измельчить блендером. Его и дети любят, потому что не видно ингредиентов, уже не выберешь ни лук, ни морковь, ни капусту (кто что не любит).
– У нас в семье теперь всё с блендером делают, даже чечевицу. Хотя бы борщ оставили нетронутым.
– Ну, скоро и до этого дойдет. (Смеется.) Сейчас стоматология хорошо развита, зубы у всех будут. Мы все взбиваем, и можно уже добавить сливки, потому что немного густовато получается.
– А Вы сливки не подогреваете?
– Нет, прямо так. Можно подогреть, но зачем? Здесь кипяток, а со сливками уже будет приемлемый для употребления суп. И потом еще буквально несколько минут его надо прокипятить на огне.
– Какую по объему кастрюлю супа в день вы варите на подворье?
– По-разному. В такой маленькой кастрюльке, конечно, мы никогда не варим. Вообще принцип для монастырей – проще, быстрее, а вкус уже какой получится. (Смеется.) Потому что если мы будем тратить очень много времени на приготовление пищи, тогда ни на что другое его не останется. У нас огромная территория, богослужения...
– Дел полно.
– И что тогда – только готовить еду и есть ее? Нет. Поэтому мы стараемся супы готовить на два-три дня, а вторые блюда готовим каждый день. Поэтому варим в больших кастрюлях, литров на десять.
Суп готов. Это вам, а это мне. И каждый может украсить его чем хочет: петрушкой или укропом; тем, что вырастили на огороде. А я посыплю крутонами – замечательными сухариками по-французски. Кстати, их тоже мы приготовили заранее, с чесноком и сливочным и растительным маслом пополам (по 50 миллилитров). Масло сливочное растапливается, добавляется растительное, все это обильно поливается на сухари и на десять минут отправляется в духовку при температуре 220 градусов. Вот такие сантиметровые квадратные сухарики получились. Смотрите, какая красота! И как вкусно все это будет!
Смотрите, какой приятный цвет. Просто французский шедевр из села Сумароково. И таких шедевров будет не один для тех, кто приедет к нам на фестиваль 14 сентября.
– Спасибо. Мы обязательно ждем всех здесь; будут необычные рецепты монастырской кухни, привезенные из самой Италии. У нас, правда, была сегодня французская тема, а на фестивале будет затронута итальянская.
Ведущая Юлия Стихарева
Записала Елена Кузоро
Этот храм был возведен в XVII веке, через столетие его перестроили и расширили в камне. Вот уже несколько веков храм именуют по малому приделу. В этой церкви в воскресный день совершают три Божественные литургии, здесь пребывает частица мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, на приходе ведется масштабная социальная работа. Все это - о храме в честь великомученицы Ирины, который является представительством Витебской епархии Белорусского экзархата. А готовить будем забытую кашу русских богатырей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!