Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Лето – прекрасная пора: время паломничества, путешествий, поездок. Но мы отошли от этого принципа и далеко не поехали. Мы – в самом центре Москвы, и это дворик Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря. С историей этой обители и с необычным монастырским рецептом мы сегодня и познакомимся.
Заиконоспасский мужской монастырь расположен в самом центре Москвы на Никольской улице. В старину ее именовали Священной из-за обилия церквей и монастырей и существовавшего там же особого иконного торгового ряда. Никольской улица была названа благодаря древнему Никольскому монастырю, основанному еще в XIV столетии. А в XVI веке в нем, по указу царя Ивана Грозного, обосновались афонские монахи. Предполагают, что на территории монастыря существовала Спасская церковь, которая в самом начале XVII столетия стала самостоятельной обителью. Ее основателем считается царь Борис Годунов.
Поскольку часть монастырской земли оказалась за иконным рядом, появилось название – Заиконоспасский. Первоначально в монастыре было два храма: как водится, каменный и деревянный. В середине XVII века по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор, средства на который дал по обету боярин Федор Волконский.
Новый этап в истории монастыря начался в 30-х годах XVII века. К этому времени столица уже остро ощущала потребность в грамотных специалистах для нужд печатного двора. Также было необходимо повышать образовательный уровень русского духовенства. И здесь же появилось первое высшее учебное заведение нашей страны, которое в XIX веке покинуло эти стены. Духовные школы были переведены в нынешний Сергиев Посад. В XX веке монастырь закрыли, здания пришли в упадок. Но в начале 90-х годов начался обратный процесс – Спасский собор вернули Церкви. До сегодняшнего дня ведется вопрос передачи зданий.
А монастырь живет своей жизнью: труд и молитва в самой близости с шумным городом. И в самом центре Москвы, в двух шагах от Кремля и Красной площади, можно почувствовать тишину, спокойствие, несуетность этого мира. Здесь бренное и вечное соединены, как прошлое и настоящее. Восстановленная монастырская колокольня действует ежедневно четыре раза в день, возвращая Москве особый голос древнего города, города священного.
Сегодня мы встречаемся с отцом Гермогеном, он эконом Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря.
– Батюшка, здравствуйте! Мы всегда рады Вас видеть во всех ипостасях. Я иногда наблюдаю, как Вы ходите по Манежной площади, по Красной площади очень быстрой, динамичной походкой.
Иеромонах Гермоген (Корчуков), эконом Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря:
– Жизнь обязывает.
– Как Вы попали вообще в Заиконоспасский монастырь, который в самом центре Москвы?
– По благословению Святейшего патриарха Алексия.
– Как Вы увидели монастырь среди такой шумной улицы?
– Я окончил семинарию и был сюда направлен. Тогда здесь было Патриаршее подворье, монастыря не было. Я был направлен в качестве чтеца. Потом со временем принял монашество, и здесь появился монастырь. Покойный наш наместник архимандрит Петр собирал монахов. Он сам был монашествующим и руководил Патриаршим подворьем. И когда уже собралось достаточное количество монахов, Святейший Патриарх Кирилл как-то приехал сюда, послужил и сказал на проповеди (у нас даже сохранилась видеозапись), что монастырь должен быть монастырем. И когда подворью присвоили монастырский статус, с его благословения здесь пошла монастырская жизнь.
– Ваше первое впечатление, тогда еще юноши, от этого места?
– Я сначала вообще не понимал, где я и что это такое. Сначала тут все по-другому было; и во дворе было по-другому: какая-то стройка велась незаконная (несколько лет бились, чтобы это преодолеть). В этих помещениях, где мы сейчас находимся, были совершенно другие организации. У нас был только храм и две-три кельи внутри самого храма (такая сложная конструкция), больше ничего не было. А сейчас уже несколько корпусов и братии много.
– Сколько братии?
– Думаю, около 30 человек. Это и те, кто на подворье, и те, кто готовится вступить. Постоянно здесь проживают около тридцати.
– У вас всё делают братья. У вас такой настоящий монастырь...
– Не только братья, есть и помощники. Мы уже подошли к тому, что братья практически везде принимают полноценное участие.
– У нас кулинарная программа. Что сегодня будем готовить?
– Поскольку лето, хочется всегда чего-то холодного, и даже на первое. Поэтому будем готовить всем известную окрошку, но с некоторыми особенностями. Наши телезрители тоже могут с успехом у себя это воплотить, особенно на даче. Это блюдо, которое не требует каких-то дополнительных усилий: как видите, у нас здесь нет никакой плитки, ничего. Только нож.
– Давайте мне задание. Мы делаем окрошку монастырскую.
– Вы крошите картошку. Особенность нашей окрошки будет в том, что вместо редиса (который не все любят, он бывает горьким) мы предлагаем использовать красную смородину. Она кислая, вместе с тем немножко сладковатая, но не горькая. Это будет новый вкус. Съемочная группа попробует и скажет, вкусно это или нет.
– Отец Гермоген, Вы упомянули отца Петра: личность нестандартная, неординарная…
– Да, скорее неординарная.
– Какую роль он сыграл в Вашей жизни?
– Ключевую, наверное. Потому что вся моя жизнь и как монаха, и как священника прошла здесь под его духовным руководством.
– Это важно – встретить такого человека?
– Я скажу так: для монаха это необходимо, потому что основа монашества – послушание, отречение от собственной воли; это один из главных монашеских обетов. Поэтому здесь без духовного руководителя невозможно. Это как раз основной момент, который необходим для монаха. Он отрекается от своей воли. И от того, кто им будет руководить, как его будут направлять, зависит (особенно на первых порах, пока он еще новоначальный) вся его дальнейшая духовная жизнь и духовное преуспеяние, следование к Царству Небесному.
– Чему Вас научил отец Петр?
– Знаете, обычно ищут старцев, каких-то особых духовных людей, всегда ищут чего-то особенного. Я могу сказать только одно: от него я слышал простые вещи, которые слышал, может быть, до этого много раз и после этого. Но важно не что сказано, а как сказано. Например, мы читаем в духовных книгах, что надо терпеть. Но когда это сопряжено с реальной ситуацией и ты слышишь из уст твоего духовного руководителя: «Терпи. Что делать? Нет иного выхода», то воспринимаешь это уже для себя. Не вообще, что надо терпеть, спасаться, смиряться, а именно для себя. И когда ты это воспринимаешь, эта заповедь входит в тебя. Она была тебе известна давно, но ты на нее смотрел как бы извне, а тут ты ее берешь внутрь. Вот это было.
– Огурцы с подворья уже?
– Нет, еще немножко рановато. Они уже на подходе, но пока еще нет.
– Мы к вам приедем, когда будете солить.
– Я вас познакомлю с келарем – отцом Иосифом, он этим занимается профессионально ежегодно...
Вы режьте огурцы, а я петрушку.
– Отец Гермоген, я знаю, что Вы еще входите в комиссию, которая помогает христианам на Ближнем Востоке. Вы не раз ездили в Сирию. Расскажите об этой Вашей деятельности.
– Видите ли, у нас монастырь вообще специфический. Это было исторически (потому что место обязывает). Здесь вести какую-то подвижническую жизнь, постническую, затворническую в принципе невозможно. А вот просветительская деятельность, миссионерская, социальная ведется; как и раньше было, Господь так и устраивает. У нас есть иеромонах, он трудится в Отделе внешнеэкономических связей. Есть те, кто в Патриархии работает. И другие послушания братия несут, они связаны как раз с такой деятельностью.
Порежьте лук, а я буду готовиться к заливке.
– Монастырь специфический, все несут еще какие-то послушания.
– Да, дополнительные послушания от Патриархии. Мне тоже Святейший Патриарх дал в определенный момент послушание – заниматься помощью сирийским людям, причем без различия конфессий это происходит. В данный момент мы собираем средства для восстановления одной из школ в Дамаске. Школа большая для мальчиков.
– А если кто-то хочет помочь, что ему надо сделать?
– Сейчас мы собираем средства. По-разному помогали: и вещи собирали, перевозили туда. Сейчас пока собираем средства, потому что для восстановления школы в Сирии мы не можем ни кирпичей собрать, ни цемента, так сказать. Можно перечислить деньги, если у кого-то есть возможность и желание. А в дальнейшем предполагается разная деятельность: это может быть и сбор вещей, или кто-то может поехать преподавателем русского языка в эту школу.
– Покрошили лук.
– Все. Теперь добавляем самое главное – красную смородину: и красиво, и оригинально. А специи и майонез добавим потом, когда уже зальем квасом.
– Монастырский квас всегда очень вкусный. Может, обойдемся без майонеза?
– Тогда соль добавим, перец и специи.
– Оригинальная окрошка у нас получилась. Мы, конечно, упустили момент, соль и специи надо было чуть пораньше добавить.
– Почему? Все равно сейчас будем все перемешивать.
– Очень красиво! У нас нет половника, но мы сейчас выключим камеру и обязательно попробуем.
– А зачем нам половник? Мы возьмем несколько ложек, позовем съемочную группу и будем, как раньше, из одной посуды...
– Спасибо Вам, что показали нам такой рецепт, что пригласили сюда. Желаем вам всяческого благополучия и надеемся, что мы еще побываем здесь, в стенах Заиконоспасского монастыря. И приглашаем всех телезрителей прийти в Заиконоспасский монастырь увидеть удивительный летний Спасский храм, побывать здесь на службах и отрешиться от суеты в самом центре Москвы.
– У нас три ближайших станции метро: «Площадь революции», «Театральная» и «Охотный ряд». Чуть подальше еще «Лубянка». То есть с любой линии из любой точки Москвы можно доехать за полчаса.
– Мимо не проходите. А мы пробуем окрошку.
Ведущая программы Юлия Стихарева
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Церковный календарь 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская
Евангелие 19 апреля. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Читаем Апостол. 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!