Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Мы попали в удивительное, очень красивое место – Николо-Перервинский монастырь на высоком берегу Москвы-реки. Когда-то здесь любил бывать (здесь и преставился) последний [в досинодальный период] патриарх Адриан. Здесь он молился и построил удивительный храм в честь святителя Николая. Здесь же, устроив свою так называемую Платоновскую школу (Платоновскую семинарию), много времени трудился, подвизался и любил это место митрополит Платон (Левшин). Ну а сейчас мы узнаем об истории обители и пройдем, как положено, на кухню.
Николо-Перервинский монастырь (храмы Патриаршего подворья) живет по монастырскому уставу. Это большой приход. Территория монастыря утопает в цветах. Любое сердце будет растоплено, восхищено, изумлено увиденным здесь – как будто другой мир. Но все это – реальность. Купола Иверского собора подпирают небо, а Никольский храм, выстроенный на средства патриарха Адриана, поражает своей затейливостью и красотой. Патриарх Адриан, последний представитель Русской Православной Церкви перед Синодальным периодом, любил это место, украшал.
Особая веха в истории Перервы – митрополит Платон (Левшин). Здесь во второй половине XVIII века им была устроена семинария. Духовная школа действует и ныне, ее выпускники служат во всех уголках России: на Дальнем Востоке, Камчатке, в столице, Хабаровске и даже Африке. Здесь сохраняют память об основателе этой духовной школы. Митрополит Платон был уникальной личностью.
Диакон Никита Стратилат, проректор по учебной работе Перервинской духовной семинарии:
– Он был по-настоящему отцом; не случайно его называли отцом московского духовенства. Этого качества поистине не хватает нам, современным людям. И еще его черта, важная человеческая изюминка, заключалась в том, что он, будучи митрополитом, сюда приезжал; общаясь со студентами, выбирал очень способных ребят и давал им направление в жизни, помогал реализовывать их таланты.
Например, его преемник на Московской кафедре – епископ Августин (Виноградский), за ним был Серафим (Глаголевский), после него – знаменитый святитель Филарет (Дроздов). Это все его ученики. Главный показатель владыки – это, конечно, его ученики: кто они и как себя реализовали в жизни. Яркий тому пример – святитель Филарет, которого Церковь причислила к лику святых. На мой взгляд, одна из главных черт – умение увидеть в человеке его таланты и дать возможность их реализовать, чтобы в конце концов стать святым человеком. На мой взгляд, это одно из самых важных качеств митрополита Платона.
У семинаристов – последние дни за партами, зачетно-экзаменационная неделя. Но одного из них в этот сложный период нам все-таки делегировали для съемок. И вот что у нас получилось.
– Олег Митяев поет: «Лето – это маленькая жизнь». С летом в нашу жизнь приходит что?
Андрей Терехов, семинарист Перервинской духовной семинарии:
– На наши столы приходит окрошка.
– Точно!
– Окрошка – очень хорошее блюдо, о котором в последнее время немножко подзабыли. Но благо сейчас возрождают русские традиции. Окрошка – это очень хороший летний суп.
Итак, для окрошки нам нужен картофель, зелень, редис. Мы берем терку, натираем на крупной терке все, что есть с нашего огорода. Это самое простое и непритязательное блюдо, потому что раньше окрошку готовили просто из всех остатков еды, которые были дома.
– Опять же ничего не пропадает, все – в ход.
– Да. Все просто и вкусно. А главное – освежает летом.
– Расскажите о жизни в Николо-Перервинской семинарии. Что это за семинария?
– У нас маленькая семинария – нас всего шестьдесят с небольшим человек. Такая семейная семинария, где все мы знаем друг друга в лицо. Все нас знают. Конечно, ты попадаешь в условия, когда не принадлежишь себе. Ты привык к вольной жизни, а здесь, в семинарии, все-таки тебя держат в неких рамках. Подъем, отбой, обед – все по расписанию. Вся жизнь строится по расписанию. Выход в город – только строго по благословению ректора. Ты пишешь прошение, по каким делам и зачем тебе надо в город.
– Это сложно в юном возрасте – все время жить по расписанию?
– Самое главное – то, к чему приучают в семинарии. Семинария же – не учебное заведение...
– А какое же?
– Семинария – это воспитательное заведение. В нас стараются воспитывать жизнь по Евангелию, чтобы мы старались жить по евангельским заповедям, которые нам оставлены. Прежде всего – исполнять заповедь о любви друг к другу, тем самым исполнять заповедь о любви к Богу, потому что в каждом ближнем мы должны видеть образ Божий.
– Как Вы это поняли в таком юном возрасте?
– Я не совсем в юном возрасте, мне тридцать лет. Я пришел в семинарию достаточно поздно, мне тогда было, наверное, двадцать пять.
– А почему Вы в двадцать пять пришли?
– Я стал воцерковляться. В то время я очень увлекался выпечкой хлеба и подрабатывал в нашей просфорне, пек монастырские просфоры.
– Вам доверили это дело?
– Да. Это очень непростое дело. Как говорит наш настоятель, просфорня – это второе место после алтаря, там надо быть очень благоговейным, очень внимательным.
– Вся зелень, которая идет в окрошку, – с местных огородов?
– Да, ее тоже выращивают наши семинаристы. У семинаристов есть послушания, и огород – одно из наших главных послушаний, потому что в летнее время мы питаемся всем свежим с нашего огорода. Это огурцы, помидоры, разнообразная зелень, лук.
– Вкусно вас кормят-то здесь?
– Конечно! Потому что повара готовят все с молитвой и, что называется, на совесть. Потому что когда готовишь для Бога, не можешь это делать по-другому.
– Итак, Вы попали в просфорню...
– Да, я попал в просфорню. И меня все стали спрашивать: «Не хочешь ли ты поступить в семинарию? Ведь ты же просфорник». И я стал задумываться: «А не хочу ли я поступить в семинарию?» А потом так сложились обстоятельства моей жизни, что я понял важную вещь. Я работал в театре; там ты приносишь радость людям, но временную, которая проходит.
– А в театре Вы кем работали?
– Актером.
– Кого играли? Кого изображали?
– У нас был необычный театр. На современном языке это называется нелитературоцентричным спектаклем.
– Как сложно!
– Это авторские идеи нашего худрука, который все время размышлял на тему семьи. Спектакль, в котором я играл, был о человеке. И что интересно, спектакль был без слов. У нас он шел пятьдесят минут. Я играл человека, всю его жизнь: я заходил на сцену дедушкой, потом превращался в юношу, потом был мальчиком, потом опять превращался в дедушку, потом – во взрослого человека.
– То есть это все периоды. Какой самый лучший период в жизни?
– Нет самого лучшего. Каждый период хорош по-своему, потому что ты находишься в том месте, в котором тебе надо находиться. И этот период самый лучший, потому что ты не знаешь, будет ли что-то дальше.
– Ну и как же все-таки от театра – в семинарию?
– Я почувствовал, что истинную радость и помощь людям можно принести, став священником (дай Бог, я когда-нибудь им стану). В Церкви настоящие и непреходящие ценности, которые спасают и помогают людям оставаться прежде всего людьми, а не какими-то существами, которые любят поесть, поспать и больше ничего.
– Теперь самый главный момент – заправка окрошки. Все, что есть, порубили. Можете яйцо добавить. Тут все произвольно, экспромтом.
– Да, все произвольно. Любые овощи можно покрошить. Даже делают окрошку с помидорами, о чем я недавно узнал. Мало того, делают даже окрошку с вареньем.
Дальше – заправка. Мы добавляем кефир консистенции как легкая сметана. Кто-то однажды мне посоветовал добавлять минералку, теперь я иногда заправляю свою окрошку минералкой – получается очень вкусно.
– Это вкусно.
– Дальше добавляем немножечко майонеза для остроты, немножко горчицы и чуть-чуть лимонной кислоты, чтобы была небольшая нотка.
– А сахар?
– Добавляем сахар и все перемешиваем.
– Готово.
– Да. Теперь, конечно же, надо снять пробу. Прежде чем угощать кого-то, надо попробовать, что ты приготовил, а то мало ли...
– То есть Вы будете первым пробовать?
– Да.
– Держите ложку. За хорошее, доброе лето, которое принесет много радости!
– Я надеюсь, будет очень хорошо. Потому что прошла такая солнечная весна, даже боюсь представить, какое будет лето. Думаю, все будет хорошо, и окрошка будет нам нужна в больших количествах.
– Все будет хорошо! Будем жить! Вкусно?
– По-моему, все получилось очень даже хорошо. Попробуйте!
Автор и ведущая Юлия Стихарева
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!