Канон. Встреча с регентом Патриаршего хора Храма Христа Спасителя Ильей Борисовичем Толкачевым. Часть 1

4 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

В этом выпуске программы "Канон" ведущий Александр Крузе встречается с регентом Патриаршего хора Храма Христа Спасителя Ильей Толкачевым. Илья Борисович расскажет об истории коллектива, о своем духовном пути и о своей второй, медицинской профессии. Дополнит рассказ дивное пение хора.

Илья Толкачев – регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя. Родился в 1964 году в г. Александрове Владимирской области, в семье священника. В детстве собрал свой первый хор из таких же, как он, воцерковленных детей в Троицком соборе Успенского монастыря г. Александрова. Впоследствии Илья Борисович пел в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке под руководством талантливого регента Николая Матвеева, а позднее, по желанию самого Матвеева, возглавил храмовый хор. Илья Толкачев окончил Московский государственный медицинский университет, является доктором медицинских наук, практикующим врачом, а также известным хоровым церковным композитором. С 2007 года руководит хором Храма Христа Спасителя.

– Илья Борисович, ваш хор является голосом главного храма Русской Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, об истории создания и восстановления вашего хора.

– В дореволюционную эпоху, в период первого Храма Христа Спасителя, здесь как такового приходского хора, то есть хора самого храма, не было, и здесь пели певчие Чудова монастыря из Кремля (в то время это был лучший хор в России). Позже появился и собственно хор храма. Сначала его возглавил петербуржец из Придворной певческой капеллы, а затем, перед самым закрытием, здесь несколько лет был регентом

А.В. Александров, известный композитор, который не только написал гимн, но и создал ансамбль (теперь его имени) и оставил после себя много интересной музыки для церковного хора. Она, к сожалению, не издана, и ее мало кто знает и практически никто не поет.

– Я видел на С D -диске, что вы поете его произведения.

– Да, мы это сделали, собрали, но не все записали, причем умышленно. Записали только эпоху советского периода. Большая часть на диске произведений Александрова, но мы туда добавили еще и Кастальского, Голованова, Чеснокова, Никольского, чтобы продемонстрировать тот период, в который эти люди трудились: в условиях, несовместимых с нормальным исполнительством, потому что они не могли это послушать в храме. Не знаю, исполнялось ли что-то в этот период самого Александрова (к сожалению, об этом говорить сейчас нельзя), но мы это подняли, не только записали, но и поем, пропагандируем, очень часто исполняем на концертах, и не только Александрова, но и Голованова, который тоже много писал «в стол». Александров был последним регентом, потом пришли обновленцы, естественно, никакого хора просто не было, об этом даже говорить не хочется. А по восстановлении регентом здесь был назначен, по благословению Патриарха, Николай Георгиевский, потом на короткое время его сменил Сергей Кривобоков, и осенью, на Покров, будет 8 лет, как я руковожу этим коллективом.

Звучит песнопение «Благослови, душе моя, Господа» в исполнении хора Храма Христа Спасителя.

– Расскажите о своем жизненном пути. Я слышал, что Вы родились в семье священника. Это так?

– Да, так. Папа с мамой, слава Богу, живы. С детства мы, дети, были в храме и пели. В то время, я сейчас вспоминаю, как это было сложно, родителям, не нам. Нам-то это все было очень интересно. Но ведь запрещалась любая деятельность в храме, тем более в школьном возрасте; такая деятельность категорически пресекалась. Наверное, было какое-то давление на папу, потому что с моей стороны эта деятельность была очень активна, я любил петь, и мы создали детский хор; подростки, кто постарше, нам помогали, но у нас был довольно большой коллектив, и мы пели литургии, когда не было приходского хора, или в будние дни. Теперь все это переросло в серьезное, масштабное дело.

– Вы упомянули, что родились и жили в тяжелое советское время, тяжелое в том, что государственная политика была направлена на уничтожение любой религии. Как не бояться идти наперекор толпе, не предавая свою веру и следуя за Христом? Все-таки Вы, можно сказать, подвижник, потому что не потеряли своей веры.

– Нет, я никакой не подвижник, потому что мне в то время все это казалось несерьезным, я не был ни пионером, ни комсомольцем и тем не менее успешно все закончил. Наперекор прессу со стороны государственной машины все удачно получилось, только благодаря тому, что Господь помог, а если Он поможет, кто может быть против? Никто не может помешать. Это единственное, что может спасти ситуацию. Не надо ничего бояться, надо действовать с рассудительностью, и все будет хорошо.

Звучит песнопение «Иже Херувимы» в исполнении хора Храма Христа Спасителя.

– Илья Борисович, помимо того, что Вы регент Храма Христа Спасителя, еще и доктор медицинских наук и практикующий врач. Как Вам удается совмещать две такие разные и по-своему важные профессии?

– Ну, они может разные по образованию и по прикладному своему делу, но принципиально, мне кажется, они даже похожие: это помощь людям. По состоянию души я себя чувствую одинаково и очень рад, что не бросил ни одно из этих занятий.

– В храме у Вас большая нагрузка. Как Вам удается сбегать с той работы на эту?

– Знаете, слава Богу, и в храме, и на работе есть возможность где-то уйти раньше, прийти попозже, где-то пропустить. Руководство и в том, и в другом месте идет мне навстречу. Конечно, я не могу себе позволить не прийти на Патриаршую службу, но до сих пор у меня, как ни странно, практически не было пропусков в храме, хотя там прием ежедневный, утро и вечер, и запись, то есть невозможно не прийти или сказать, что вместо 8 утра приду в 12, но иного быть не может, потому что в две недели запись полная. При этом – я тоже считаю это интересным явлением – я ни разу или крайне редко здесь пропустил службы, по пальцам можно пересчитать пропущенные службы. Но это тяжело, нагрузка очень большая, потому что практически нет отпуска. Суббота, воскресенье – для всех это выходные, для меня нет, и физически это тоже тяжелое дело.

– Но при этом Вы говорите, что та – работа, а это не работа. Что для Вас храм?

– Это, конечно, не работа. Ну как можно приходить на службу работать? В смысле какой-то физической нагрузки – да, тут есть работа, но это не работа по содержанию, по смыслу. Человек просто пришел помолиться. Если бы даже я не был регентом, все равно пришел бы. И все у нас люди, которые на клиросе, тоже приходят на службу, а не работать, хотя и получают деньги за это. Мы, конечно, можем это все делать и бесплатно, но эти люди учились для этого, они зарабатывают таким образом. Это высококлассные певцы, на сегодняшний день мы собрали очень серьезный коллектив с образованными, тонкими людьми. У нас нет каких-то посторонних или халатно относящихся к этому людей. За 7,5 лет удалось найти певчих, которые разделяют мои убеждения по этому поводу. Это не пришлые, проходящие люди, которые пришли только зарабатывать (у нас здесь далеко не самые высокие ставки), и тем не менее у нас нет дефицита кадров, а даже есть очередь. Каждую неделю я прослушивал по несколько человек, а теперь я уже перестал это делать, потому что некуда брать. Примечательно, что, кроме основного штатного состава, у нас еще человек пять или шесть ходит совершенно бескорыстно, причем очень ответственно к этому относятся, регулярно посещают все службы и репетиции и при этом не получают никаких денег; ходят, потому что им это нравится, они музыкально образованные люди. Здесь такое сложилось духовное состояние, что мы все заодно и стараемся делать общее дело максимально хорошо.

– Помимо вашего правого хора при храме существуют еще какие-то коллективы? Я слышал, что есть народный хор?

– Да, кроме нашего хора, существует еще молодежный хор, который с нами поет всегда всенощные, вторым хором, и они также поют будние службы. Есть еще детский хор из воскресной школы, довольно большой, они тоже иногда участвуют в богослужении и даже поют литургию целиком в Преображенской церкви. И еще огромный Преображенский хор – это хор любителей, им руководит Сергей Сидоренко, певчий молодежного хора. Он собрал огромный коллектив, там почти 100 человек, и они довольно быстро освоили серьезный репертуар и даже выступают, ездят на какие-то конкурсы, фестивали, то есть там активная жизнь. Хоровая жизнь в Храме Христа Спасителя неимоверно широкая, активная. Мы здесь много всего делаем, у нас каждый сезон новый диск. Левый хор тоже постоянно в движении. У нас репертуар колоссальный, и мы теперь с молодежным хором решили, что вечерние службы будут максимально антифонными. Теперь мы поем «Блажен муж», «Великое славословие», «Хвалите Имя Господне» двумя клиросами и стараемся все это привести в какое-то соответствие. То есть поем не просто как концертный номер, а мы же здесь и служим, поэтому пытаемся довести это до того состояния, которое бы хотелось и планировалось: антифон – значит антифон. И здесь мы столкнулись с такой вещью, как акустические особенности нашего храма. Мы репетировали антифонно: молодежный хор стоял на одном клиросе, мы – на другом. И здесь получается так, что мы стремимся, чтобы звук шел непрерывно. А когда попросили человека послушать внизу, то получилось, что мы по ощущениям накладываемся друг на друга, а он говорит, что ничего подобного: там получается пауза, пока долетает звук. То есть тут много было обозначено технических вещей, которые невозможно понять, пока ты стоишь на клиросе.

Звучит песнопение «Воскресе из гроба» в исполнении хора Храма Христа Спасителя.

 

Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Светлана Козловская

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 17 апреля: 21:30
  • Суббота, 20 апреля: 02:05
  • Суббота, 20 апреля: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать