Канон. Заслуженная артистка России Екатерина Гусева. Часть 1

26 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В новом выпуске музыкальной программы "Канон" Александр Крузе встретился с Екатериной Гусевой, актрисой театра и кино, певицей, заслуженной артисткой России. Екатерина рассказывает о своих ролях, которые поменяли ее внутренний мир и помогли прийти к Богу.

– Сегодня мы в гостях у артистки театра и кино, певицы, заслуженной артистки России Екатерины Гусевой.

Екатерина Гусева – российская актриса театра и кино, певица, заслуженная артистка России. Родилась в Москве, в 1997 году окончила Высшее театральное училище имени Щукина. После учебы Екатерина получила предложение от Марка Розовского стать актрисой его театра «У Никитских ворот». Отработав четыре года в театре Розовского, ушла в мюзикл «Норд-Ост». С 2003 года по настоящее время служит в театре Моссовета. За эти годы Екатерина сыграла десятки театральных и киноролей. Особую любовь зрительской аудитории получили мюзиклы с участием Екатерины Гусевой: «Красавица и Чудовище», «Звуки музыки», «Граф Орлов», «Анна Каренина» и другие. В настоящее время актриса продолжает активную творческую деятельность: выступает в театре, снимается в кинокартинах, участвует в различных телепередачах и проектах. Екатерина замужем и воспитывает двоих детей.

– Спасибо Вам большое, что пригласили нашу съемочную группу сегодня на спектакль в театре Моссовета «Иисус Христос – суперзвезда». Вы исполняете роль Марии Магдалины. Я с нетерпением жду этого спектакля, и, безусловно, мы покажем его фрагменты нашим телезрителям. Но пока я не прошел в зрительный зал, расскажите, Ваша героиня Мария Магдалина – это больше исторический персонаж или в ней заложены какие-то нюансы режиссерской фантазии?

– Я думаю, что это женщина, которая ищет любви и которая пришла к пониманию того, что есть любовь. Она пошла за этой любовью до конца, отдала себя этой любви целиком и полностью, обрела ее.

– Как Вы считаете, можно через этот спектакль привлечь людей к этой любви, хотя бы чуть-чуть показать им эту любовь, чтобы они поверили?

– Вы знаете, рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» идет в Театре Моссовета 27 лет. Были разные времена. Когда спектакль был только поставлен – в 1990-х годах, он тоже подвергался колоссальной критике со стороны атеистов, людей неверующих, это были тяжелые времена для спектакля. Сейчас негодуют православные…

– Волнуются очень. А почему они волнуются?

– Волнуются потому, что с точки зрения православия этот спектакль не выдерживает, конечно, никакой критики. Либретто написал Тим Райс.

– То есть надо понять, что это просто художественное произведение.

– Да. Но это мировой библейский сюжет, потому этот спектакль православному человеку сложно воспринять. А люди невоцерковленные, люди, которые, может быть, ищут Бога… Ведь за это время было огромное количество людей, которые сначала пришли на наш спектакль, а потом пошли в храм.

– Это прямо чудо какое-то.

– Представляете! Так много писем, признаний в этом и благодарностей театру. Театр эти письма хранит, это очень ценно для нас, что не зря. Для меня это, конечно, не спектакль, а, может быть, мистерия, если можно так выразиться.

– Ведь театральное искусство действительно начиналось с мистерии и было связано с церковью. Понятия «театр» тогда не было.

– Да, конечно. В Рождество, как мы знаем, всегда разыгрывались мистерии.

– Это были рождественские мистерии. Несмотря на то, что «Иисус Христос – суперзвезда» – художественное произведение, Вы все-таки исполняете роль святой. Насколько Вам было легко или тяжело примерить образ святой?

– Вот именно – примерить образ. У нас спектакль с этого и начинается. Просто какая-то «тусовка» молодых людей: кто-то выезжает на мотоциклах, что-то танцуют, смеются. Вдруг какая-то драка – кто-то с кем-то подрался, какой-то парень вытащил из толпы какую-то девчонку, которую чуть не забили ногами. Человек, который спас жизнь другому просто так, сам, допустим, был бит. Постепенно трансформируется и световое решение, и музыкальное – и мы оказываемся не в сегодняшнем дне, но границы времени вдруг стираются. И рассматривается вопрос: что значит, когда ты готов отдать свою жизнь, чтобы спасти другого, даже не задумываясь? Начинается подробный разговор об этом, который опирается именно на библейский сюжет. Таким образом мы постепенно попадаем туда и превращаемся в библейских персонажей, а в финале спектакля возвращаемся постепенно в наш мир уже другими.

– Но ведь так и есть – святыми не рождаются, святыми становятся. Только один безгрешный Человек родился на этот свет.

– Это правда. Знаете, благодаря фильму «Лука» о Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком, где я сыграла его жену Анну Ланскую, у меня произошло удивительное понимание того, что этот человек – который причислен к лику святых, канонизирован, по мощам которого совершаются чудеса, люди до сих пор исцеляются по его молитве, – был почти нашим современником. Он был врачом, был женат, у него была семья, дети, постепенно пришел к вере, стал священнослужителем, архиепископом, не оставляя своей земной профессии врача. Он до последнего лечил людей, исцелял и душу, и тело.

– Вас лично эта роль как-то поменяла?

– Во-первых, я открыла для себя святителя Луку, до прочтения сценария я не была знакома с ним. И очень важно, что и к другим святым – Николаю Чудотворцу, Сергию Радонежскому и многим-многим другим я стала относиться как к живым, настоящим людям, которые жили на этой земле. Благодаря святителю Луке я поверила, что это не просто сказочные персонажи, потому что иногда сложно представить себе, что это быль.

Через новомучеников, через святых Матронушку Московскую, Ксению Петербургскую, которые не так далеки от нас по времени своей земной жизни, как мне кажется, многие люди приходят к этому пониманию, так же как и я.

– Удивительно, что во многих интервью Вы говорите, что именно профессия Вас привела к вере и Вы благодарны профессии за то, что она дает такие возможности. На Ваш взгляд, профессия актера и православное мировоззрение совместимы? Насколько это сложно?

– Очень долгое время я считала, что несовместимы, что это невозможно.

– Ведь и искушений очень много, и встаете перед выбором.

– Очень много, совершенно верно. Ведь любая классическая литература или драматургия – это все равно рассуждения о грехе, грехопадении, например, Анна Каренина у Толстого, которую я сейчас играю, Настасья Филипповна у Достоевского.

– Екатерина, а как впустить в себя эти страсти и при этом не потерять самого себя в этих ролях? Насколько это сложно?

– Это, наверное, и есть профессия – не заиграться, не остаться там, а все-таки понимать, что я мама, жена. Вот я артистка – умею чужую жизнь прожить как свою, взять на себя обстоятельства героя, попытаться их прожить и тут же отпустить, вернуться в себя. Это такие профессиональные вещи. Нужно, конечно, иметь крепкую нервную систему, психику и крепкое «я».

– Вы сейчас рассказывали о предлагаемых обстоятельствах, и я вспомнил недавнее интервью Сергея Безрукова, Вашего коллеги по фильму «Бригада». Он поделился таким опытом: несколько лет назад он снимался в картине «Мастер и Маргарита», и именно в тот самый период произошла трагедия в Беслане. В то время он как раз работал над образом Иешуа, над сценой, где у него диалог с Пилатом, суд. Он представил себе, если бы эти библейские – не библейские, наверное, а все-таки булгаковские – события происходили в наше время. И вот Иешуа стоит на суде, и Понтий задает вопрос: «А Иуда, он добрый?» – только спрашивает он как будто не об Иуде, а о тех убийцах, что стреляли в детей, стреляли в спины: «А они добрые?» Сергей сказал, что он очень долго сомневался, думал и все-таки нашел ответ. Иешуа сказал бы: «Да, они добрые. Они добрые, потому что когда-то были детьми, потому что Господь посылает в этот мир светлую, чистую, добрую душу, и только потом уже сам человек ломает в себе что-то, нарушает заданную формулу». Вот это, наверное, ответ, подобный Вашему опыту.

– Только что мы отпраздновали годовщину 9 Мая. Вы мне говорите, а я сейчас думаю про фашистов, про тех людей, которые мучили детей в Освенциме. Мне интересно, а они какие?

– Мне кажется, что тут ответ даст только Спаситель.

– Очень много вопросов без ответа. Может быть, благодаря своей профессии, я пытаюсь ответить даже на них, но… А избиение младенцев? Как это было возможно? Господь же допустил, попустил?

– А Вы говорите, что благодаря вашему спектаклю «Иисус Христос – суперзвезда» люди приходят к вере. Ведь случаются такие ситуации, когда, казалось бы, все идет вразрез с адекватным восприятием Бога, и все равно люди приходят к вере. Я знаю, что вы сейчас работаете над проектом «А.Л.Ж.И.Р.». Можете рассказать?

– Да, «А.Л.Ж.И.Р.» – это аббревиатура из пяти заглавных букв. А расшифровывается она так – Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Был под Казахстаном такой лагерь приблизительно с 1938 по 1949 год. Туда ссылали женщин – жен «врагов народа», мужья которых были либо расстреляны, либо находились в лагерях. Кто-то из них отрекался от мужей (было очень много тех, кто подавал на развод и так далее), а кто-то не отказывался и тоже нес без вины такое наказание.

– Вы же должны понять философию этих женщин.

– Да, конечно. В основном там были женщины, которые хорошо вышивали, играли на фортепиано, но не понимали, что значит тяжелый физический труд, голод. Я, например, играла Софию Тер-Ашатурову, оперную певицу, которая купалась в славе и роскоши, обладала божественным голосом – колоратурное лирическое сопрано, имела главные роли в театре. Да, у нее не было детей. И она вдруг попадает в такие условия. Три дня она, естественно, говорила: «Я это есть не буду, это я пить не буду», а потом набрасывалась, как животное, на селедку недельной давности, на которую уже даже мухи не садились, и пила воду почти что из лужи. Как постепенно уходит из нее гордыня, спесь, тщеславие через лишения, через какие-то мучения тела; тело уничтожают, а дух при этом крепчает.

– Вы считаете, что только таким суровым методом можно прийти?

– Думаю, что нет. Не только через такие методы, не только через беду, горе, но и через благодарность. Через благодарность очень многие люди приходят. Вот я о себе скажу. Из-за благодарности, из-за того, что иногда тебя просто распирает от счастья, у тебя даже какой-то комплекс вины, думаешь: «Боже мой! За что?» Кому-то хочется сказать спасибо.

– У нас всегда есть к Кому обратиться, Кому сказать эти слова.

– Да!

(Продолжение следует)

Ведущий Александр Крузе

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Понедельник, 22 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Вторая часть программы с участием регента Праздничного хора Данилова монастыря Георгия Сафонова. Речь пойдет о "конкуренции" в среде православных хоров и личном становлении Георгия Леонидовича в качестве регента.

 

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы