Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня мы продолжаем беседу с удивительным музыкантом Александром Гиндиным, художественным руководителем ансамбля солистов «Эрмитаж», художественным руководителем и главным дирижером Калужского молодежного симфонического оркестра, заслуженным артистом России.
(Звучит ноктюрн №3 «Грезы любви» Ф. Листа.)
– Александр, помимо того что Вы успешный музыкант и исполнитель, Вы еще и педагог. Я слышал, что Ваш педагогический метод заключается в том, чтобы помочь студентам понять message (послание), заложенное в произведении, и раскрыть самое главное – его эмоциональную сторону.
– Да, это очень важно.
– С чего Вы начинаете разбор произведения? Вам помогает глубже понять музыку поэзия, живопись или, может быть, литература?
– Конечно же, все вместе помогает. Дело в том, что и история, и философия могут помочь, да что угодно.Любое музыкальное произведение не прилетело к нам просто так из ниоткуда. Оно какая-то часть истории, культуры этой страны и мировой культуры, общества, в котором жил композитор. Композиторы влияли и влияют друг на друга. Это своего рода огромная система хитросплетений, поэтому чем больше знаешь, тем легче, тем меньше надо угадывать. Хотя на самом деле в угадывании тоже есть своя прелесть.
Дело в том, что в искусстве, как нигде, мощнейший мотор – это интуиция, которая подсказывает, как нужно действовать. Но когда интуиция базируется на воспитанном музыкальном вкусе, а тот, в свою очередь, на музыкальных и околомузыкальных – в области всего искусства – знаниях, то ты двигаешься изначально в правильном направлении. Это занимает меньше времени, и все, естественно, легче дается, но это приходит с годами.
– Вы делите музыку на классическую и популярную? Или только на хорошую и плохую?
– Классическая музыка тоже бывает популярной. К сожалению, она уже не так популярна, как та, которую Вы имеете в виду, хотя хочется, конечно, слышать хорошую музыку.
– То есть для Вас существует только хорошая и плохая музыка?
– Да. На самом деле у хорошей и плохой музыки есть еще тысяча градаций. Мир вокруг нас не черно-белый, а цветной – так же и в музыке. Кроме того, у меня как у исполнителя есть цель и призвание сделать так, чтобы та музыка, которую я исполняю, была хорошей или хотя бы казалась такой. Даже если она немного недотягивает – это поправимо.
(Звучит отрывок из Концерта для фортепиано с оркестром №2 С. Рахманинова).
– Александр, предлагаю вернуться к теме веры. Хотелось бы узнать, ощущаете ли Вы, что Ваш дар – это дар свыше? Какое место в Вашей жизни занимает Церковь, Бог и вера?
– Я все-таки считаю себя верующим человеком. Скажу честно, что я не очень часто бываю в церкви, но для меня очень близко то, что Бог пребывает в человеческом сердце.Потому что это та гармония и тот мир, который нисходит на тебя или исходит из тебя, и та работа, тот материал, с которым я ежедневно имею дело, невозможны без этой гармонии. На самом деле, чем больше душа тренируется в отзывчивости, тем ближе она к Богу, поэтому вера занимает серьезное место в моей жизни. Это понимание себя, того, что ты делаешь и как ты это делаешь.
– Вы сказали о материале, с которым работаете ежедневно. Меня всегда интересовал вопрос, как возможно держать в голове целый архив нот, ведь Вы же не повторяете каждый день всю свою программу.
– У меня десятки разных программ.
– Как удается оставлять в актуальной рабочей форме произведения?
– Не просто, скажу честно. Дело в том, что меня с детства учили и я сам учился и продолжаю учиться уважительно обращаться со временем. Планирование времени в работе музыканта имеет едва ли не первостепенное значение. Как ты планируешь свое рабочее время, когда учишь тот или иной текст, сколько времени на это уходит. На каком-то этапе недостаточно выученный текст просто забывается, а когда он в твоем сознании или подсознании находится в степени готовности, то уже не забывается, а откладывается. И с этим ведется всегда серьезная работа. Необходимо тщательно планировать время, иначе не успеешь.
(Звучит этюд Паганини №3 «Кампанелла»).
– Вас, как опытного музыканта и педагога, не могу не спросить о следующем. Во многих семьях, в которых дети начинают заниматься музыкой, встает вопрос о покупке инструмента. Приобретение нового инструмента достаточно дорогое удовольствие (о покупке рояля практически речи не идет).
– Пианино – не такой дорогой инструмент.
– Если покупать подержанный инструмент, то необходим постоянный присмотр настройщика, которого надо приглашать, а у нас в стране проблема с настройщиками, особенно в провинции.
– Постоянный присмотр настройщика в любом случае нужен. С настройщиками огромная проблема, абсолютно с Вами согласен.
– Но есть альтернатива – это синтезатор и электронное пианино. Какой инструмент Вы могли бы посоветовать для занятий?
– Вы знаете, я не против электронного пианино. Но оно может использоваться пианистом только тогда, когда он научился играть на настоящем инструменте. Учиться играть на электронном пианино, мне кажется, не стоит. Все-таки нужно поймать сначала ощущения. Электронное пианино – это своего рода более совершенный технический заменитель нарисованной клавиатуры (в стародавние времена были такие).Задача электронного пианино в том, чтобы можно было повторять и заставлять себя об этом думать. Конечно, учиться играть лучше все-таки на живом инструменте.
– На рояле?
– На рояле необязательно, но дома можно играть на пианино, тем более что в первые пять-шесть лет обучения музыке пианино более чем достаточно. Потом если ты понимаешь, что попадаешь в эту профессию и репертуар меняется, то можно думать дальше. Первый шаг труден. Так что пианино, в принципе, вполне подъемно, тем более что наш рынок наводнен качественными, недорогими и не новыми пианино, которые вполне сгодятся.
– Мы коснулись с Вами разговора о настройщиках. Почему все-таки такая проблема существует в нашей стране? Ведь в Европе с этим проще. У нас нет какой-то специальной школы настройщиков?
– Наверное, надо начинать с того, что у нас нет отечественной марки инструментов. Когда-то еще в царской России был Becker , почивший вместе с Октябрьской революцией и превратившийся в «Красный Октябрь», который какое-то время был приличным инструментом, но очень недолго.
Но в любом случае начиная с 90-х годов отечественной марки нет, поэтому нет никаких объединений и школ настройщиков. Это история, которую надо поднимать практически с нуля, что в принципе, сейчас и происходит. Я не могу быть столь пессимистичным, все-таки почти все филармонии в нашей стране обзавелись новыми «Стейнвеями». В Москве существуют «ямаховские» и «стейнвеевские» дилеры, и они вполне достойно и профессионально обслуживают те инструменты, которые продают, поэтому не все так плохо. Другое дело, что чем больше начинают производить, тем хочется большего, поэтому будем надеяться, что мы продолжим развиваться.
– Александр, в заключение нашей программы я по традиции хотел бы попросить Вас сказать несколько напутственных слов, какие-то пожелания нашим телезрителям.
– Напутственные слова я очень боюсь говорить. Ну что я буду людей учить жить? Это совершенно неправильно и всегда вызывает какой-то обратный эффект. Видите, у нас получилось так, что конец прошлого года был омрачен почти что третьей мировой войной, это действительно очень печально и ужасно. А война в мире начинается с войны в себе, поэтому хочется пожелать мира внутри себя, гармонии и понимания себя, понимания своих близких, терпимости к ним, любви и, конечно, здоровья.
– Александр, от всего сердца благодарю Вас за эту встречу. Разрешите преподнести Вам в подарок икону «Господь Вседержитель» от всех наших телезрителей, от телеканала «Союз» и от себя лично.
– Спасибо!
– Желаю Вам и Вашей семье крепкого здоровья, мира всем нам, храни Вас Господь!
Автор и ведущий Александр Крузе
Расшифровка: Людмила Моисеева
Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!