Канон. Пианист, заслуженный артист России Александр Гиндин. Часть 2

23 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В продолжении встречи Александра Крузе с пианистом Александром Гиндиным маэстро поведает о своем педагогическом методе, который он использует на практике в Московской консерватории, поделится секретом запоминания огромного количества нотного текста, даст совет родителям молодых начинающих музыкантов и расскажет о вере в Бога в своей жизни.

– Сегодня мы продолжаем беседу с удивительным музыкантом Александром Гиндиным, художественным руководителем ансамбля солистов «Эрмитаж», художественным руководителем и главным дирижером Калужского молодежного симфонического оркестра, заслуженным артистом России.

(Звучит ноктюрн №3 «Грезы любви» Ф. Листа.)

– Александр, помимо того что Вы успешный музыкант и исполнитель, Вы еще и педагог. Я слышал, что Ваш педагогический метод заключается в том, чтобы помочь студентам понять message (послание), заложенное в произведении, и раскрыть самое главное – его эмоциональную сторону.

– Да, это очень важно.

– С чего Вы начинаете разбор произведения? Вам помогает глубже понять музыку поэзия, живопись или, может быть, литература?

– Конечно же, все вместе помогает. Дело в том, что и история, и философия могут помочь, да что угодно.Любое музыкальное произведение не прилетело к нам просто так из ниоткуда. Оно какая-то часть истории, культуры этой страны и мировой культуры, общества, в котором жил композитор. Композиторы влияли и влияют друг на друга. Это своего рода огромная система хитросплетений, поэтому чем больше знаешь, тем легче, тем меньше надо угадывать. Хотя на самом деле в угадывании тоже есть своя прелесть.
Дело в том, что в искусстве, как нигде, мощнейший мотор – это интуиция, которая подсказывает, как нужно действовать. Но когда интуиция базируется на воспитанном музыкальном вкусе, а тот, в свою очередь, на музыкальных и околомузыкальных – в области всего искусства – знаниях, то ты двигаешься изначально в правильном направлении. Это занимает меньше времени, и все, естественно, легче дается, но это приходит с годами.

– Вы делите музыку на классическую и популярную? Или только на хорошую и плохую?

– Классическая музыка тоже бывает популярной. К сожалению, она уже не так популярна, как та, которую Вы имеете в виду, хотя хочется, конечно, слышать хорошую музыку.

– То есть для Вас существует только хорошая и плохая музыка?

– Да. На самом деле у хорошей и плохой музыки есть еще тысяча градаций. Мир вокруг нас не черно-белый, а цветной – так же и в музыке. Кроме того, у меня как у исполнителя есть цель и призвание сделать так, чтобы та музыка, которую я исполняю, была хорошей или хотя бы казалась такой. Даже если она немного недотягивает – это поправимо.

(Звучит отрывок из Концерта для фортепиано с оркестром №2 С. Рахманинова).

– Александр, предлагаю вернуться к теме веры. Хотелось бы узнать, ощущаете ли Вы, что Ваш дар – это дар свыше? Какое место в Вашей жизни занимает Церковь, Бог и вера?

– Я все-таки считаю себя верующим человеком. Скажу честно, что я не очень часто бываю в церкви, но для меня очень близко то, что Бог пребывает в человеческом сердце.Потому что это та гармония и тот мир, который нисходит на тебя или исходит из тебя, и та работа, тот материал, с которым я ежедневно имею дело, невозможны без этой гармонии. На самом деле, чем больше душа тренируется в отзывчивости, тем ближе она к Богу, поэтому вера занимает серьезное место в моей жизни. Это понимание себя, того, что ты делаешь и как ты это делаешь.

– Вы сказали о материале, с которым работаете ежедневно. Меня всегда интересовал вопрос, как возможно держать в голове целый архив нот, ведь Вы же не повторяете каждый день всю свою программу.

– У меня десятки разных программ.

– Как удается оставлять в актуальной рабочей форме произведения?

– Не просто, скажу честно. Дело в том, что меня с детства учили и я сам учился и продолжаю учиться уважительно обращаться со временем. Планирование времени в работе музыканта имеет едва ли не первостепенное значение. Как ты планируешь свое рабочее время, когда учишь тот или иной текст, сколько времени на это уходит. На каком-то этапе недостаточно выученный текст просто забывается, а когда он в твоем сознании или подсознании находится в степени готовности, то уже не забывается, а откладывается. И с этим ведется всегда серьезная работа. Необходимо тщательно планировать время, иначе не успеешь.

(Звучит этюд Паганини №3 «Кампанелла»).

– Вас, как опытного музыканта и педагога, не могу не спросить о следующем. Во многих семьях, в которых дети начинают заниматься музыкой, встает вопрос о покупке инструмента. Приобретение нового инструмента достаточно дорогое удовольствие (о покупке рояля практически речи не идет).

– Пианино – не такой дорогой инструмент.

– Если покупать подержанный инструмент, то необходим постоянный присмотр настройщика, которого надо приглашать, а у нас в стране проблема с настройщиками, особенно в провинции.

– Постоянный присмотр настройщика в любом случае нужен. С настройщиками огромная проблема, абсолютно с Вами согласен.

– Но есть альтернатива – это синтезатор и электронное пианино. Какой инструмент Вы могли бы посоветовать для занятий?

– Вы знаете, я не против электронного пианино. Но оно может использоваться пианистом только тогда, когда он научился играть на настоящем инструменте. Учиться играть на электронном пианино, мне кажется, не стоит. Все-таки нужно поймать сначала ощущения. Электронное пианино – это своего рода более совершенный технический заменитель нарисованной клавиатуры (в стародавние времена были такие).Задача электронного пианино в том, чтобы можно было повторять и заставлять себя об этом думать. Конечно, учиться играть лучше все-таки на живом инструменте.

– На рояле?

– На рояле необязательно, но дома можно играть на пианино, тем более что в первые пять-шесть лет обучения музыке пианино более чем достаточно. Потом если ты понимаешь, что попадаешь в эту профессию и репертуар меняется, то можно думать дальше. Первый шаг труден. Так что пианино, в принципе, вполне подъемно, тем более что наш рынок наводнен качественными, недорогими и не новыми пианино, которые вполне сгодятся.

– Мы коснулись с Вами разговора о настройщиках. Почему все-таки такая проблема существует в нашей стране? Ведь в Европе с этим проще. У нас нет какой-то специальной школы настройщиков?

– Наверное, надо начинать с того, что у нас нет отечественной марки инструментов. Когда-то еще в царской России был Becker , почивший вместе с Октябрьской революцией и превратившийся в «Красный Октябрь», который какое-то время был приличным инструментом, но очень недолго.
Но в любом случае начиная с 90-х годов отечественной марки нет, поэтому нет никаких объединений и школ настройщиков. Это история, которую надо поднимать практически с нуля, что в принципе, сейчас и происходит. Я не могу быть столь пессимистичным, все-таки почти все филармонии в нашей стране обзавелись новыми «Стейнвеями». В Москве существуют «ямаховские» и «стейнвеевские» дилеры, и они вполне достойно и профессионально обслуживают те инструменты, которые продают, поэтому не все так плохо. Другое дело, что чем больше начинают производить, тем хочется большего, поэтому будем надеяться, что мы продолжим развиваться.

– Александр, в заключение нашей программы я по традиции хотел бы попросить Вас сказать несколько напутственных слов, какие-то пожелания нашим телезрителям.

– Напутственные слова я очень боюсь говорить. Ну что я буду людей учить жить? Это совершенно неправильно и всегда вызывает какой-то обратный эффект. Видите, у нас получилось так, что конец прошлого года был омрачен почти что третьей мировой войной, это действительно очень печально и ужасно. А война в мире начинается с войны в себе, поэтому хочется пожелать мира внутри себя, гармонии и понимания себя, понимания своих близких, терпимости к ним, любви и, конечно, здоровья.

– Александр, от всего сердца благодарю Вас за эту встречу. Разрешите преподнести Вам в подарок икону «Господь Вседержитель» от всех наших телезрителей, от телеканала «Союз» и от себя лично.

– Спасибо!

– Желаю Вам и Вашей семье крепкого здоровья, мира всем нам, храни Вас Господь!

 

Автор и ведущий Александр Крузе
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30
  • Суббота, 27 апреля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать