Канон. Певица, автор песен, радиоведущая Инна Субботина. Часть 2

12 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске - продолжение беседы с автором-исполнителем, радиоведущей Инной Субботиной, которая поделится своим духовным опытом и расскажет об особо значимых для нее храмах. Также Инна порадует зрителей романсами и собственными песнями.

– Расскажите, пожалуйста, о другой грани Вашего творчества. Помимо так называемого шансона, Вы занимаетесь романсами, Вы не считаете, что эта музыка находится немного в контрапункте с современным ритмом жизни?

– Нет, я не считаю, что романс старомоден. Это так же, как считать, что любовь, доброта или вера старомодна.

– Это настоящая музыка. В ней есть душа, она живая.

– Да, но к ней очень сложно подойти. Мне кажется, что очень многие исполнители зря идут в этот жанр, потому что он как лакмусовая бумажка: надо уметь читать стихи, уметь доносить эмоцию.Не побоюсь сказать, что мне помогает моя актерская составляющая. Все настоящие мастера этого жанра, такие как:Алла Николаевна Баянова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Петр Лещенко, Александр Николаевич Вертинский и многие другие – это люди, которые были на сцене личностями. Не надо сольфеджировать, исполняя романс, ты должен вывернуться наизнанку, у тебя должно быть, о чем рассказать. Поэтому к победам в этом жанре я пришла очень не просто. Может быть, какие-то мои личные трагедии многому меня научили и мне есть о чем петь.

– Вы исполняете только свои романсы или романсы XIX и XX века?

– Самые разные. У меня есть мои романсы и романсы времен НЭПа, это 1923-1928 годы. Я опять возвращаюсь к этой теме, потому что мы спели песни, которых не осталось в записях. Там есть несколько популярных романсов, например знаменитый романс «Две гитары», но в основном такие редкие композиции, как «Три маленьких розы» и «Шарабан» с текстом, который исполнялся во время НЭПа, как пели цыгане, которые ездили на Черную речку. Это какие-то волшебные эмоции, чувствуется, что это написано на разломе времени и впереди какие-то большие беды, потому что в этих романсах, написанных в то время, очень много предчувствия.

– Грядущих страшных перемен?

– Не просто, когда люди расстаются, а когда их перемалывает судьба. Например, в романсе «Три маленьких розы» есть слова:

Другому потом без трагической позы
Три кубка вина приготовь:
И пей с ним за песни, и пей с ним за слезы,
И пей с ним, Шери, за любовь!

То есть в нем очень много горечи.

– Этим и отличается этот жанр.

– Кстати, я не сказала, что соприкоснулась с этой темой из-за моей встречи с Максимом Кравчинским. В прошлом году вышла его книга о времени НЭПа, и это его идея. Мы давно знакомы, он известный русский журналист, читает в Европе много лекций по истории русской эстрады. Он мне позвонил и сказал: «Этих песен нет, они просто не сохранились, перемолоты революцией, Первой и Второй мировыми войнами. Давай попробуем взять ноты и сделать записи». Таким образом появился проект «Забытые песни НЭПа».Была целая история с тем, как мы получили эти ноты. Оказывается, что они еще не открыты, и я брала их по пропуску на радио.

Звучит песня «В лунном сиянии».

– Помимо того, что Вы занимаетесь музыкой, мы с Вами коллеги – Вы ведете передачу «Камерный век» на радио.К Вам на программу приходят исполнители романсов?

– Да, Субботина выходит по субботам. Передаче уже три года, сначала мы задумывали – как Вы понимаете по названию передачи «Камерный век» – программу о романсах. У меня были очень хорошие авторы, такие как: Нина Шацковая, Ирина Крутова, Злата Раздолина и многие другие. Но потом удалось выйти за рамки, потому что в любом жанре не так много прекрасных исполнителей и сделать серьезную хорошую передачу, наполненную настоящим музыкальным материалом, очень не просто. Поэтому у меня были самые разные люди, например, Юрий Лоза и многие другие, кто впрямую отношения к романсу не имеет, но это личности, великолепные собеседники, они понимают, чего хотят в жизни, это всегда очень чувствуется в интервью, в том, как человек выступает.

– Термин канон в музыке означает продолжение какой-то музыкальной темы. Особенность нашей программы «Канон»в том, что это продолжение духовного опыта каждого музыканта, который к нам приходит. Каждый исполнитель, появляющийся в программе «Канон» точно знает, что его музыкальный дар, его творчество – это Божий дар, идет свыше. Не могли бы Вы немного рассказать о своем духовном опыте?

– Мой духовный опыт пришел через беду, как и ко многим другим. Поняла я это потом, много лет спустя. Бабушка дала мне какие-то основы, и я знаю, как должно быть правильно. Потом со временем, как и во многих семьях, наверное, я этого не сохранила. Это звучит в песне «Молитва», которую я спела несколько дней назад на концерте Дениса Бриля, который подарил мне эту песню. В ней я прошу спасти мою душу и поддержать меня. Я очень хорошо знаю, что это такое, потому что театральный вуз и Гнесинка – это немного другие законы, это легкомысленное отношение к достаточно серьезным вещам, но понимаешь это только спустя годы. Меня очень отрезвила смерть близкого человека. У меня было время, когда похороны проходили одни за другими, в такие моменты, наверное, и вспоминаешь, для чего ты пришел на землю.

– У Вас есть дорогие и значимые для Вас места, может быть, какие-то храмы или монастыри?

– Вы знаете, я открыла для себя Матрону Анемнясевскую. Я хожу в храм напротив Мосфильма. И вдруг я поняла, что мне не хочется ходить в храмы, где много народа. Я не говорю о больших церковных праздниках, когда мы приходим в храм, а о том, когда ты приходишь в храм один на один.

– С другой стороны, мы все приходим один на один, просто нас очень много.

– Да, но Вы понимаете, о чем я говорю. У меня в 2012 году была удивительная поездка, я была в городе Волжске, Екатеринбурге и в Ирбите. Я даже не знала о существовании некоторых городов. В городе Волжске есть удивительный батюшка, отец Александр, который меня и пригласил. Мы ездили с очень хорошим московским гитаристом Толей Ядрышниковым. Я никогда не выступала таким образом:реклама и мои альбомы были в храмах. Было очень много благотворительных концертов.

Было удивительное испытание, которое Господь мне дал. Когда мы приехали в Ирбит, то оказалось, что наш технический райдер не выполнен, то есть аппаратура не подключалась. Драматическому театру в Ирбите более ста лет, это огромный театр. Представляете, все билеты были проданы, включая балконы, а я не могу подключиться.

– Анатолий – прекрасный музыкант, он поддержал Вас на акустической гитаре?

– Да. Я Вам расскажу, как это было. Мы стали ходить и искать на сцене место, где звук будет отражаться, ведь в то время строили не думая, что выступление будет подзвучиваться. Говорят, что есть старая методика, которая используется и в храмах, при которой в крыше монтируются горшки и таким образом звук резонирует. На старых сценах (это я теперь точно знаю), есть точка, диаметром буквально метр, где ты можешь петь, и тебя будет слышно даже в самой отдаленной точке зала.

– То есть оказывается, это не школа «Ла Скалы», а инженерия?

– Да, и инженерия тоже. Я отработала концерт без подключения. Конечно, голос подсел, потому что я старалась, не понимала, что меня и так слышно. Это было испытание и большая радость, после этого концерта все привезенные нами альбомы были раскуплены. Даже директор, который нам помогал,отдал свой экземпляр альбома какой-то даме, которая очень хотела его получить, и попросил прислать ему еще один экземпляр.

– Скажите, где сейчас можно приобрести Ваши диски?

– На моих концертах, о которых мы сегодня говорили. Сейчас интернет – большая сила, там тоже есть возможность приобрести их, нужно просто набрать в поисковике «Инна Субботина». Но, к сожалению, большая проблема – приобрести диски в магазинах, поэтому Вы правильно задали вопрос. То есть артисты издаются (и я в том числе), но с распространением альбомов что-то у нас в стране нарушилось.

Звучит песня «Молитва».

– Не могли бы Вы сказать несколько слов всем телезрителям нашего православного канала? Может быть, что-то пожелать?

– Я хочу, чтобы мы любили, берегли друг друга, как это ни банально прозвучит. Я поняла, что надо относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

– Это одна из главных заповедей.

– Больше никаких секретов нет. Тогда появляется свет в душе и очень многие проблемы (а время сейчас не простое) отступают на задний план. Знаете, есть такая фраза «Сделай шаг и дорога появится сама собой». Не надо думать, надо просто воплощать свои мечты, работать, не зарывать свой талант в землю, и все получится, несмотря ни на что. Вот это мое пожелание.

– Инна, мы от всей души благодарим Вас за эту встречу. От себя лично и от нашей программы я хотел бы Вам подарить икону Серафима Саровского. Пусть она охраняет Ваш домашний очаг. Я желаю Вам крепкого здоровья, хорошей музыки в жизни, душе, и пусть хранит Вас Господь.

 

Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30
  • Суббота, 27 апреля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать