Канон. Народный артист России Владимир Маторин. Часть 2

9 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжение встречи с народным артистом Владимиром Маториным. Гость поговорит с ведущим о своем пути к Богу и о том, как Господь изменил его жизнь. Также Владимир Анатольевич расскажет о деятельности своего фонда "Возрождение культуры и традиций малых городов Руси".

– Как правило, приход к вере обусловлен двумя путями. Это либо естественный путь, когда человек с детства воспитывался в этой среде и для него вера, церковь, религия – это все само собой разумеющееся. И второй путь, когда человек приходит через испытания или даже скорби. Но в нашей программе мне мои гости очень часто говорят, что они люди творческие, связанные с музыкой, и их приход к вере был связан с музыкой. Через музыку они пришли к вере. Можете поделиться, как случилось в вашей жизни?

– Могу поделиться. Я попал в семью людей верующих. Самой большой верующей у нас была мама моей жены. Они не навязывали, но в нашем доме ни одной иконы, ни одной религиозной книжки при коммунизме не было. Тихонечко меня приучали. Когда заболела мать моей жены, стали приходить священники, соборовали, исповедовали. И появился очаровательный человек – отец Порфирий Дьяченков. У него седая борода, седые волосы, огромные глаза голубые. Так вот, в беседах за чаем я говорил, что мечтаю покреститься, но, будучи членом партии, боялся, что меня кто-нибудь увидит и заложит.

Я не знал еще в юности о кровавом пути ВЧК, что дедушка у меня был в ВЧК. Но было такое время и были такие установки. И вот священник сказал: в выходной день придешь, и мы тебя покрестим. Никого не было в нижнем храме, меня покрестили.

– А сколько вам лет было?

– Мне было 42 года.

– Получается в 42–43 года вас пригласили в Большой театр?

– Да.

– На ваш взгляд, это Божий Промысл?

– Это Божий Промысл. Сегодня, с высоты больших лет, чем сорок два, я понимаю, что это именно так. Я и до того хотел попасть в Большой, и приглашения были раньше, обещания, что меня возьмут. Но в штат не брали.

– После крещения ваша духовная жизнь поменялась?

– Поменялась. Стал причащаться, исповедоваться. Мне помогают мои молитвы. Я считаю, что это у меня служение такое в миру.

– А если говорить о тех явлениях, которые мы называем Божий Промысл, о чудесах в вашей жизни…

– Ну, это надо делать десять передач, у меня вся жизнь – Божий Промысл и чудеса. Каждый год на 10 августа я езжу в Николо-Шартомский монастырь. Был Божий Промысл, чтоб я туда попал. Сначала я исповедовался и причащался, не главное, что с братиями и с отцами, митрополитами, а главное, что, входя в монастырь, ты в ворота встаешь – и уже другое ощущение. Мой любимый город, мерзопакостный и загаженный, вдруг остается там, за стенами. Когда в храм входишь, все по-другому звучит.

Я раньше думал: вот я пришел, смотрите, какой я красивый, с красивым голосом, куда вам деваться, бедные мои. А сейчас я думаю: что бы я ни спел, я в руках Всевышнего, стены помогают намоленные. Помогают люди, которые знают эти молитвы и со мной молча молятся, поют эти молитвы, и фрески – то есть всё. Придешь, иконы обойдешь, и уходят волнения ложные.

Раньше вот на спектакле у меня 65 пульс, а перед спектаклем чувство времени от пульса изменяется, думаешь, все нормально. Так и было. А на самом деле потом запись послушаешь и понимаешь: куда надо было спешить?

А тут как бы вечность времени останавливается. И такие хорошие митрополит слова говорит, а ума не хватило, чтобы это записать, то есть подготовительная работа такая, что надо было выйти и сказать: «Спасибо!» А потом, особенно последние концерты, когда с церковным хором Московской епархии поешь, все слова молитвы они знают с детства, вся жизнь в этих молитвах, поэтому энергетика слова в молитвах такая, что у меня спина трещит, как будто меня запихнули в печку.  Я настоятелю говорю: приходи на спектакль. Он: «Я ж монах, я не могу без благословения». «Борис Годунов». Спросил благословения, дали. После спектакля: «А это была история. Сейчас почитал», так завелся, не был деревенский парень в опере. А тут он увидел, открывается Соборная площадь – да, один к одному Соборная площадь. Палаты в Кремле сделаны один к одному, костюмы артистов. Сидишь, и вот этот сплав всего, о чем в прошлый раз разговаривали, конструкции, архитектура, акустика зала, самая дорогая музыка симфонического оркестра, хор – по идее, люстры должны падать, они как рявкнут. Самые красивые солисты, человеческий голос, оркестр, сразу вот эта многокомпонентная система, которая, по идее, должна была всех расплавить.

– Что касается, «деревенский парень» в опере: у вас есть фонд, когда опера приезжает в малые города, в деревню.

– Десять лет назад, благодаря умным людям, группа энтузиастов вместе со мной открыла Фонд возрождения культуры и традиции малых городов Руси. Последнее слово мы добавили, потому что Владимир Путин сказал, что Россия не только в Москве, Ленинграде и надо больше внимания уделять провинции. Весь народ-то живет в провинции.

– Какие конкретно задачи вы ставите?

– Задачи, значит, такие. Одна, по сути дела, просветительская. Мы приобщаем людей к музыке – когда появляются какие-то небольшие деньги, мы берем хор или оркестр и едем в то место. Задача какая? Мы приезжаем бесплатно, и все, что вы соберете, мы оставляем вам. Но вы должны объявить: сколько собрали, на что это пойдет.

Например, Петушки открыли больницу – ой как хорошо, мы купим белье. Я говорю: минуточку, на белье я не согласен: я знаю, где оно завтра, это белье, будет. Давайте на врачебные зубные кресла? Они дороже стоят. Я приеду еще раз. Два раза. Тогда понятно. Зубные кресла есть где искать.

Методика была такая. Первые два ряда покупают богатенькие лавочники. Их нам вызывают, мы говорим: купите 20 билетов, мы отдадим все старикам и пенсионерам. По 50 долларов, значит, два ряда, зато последние ряды – бесплатно. Вот в Петушках было – мэр вызвал и сказал: не выкупите билеты для стариков, мы вас закроем. Они выкупили – сидел народ моего возраста, и картинка потрясающая, потому что они ревели и улыбались. Потом целовали мне руки и говорили: «Приезжайте еще, мы так соскучились по русской музыке».

А что я там пою? Обязательно молитвы, пару арий и дальше все, что любит народ, – русские народные песни и романсы. Ведь это наша духовная память. А сейчас последние два года, три, мы поем в зале Храма Христа Спасителя, в Зале им. Чайковского, половину мест мы отдаем тем людям, которые приедут. Но тут трудно что? Надо подгадать под субботу или под воскресенье, чтоб народ мог издалека приехать.

– Но слава Богу, что эта инициатива поддержана правительством.

– Мне несколько лет назад дали грант от Путина. В конце 2015 года дали премию Правительства России. Я бы назвал мои концерты исповедью широкой души.

– У нас остается немного времени, буквально пара минут, чтобы вы сказали несколько добрых слов аудитории телеканала «Союз».

– Я желаю всем крепкого здоровья и Божией помощи. И нескончаемого оптимизма, который очень нужен в наше непростое время. Мечтаю о том, чтобы наша программа передавалась и по Первому и по НТВ, и по «Культуре».

– Зрители нашего телеканала стойкие. Мы хотим Вам подарить образ целителя Пантелеимона, пожелать Вам крепкого здоровья. Продолжайте нас радовать своим оптимизмом, своим творчеством – и многая благая лета вам!

– Спаси Господи, мир всем!

Ведущий Александр Крузе

Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:05
  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать