Канон. Герой Советского Союза инок Киприан (Бурков). Часть 2

23 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжение встречи с Героем Советского Союза иноком Киприаном (Бурковым). Отец Киприан расскажет о своей встрече с Богом.

– Сегодня мы продолжим беседовать с Героем Советского Союза иноком Киприаном (Бурковым).

Инок Киприан, в миру Валерий Анатольевич Бурков, Герой Советского Союза. Родился в 1957 году в городе Шадринск Курганской области. После школы окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. Валерий Бурков участвовал в боевых действиях в Афганистане в качестве передового авианаводчика. В апреле 1984 года в ходе боевой операции был тяжело ранен – подорвался на мине-растяжке, потерял обе ноги.

После тяжелейшего ранения Валерий Анатольевич научился заново ходить и вернулся в строй. В 1988 году окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина, продолжил службу в главном штабе ВВС, впоследствии получил звание полковника. В 1991 году был назначен советником президента РСФСР по делам инвалидов. В том же году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1992 году был назначен советником президента Российской Федерации по вопросам социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья. Валерию Буркову принадлежит идея провозглашения Международного дня инвалидов, который отмечается ежегодно 3 декабря с 1992 года. В 90-е и 2000-е годы Валерий Анатольевич вел активную социально-политическую деятельность, был депутатом, также занимался бизнесом. В 2016 году принял монашеский постриг с именем Киприан.

(Звучит песня «Неотправленное письмо».)

– Отец Киприан, говорят, что на войне нет людей неверующих. Это действительно так? Казалось бы, вроде все жили в атеистической стране. Ваш опыт какой?

– Я не могу говорить за всех людей, могу за себя. И в какой-то степени об отце могу говорить в этом плане. Не могу сказать, что отец мой был верующим или неверующим, но могу сказать, что любовь к ближнему у него была, это точно. Я старался быть похожим на отца, в рапорте писал: «Хочу быть достойным чести своего отца, погибшего в Афганистане».

Не могу сказать, что я был какой-то верующий на тот момент, но и не могу сказать, что был неверующий. Если говорить о признании, что есть какой-то Высший Разум, в то время я уже это признавал. Потому что до Афганистана у меня уже были и вещие сны… Я говорил об этом в прошлой передаче.

– Вы упомянули, что у Вас была и клиническая смерть.

– Да. И, как говорят, «летающие тарелки», неопознанные летающие объекты, дважды в своей жизни я видел... Побывав в клинической смерти, я не мог этого понять в тот момент, три года спустя только узнал, что у меня была клиническая смерть. У меня просто остались воспоминания.

И я точно помню, что эти воспоминания относятся к периоду, когда меня завозили: вот я потерял сознание… последнее мое воспоминание о том, как мне было тяжело, все болело, я весь был болью – до того, как  утром очнулся. А в этом промежутке была только операция.

– А что для Вас открылось?

– Я увидел себя лежащим, то есть душа моя вышла из тела. И со светом повстречался, с тем, что свет в конце тоннеля (можно так это называть). Но это можно назвать и по-другому – это встреча с Богом. Бог же говорит: «Я свет миру». И Его любовь я испытал. Когда ты в этот, образно говоря, луч света попадаешь и начинаешь двигаться в сторону источника света, наполняешься просто блаженством, возникает огромное чувство радости, любви, счастья. Но есть черная каемочка вокруг этого тоннеля – вот оттуда начинают выглядывать всякие нечисти, страшилища. Тогда я с этим впервые столкнулся – как с Божественным, так и с демоническим миром. А потом я опять оказался в теле, если вкратце об этом говорить.

– Но осознанный приход в храм был намного позже.

– Ранение было в 1984 году, и только в 2009-м я наконец-то откликнулся на стук Бога в дверь моей души. А до этого были разные явления и мистического характера, и просто жизненные, которые, конечно, обращали мой взор к небу. Я думал, что есть некий Высший Разум, а вот Кто этот Разум, я не имел никакого понятия. Хотя Господь мне делал такие подарки!

Знаете, я был очень близок с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым) – мы вместе и за рубеж ездили, и создание Союза ветеранов войны в Афганистане в свое время вместе обсуждали. Я так много от него узнал, услышал! Это был светлейший человек. И, к моей печали, даже тогда я не приблизился к Богу.

– А почему, на Ваш взгляд, так произошло? Просто было не время?

– Суета сует. Я же был советником президента, а также бизнесом занимался – было не до Бога, как говорится. Тем более когда ты успешный человек, у тебя все хорошо, то кажется: есть Бог или нет Его – какая разница? У тебя есть своя жизнь, свое поле деятельности… Поэтому было не до того. Но вот приходит момент – думаю, это с каждым происходит рано или поздно… Ведь наша задача в этой жизни – разочароваться  в ней, осознать, что это все пустое, что это все суета сует.

Вся моя деятельность до 1988 года была связана с тем, чтобы помогать людям. Сначала в рамках Всероссийского общества инвалидов инвалидам-афганцам, потом в должности советника президента в координационном комитете по делам инвалидов в рамках уже страны в целом. Потом в качестве советника президента нужно было помогать уже не только инвалидам, но и длительно и часто болеющим людям, с хроническими заболеваниями, то есть тем, кто нездоров. А в качестве депутата – это помощь вообще всем гражданам, которые обращались по всяким вопросам, как связанным, так и не связанным со здоровьем.

То есть была активная социальная деятельность, направленная на оказание помощи людям. И к чему она меня привела? Знаете, в профессиональной среде есть такой термин – выгорание. Особенно это происходит с теми, кто работает с людьми. У меня это и произошло в конечном итоге. Я понял, что вся эта «социалка» как таковая – тоже суета сует.

– Но она связана с помощью.

– А не всякая помощь полезна. Приведу Вам простой пример. Я сейчас оканчиваю магистратуру на психологическом факультете по христианской психологии, в прошлом году окончил еще педагогический факультет в ПСТГУ. Так вот, когда человек приходит к психологу, говорит: «Мне плохо, у меня проблема, у меня  душа болит», – психолог помогает ему эту боль устранить. Но вопрос: а на стороне ли Бога в этот момент психолог? Может быть, как раз и надо, чтобы душа поболела? Ведь она не просто так заболела. Значит, что-то не богоугодное человек делал – и это призыв Божий.

Поэтому не всякая помощь во благо. Она полезна только, как говорил Серафим Саровский, во славу Божью и когда ты четко понимаешь, чего достигаешь этим, каков результат. Смысл не в том, чтобы люди перестали болеть, смысл в том, чтобы люди перестали грешить. Для этого и болезни хороши.

– Что в Вашей жизни стало шагом прихода в монастырь? В народе говорят: «Ушел в монастырь». Но Вы, наоборот, пришли в монастырь. Уходят от каких-то разочарований, а Вы, получается, пришли, наоборот, зачем-то.

– В 2009 году у меня действительно началась счастливая жизнь. Я учился дружить с Богом. Из меня, конечно, плохой друг Божий, но как-никак все-таки стараешься, а Бог Милостив. Я, конечно, испытал Божью любовь. И каждый человек ее испытывает, когда причащается. Это же тоже Божья любовь, когда нам хорошо после Причастия, благостно на душе.

Все познается в сравнении. Хорошо рассуждать о мирских делах – о карьере, самореализации, саморазвитии и так далее. А вот когда встречаешься с Богом, понимаешь: однозначно – все это пустое. И Господь меня бросил на другой фронт (ну, фронт борьбы – так я, как военный человек, называю). Если бы я занимался социальной помощью, борьбой за социальную справедливость, социальные блага… Ерунда это все. А вот Он бросил меня на духовную брань – то есть помогать людям подружиться с Христом.

И вот это того стоит. Здесь можно любые скорби проходить, ведь ты понимаешь, что это даст человеку счастье. Самое главное в жизни – подружиться с Богом, встретиться с Ним на земле, стать счастливым поэтому, обрести в себе любовь как дар Божий и многое другое, что дает Бог. Бог Благ. Бог есть любовь, и только любовь. И вся радость в душе от Бога. А все мирское приходит и уходит. Влюбился – «ах! ох!» – через три года развелся. Статистика печальная, на эту тему можно много говорить.

Но семь лет я не стремился в монастырь, понимая: какой монастырь? Я без ног, в 2009 году мне было 52 года – какой там монах? В монахи надо молодым человеком идти. Но сложилось это от меня совершенно независимо, как говорят в народе, случайно: я оказался не по своей воле на встрече со старцем Илием, который вдруг неожиданно меня благословил на монашество – человека, который был женат в тот момент.

– Вы подошли к нему с вопросом? Или старцы обычно какой-то знак подают?

– В Переделкино, где находился старец Илий (Ноздрин), нас привез протоиерей Владимир Иванов, служащий в храме поселка Кожино, относящемся к Рузскому благочинию. Привез на благословление реабилитационного центра, который батюшка попросил меня создать как человека, занимающегося реабилитацией алко- и наркозависимых людей и помощью людям с разными трудными жизненными ситуациями.

Эта встреча была обстоятельной, нам никто не мешал, нас было три мирянина и батюшка. Старец Илий с каждым побеседовал. Когда моя очередь подошла, я просто не знал, о чем спрашивать, хотя отец Владимир говорил: «Готовьте вопросы – ведь старец!» Но я думал: «Если старец, он сам скажет, что мне надо. А если не скажет, значит, мне и не надо».

И когда я уже стоял перед старцем и молчал, мне отец Владимир своим огромным кулачищем, размером с мою голову (он просто занимался вольной борьбой в своей жизни), так двинул в спину, что я просто чуть не упал в ноги старцу. И выпалил: «Скажите, батюшка, есть ли Божья воля на пострижение меня в монахи?» Сам до сих пор удивляюсь, как это из меня могло вылететь.

Смотрите, как: «Есть ли Божья воля…» Я не спросил его, что он мне посоветует и так далее. И он совсем не сразу ответил. Это была длительная неловкая пауза. Только в самый последний момент он благословил. А через год мне позвонил из Кыргызстана иеромонах Макарий, благочинный Свято-Казанского архиерейского подворья в городе Кара-Балта, и сообщил мне радостную новость: «Вчера был у владыки, он благословил постричь тебя в монахи, так что приезжай через месяц, в апостольский пост, на постриг».

Вот представьте: ты находишься в Москве у себя на даче, отдыхаешь, а тебе звонят: «Через месяц чтоб был в Кыргызстане на постриге». Поскольку у меня был принцип ни на что не напрашиваться и ни от чего не отказываться (кроме греха), тем более если это исходит от батюшки, то я поехал на постриг. Вот так я стал монахом.

– Отец Киприан, я хотел бы попросить Вас поздравить всех защитников Отечества с праздником и исполнить для нас какую-нибудь из своих песен.

– Я уже говорил, что для меня было важно понять, стоит ли отдать свою жизнь в Афганистане, защищая не свою страну, а чужую. Я нашел для себя ответ на этот вопрос и дал его в песне. Песня так и называется: «Что же я сумел понять».

( Звучит песня «Что же я сумел понять».)

Тридцать лет прошло с момента окончания войны в Афганистане. Большой срок, конечно. Могу сказать, что благодарен Господу за то, что Афганистан был в моей жизни. Он мне помог обрести стержень. Я бы хотел всех тех ребят, которые прошли через эту войну, поздравить с годовщиной ее окончания. Хочу пожелать всем нашим воинам только одного – подружиться с Богом. И тогда весь опыт нашей военной жизни будет нам только во благо. Поздравляю вас, дорогие друзья, и желаю вам здоровья, счастья и всего самого лучшего в вашей жизни. Спасибо.

– Отец Киприан, мы поздравляем Вас с годовщиной окончания той войны, мы поздравляем Вас с Днем защитника Отечества, желаем Вам крепкого здоровья, Божьей помощи. В память о нашей встрече мы хотим Вам подарить образ Архангела Михаила.

– Спасибо.

– Храни Вас Господь. Мы с удовольствием приглашаем Вас к нам в программу еще. Ждем Вас.

Ведущий  Александр Крузе

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 21:30
  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать