Канон. Автор-исполнитель Юрий Лоза. Часть 2

12 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске вы увидите продолжение встречи Александра Крузе с Юрием Лозой. Юрий Эдуардович расскажет о своей активной социально-общественной деятельности, о своем публичном дневнике в интернете и о ценности современного искусства. Помимо беседы, вы сможете насладиться песенным творчеством Юрия Лозы.

– Сегодня мы продолжим беседу с известным музыкантом, поэтом, композитором, певцом Юрием Лозой.

Юрий Лоза – советский и российский певец, поэт и композитор. Родился в Свердловске в 1954 году. Когда Юрию исполнилось семь лет, семья переехала в Алма-Ату. После школы Юрий Лоза поступил в Казахский государственный университет на географический факультет, но был призван в армию. После службы бросил учебу в институте ради музыкального училища. Работал музыкантом в ресторане. С 1977 года стал работать в ансамбле «Интеграл». В середине 80-х годов становится участником группы «Зодчие», в которой он работал вместе с Валерием Сюткиным. С 1987 года начал сольную карьеру. Творчество Юрия Лозы всегда отличалось глубиной сюжетов и вниманием к текстам песен. Охарактеризовать творчество Юрия Лозы одним жанром невозможно: это и авторская песня, и традиционная эстрада, и рок-музыка в одном. Юрий Лоза женат и воспитывает сына.

– Юрий Эдуардович, я могу назвать Вас общественным деятелем, потому что Вы являетесь активным интернет-пользователем, и на Ваши ежедневные злободневные комментарии реагируют тысячи подписчиков!

– Не только. У меня, на моей странице «пасутся» всякие издания: и «Московский Комсомолец», и «Комсомольская правда»…

– И «Эхо Москвы» Вас перепечатывает…

– Когда их устраивает то, что я пишу, если им это интересно, они с удовольствием перепечатывают и делают репосты. Я очень много вижу своих публикаций, они ко мне возвращаются – люди присылают. То там вышло, то там – на различных интернет-порталах. Дело в том, что пишущих не так много. В основном люди занимаются копировкой. Копируют всё: нашел какой-нибудь интересный анекдот – поставил себе. Человек хочет напомнить о своем существовании, но надо же что-то говорить! А когда в своей голове нет ничего, то надо брать чужие мысли. Вот поэтому сейчас мысли великих людей – самый востребованный товар. Откройте ленту любого пользователя – вы не найдете там ничего, кроме десятка мудрых мыслей, фотографий разных котов, еды, ну и конечно, «себяшек» этих, «селфиков» и тому подобного. Очень мало людей, которые что-то интересное говорят или пишут. Я один из тех, кто выдает собственные мысли, и они иногда пользуются спросом. Мало того, несколько раз я замечал и такое: что-то напишешь – через два дня уже где-нибудь в новостях, в «Вестях» этот сюжет промелькнет, уже развитый – люди сидят смотрят…

– Получается, Вы – генератор идей для наших СМИ?

– Да, иногда так. А иногда звонят люди, облеченные властью, спрашивают совета, например, по какому-нибудь политическому вопросу. Если их интересует мнение независимого блогера, то они с удовольствием обращаются. Потому что в своей среде – одно мнение, позицию противников тоже всегда можно услышать, а вот взгляд человека со стороны – это совсем другое. Есть такие люди, к ним отношусь и я, – независимые блогеры, они никем не ангажированы. Понятно, что я выражаю свое мнение только тогда, когда уверен в том, о чем пишу. Слова человека, выступающего в роли оппонента, могут быть кем-то оплачены, возможно, он «свой» – нанят кем-то. Когда человеку действительно интересно узнать взгляд со стороны, он обращается к независимым блогерам. Это правильно.

– Ваши записи – это своего рода дневник. А человек, который ведет дневник, должен обладать высоким уровнем саморефлексии. Говоря простым языком, он должен анализировать свои чувства и мысли, ставить себе вопросы и уметь на них отвечать. Скажите, что лично Вам дает подобного рода самоотчет?

– Во-первых, образование. Я немножко разбираюсь в том, что происходит. У меня все-таки высшее экономическое образование, и я знаю, что корни всех проблем идут от экономики.

– Я имею в виду то, что Вы ежедневно выкладываете какие-то свои мысли, и они становятся своеобразным публичным дневником. Что Вам это дает?

– Это дневник, который доступен многим… Я вижу, что у тридцати тысяч моих подписчиков (а бывает и больше) есть свои подписчики, друзья. И когда они что-то из моих записей копируют к себе на страницы, это сразу разлетается, можно предположить, тиражируется десятки раз, а это уже триста тысяч человек! А перепечатали какие-то газеты или интернет-порталы – это уже более миллиона читателей. И так далее. Это очень много!

– Но это же не только реклама, Вы же какие-то мысли вкладываете?

– Это и реклама тоже – в хорошем смысле. Люди, которые начинают меня читать, привыкают к этому. Меня как-то не было несколько дней, а мне уже пишут: «А Вы где? Мы уже привыкли к тому, что получаем некоторые оценки событий через призму Вашего восприятия», то есть они доверяют мне. В некотором смысле я выступаю здесь и как учитель, потому что читатели понимают: в каких-то вопросах я разбираюсь лучше. Почему бы не учить людей, не делать этот мир лучше хотя бы на какую-то маленькую толику, хоть чуть-чуть?

– Помимо этого, Вы еще и автор книги «Научу писать хиты», пьесы «Культур-мультур» и нескольких сатирических скетчей…

– Не только. У меня и сборник стихов выходил в свое время, в самиздате еще. Я много чего пишу… Мне отец как-то сказал, что лучший отдых – это смена деятельности. Если я сижу сегодня в студии, «чищу» песню, которую сейчас буду выкладывать, – это одна форма работы, музыкальная; потом сел, что-то написал – это уже литературное творчество. И так далее. Когда меняешь какие-то формы работы, вдруг становится интереснее жить!

– Я хотел бы остановиться на книге, все-таки в ней Вы не побоялись показать негативные стороны современного отечественного шоу-бизнеса и песни ненадлежащего качества. Вы считаете, что современные культура и искусство обречены?

– Нет, ни в коем случае! Они будут искать новые формы. Мы же не можем прожить совсем без культуры! Сейчас она семимильными шагами идет навстречу другому вкусу. Если раньше у литературы, кино, искусства в целом была задача просвещать, поднимать зрителя до своего уровня, то сейчас культура пытается опуститься до уровня самого массового зрителя.

– А кому это выгодно?

– Это рейтинги, деньги. Допустим, вы будете сейчас оценивать произведение искусства с точки зрения рейтинга… Зайдите в интернет, посмотрите, сколько лайков набирает, допустим, девочка, у которой триста тысяч подписчиков. У меня тридцать тысяч, а у нее триста тысяч! Что у нее на странице? Ее жизнь. Девочка чистит зубы – снято, как она это делает; она причесывается, красит глаза…Триста тысяч ее сверстников «перебивают» то, что пишу я, потому что это разлетается миллионами репостов!

– Если современное поколение будет на этом учиться – что дальше?!

– Если брать рейтинг и говорить, что она более популярна и интересна, то нужно смотреть, что она там делает? Ничего! Это к искусству не имеет ни малейшего отношения!

– Вот в том-то и дело! А что будет в будущем? На нее подписаны три миллиона!

– Я помню, показывают ролик: пьяный человек стоял и орал – рыбу он поймал. Всё! Он стал медийным персонажем! Люди видят, что это простой, прямой путь туда, в медийное пространство, достаточно сделать что-то такое – снять штаны, прыгнуть с моста и так далее. Любое подобное деяние вдруг делает тебя популярным человеком. Я думаю, нужно изменить эту практику и более адекватно оценивать такие действия.

– Это опять же вопрос о роли религии в обществе.

– И о религии тоже. Я думаю, что обществу сейчас нужно предпринять некоторые шаги. В первую очередь людям, которые управляют этим обществом. Все-таки попытаться, прислушиваясь к мнению уважаемых людей, изменить отношение к этой дурости, которая становится медийным материалом номер один. Надо таким образом организовать наши средства массовой информации, чтобы отношение к подобным поступкам было как у нормального, живущего естественной жизнью человека: «Ну и дурак!» Когда люди так начнут реагировать, популярность таких поступков сразу начнет падать. Следующий момент: набрала эта девочка триста тысяч подписчиков, а теперь представьте себе – триста тысяч таких же девочек выкладывают, как они красятся. Сколько можно смотреть на каждую из них? Ну посмотрели, после десятой вам уже захочется спать! Сколько можно разглядывать эту фигню?! Это редкая чепуха! На произведение искусства можно смотреть сколько угодно, читать сколько угодно. Набоковская «Лолита» выдержала столько изданий! Я не говорю сейчас хорошее произведение или плохое, мы не это обсуждаем. Возьмите любую другую книгу – «Мастер и Маргарита», рассказы А.П. Чехова – они останутся произведениями искусства, будут долго перепечатываться. А то, как девочка «красит макияж» – это разовое чтиво! Когда люди едут за границу, они читают какие-то журналы и тому подобное, потом приходят в отель и эти журналы бросают в специальную корзинку для тех, кто, может быть, снова возьмет их почитать. Когда мы сидели на одной из телевизионных передач с нашими известными «детективистками», которые говорили: «На нашей литературе будет расти новое поколение, будет изучаться наша эпоха, об этом будут говорить и думать…», я сказал: «Ребята, вот в этих корзинках в том же самом Таиланде я вижу эти журналы дорожные и ваши романы, которые люди почитали в дороге и бросили туда. Они не берут их с собой и не кладут к себе на полку». Но я не видел в этих корзинах ни одного сборника рассказов Чехова, не видел там книг Набокова. Поймите, есть некоторая разница! Вот эту разницу и нужно донести до всех. Кто угодно может взять ведро фекалий, вылить на стенку и обозвать это картиной, но только Леонардо да Винчи смог нарисовать Джоконду.

– Юрий Эдуардович, в заключение нашей программы я хотел бы попросить Вас сказать несколько слов нашим телезрителям, что-нибудь им пожелать.

– Во-первых, терпения, этого хочется пожелать всем нам. Во-вторых, попытаться все-таки не паниковать и не рефлексировать по каждому поводу. Царь Соломон, по-моему, сказал, что и это все пройдет! Все проходит, и эти конфликты пройдут, и вся эта ситуация как-то «разрулится». Если мы не будем рефлексировать и паниковать, то потихонечку перемелем любую ситуацию. Мы переживали и более страшные времена. И мне кажется, каждый должен понять, что в определенный момент надо «прижаться», может, затянуть пояса, посмотреть немножко вокруг, возможно, чуть внимательней быть друг к другу, сплотиться вокруг какой-то идеи, поискать эту идею, начать предлагать что-то интересное… Нужно подключать самое хорошее, что у вас есть, к решению всех жизненных проблем. Ну и конечно, ходить в храм! Самое простое место, где вы можете оставить все свои печали, где вас поймут и примут.

– Юрий Эдуардович, мы благодарим Вас за эту интересную встречу. А от себя лично и от наших телезрителей хотел бы Вам подарить икону святой блаженной Матроны. Пусть она защищает Ваш дом.

– Спасибо! У нас много икон, но и для этой найдется место.

– Крепкого здоровья Вам, Вашей семье и храни Вас Господь!

 

Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30
  • Суббота, 27 апреля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать