Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня мы продолжим беседовать с талантливым музыкантом, дирижером и композитором, художественным руководителем Первого симфонического оркестра Сергеем Желудковым.
Сергей, давайте поговорим о Вашем детище – Первом симфоническом оркестре. Хотелось бы узнать, почему он «первый», ведь уже лет двести как существуют симфонические оркестры.
– Вы знаете, как лодку назовешь, так она и поплывет. Называть коллектив именем какого-то музыканта было бы, на мой взгляд, нелепо, потому что коллектив должен уже состояться, чтобы завоевать себе имя Светланова или Чайковского. Я хотел, чтобы музыканты, которые будут играть в этом оркестре, понимали, куда они пришли и что делают, чтобы они держали планку, марку и относились к нему как первые в своем деле.
– Когда Вы начинали, Вам было 18-19 лет. Вы только что окончили Консерваторию и были еще молодым, неизвестным композитором и дирижером. Как Вы заинтересовали зрелых, опытных музыкантов? Какие Вы нашли для них слова или стимул?
– Когда я впервые увидел своих будущих музыкантов, мне пришлось выступить с речью. Естественно, я немного оторопел, потому что музыканты, которые меня слушали, были намного старше и опытнее, чем я. Мне пришлось выступить с художественным словом, которое они в конце горячо поддержали, и мы пообещали друг другу, что будем беззаветно отдаваться этому делу и играть так, как велит нам наше призвание.
– В чем уникальность Вашего коллектива?
– Мы играем музыку, которая не очень популярна, хотя и известна. Сейчас такая тенденция, что не все коллективы в силу определенных обстоятельств могут позволить себе играть то, что хочется, потому что их просит сцена, просят зрители. Играть то, что хочется, и делать это так, как не делает никто, – в этом есть зерно. Я думаю, что это могут себе позволить не все музыканты, и это качество и привилегия доступна немногим.
– Сколько лет существует коллектив?
– Коллектив существует с 2009 года.
– Чего Вы успели добиться за эти годы? Расскажите о дне сегодняшнем – чем живет коллектив? Какие проекты планируются?
– Сейчас коллектив живет моими сочинениями, потому что сейчас я дошел до симфонической музыки. Конечно, мы стараемся не забывать композиторов, которые писали свои сочинения, я делаю их обработки и переложения и мы исполняем их так, как еще никто не слышал. Мы играем произведения Чайковского, Рахманинова, Глазунова, Прокофьева, стараемся вдохнуть в них новую жизнь, проложить дорогу к слушателям, потому что поколения меняются, а музыка остается, и хочется передать ее по наследству. Мы активно работаем над тем, чтобы этот мост не прерывался.
– У каждого коллектива свое звучание, которым он обязан своему руководителю. Это действительно так? Каждый дирижер привносит что-то свое в довольно известную музыку? Расскажите, пожалуйста, о своем опыте.
– Чтобы привнести в музыку что-то свое, нужно самому что-то собой представлять и как-то работать над этим. В моей жизни не бывает ни дня, чтобы я как-то остановился в работе над собой и в работе над коллективом. Музыканты это чувствуют и отдаются этому чувству, сами заражаются и следуют за мной, это слышно. Конечно, мы такие же люди, как все, но стараемся делать что-то большее и быть сверх музыки. Как бы помпезно это ни звучало, но всегда нужно быть сверх своей профессии: осваивать и проникать в нее настолько, чтобы, отдаваясь ей, вы могли понимать, что есть еще какой-то горизонт, кроме поставленного, и следовать выше, чем атмосфера.
(Звучит «Простая симфония» Part № 4. Б.Бриттен)
– Сергей, помимо инструментальной, симфонической музыки у Вас много вокальных произведений, очень много написаны на тексты молитв. Скажите, когда вера стала главенствующей в Вашем творчестве и в жизни? Расскажите о своем пути в храм.
– Мой путь в храм начинался из училища, потому что храм, в который я попал первый раз, находился рядом с училищем имени М.М. Ипполитова-Иванова – это храм сорока Севастийских мучеников. Там я в первый раз услышал большой хор, духовные сочинения Чеснокова, Рахманинова, Чайковского. Конечно, это произвело на меня большое впечатление. Прийти к пониманию духовного творчества мне помогли сочинения российских композиторов – Чайковского, Рахманинова, потому что все их творчество духовно. Мелодизм их музыкальной ткани настолько образный и высокодуховный, что нельзя просто послушать и пройти мимо, они очень сильно повлияли на меня. Сочинения, которые я пишу для храма, и оркестровые произведения, конечно, несут этот отпечаток. Можно сказать, что они тоже духовные, хотя оркестровые и вокальные.
-– Что для Вас как для мастера дороже: инструментальная область или духовная музыка?
– Для меня все дорого, например, какой палец на руке дороже, какой можно отдать? Они все до́роги, все мои.
– Ощущения, с которыми Вы пишете духовную музыку, наверное, все-таки отличаются или нет?
– Я бы сказал, что, когда пишешь духовную музыку, отличаются мысли, помыслы и чувства. Когда записываешь ноты к текстам, которые уже существовали тысячи лет, то сам осмысливаешь их и добавляешь к ним ноты, и происходит опустошение из-за того, что ты вкладываешься, чтобы передать этот текст. Это непередаваемое ощущение. Когда я первый раз увидел картину Рембрандта «Старец Симеон», я был поражен. Его слова «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» – человек прожил долгую жизнь, чтобы увидеть на один миг Христа и умереть. Эта грань запечатлена в картине: ты видишь, что человек находится на краю пропасти, он прожил жизнь, и сейчас в этот миг ему все открылось – он держит Младенца. У меня было такое же чувство, и меня это очень сильно поразило. Сочинение «Ныне отпущаеши», которое я написал, было для меня «опустошительным».
(Звучит произведение «Ныне отпущаеши». С.Желудков)
– Если впоследствии анализировать, понимаешь, что каждое наше движение, каждая встреча, каждое событие в нашей жизни были посланы Богом. Может быть, в Вашей жизни случались какие-то чудеса, события, о которых Вы потом поняли, что они были посланы Богом?
– Да, безусловно. Художнику очень сложно вести свою жизнь и путь становления, и встречались люди, которые помогали мне в этом. Сейчас, когда я анализирую, понимаю, что в этом была исключительная помощь Господа. Эти люди мне протянули руку, и я им бесконечно благодарен, потому что понимаю, что без их помощи не было бы дальнейшего развития и становления, если бы не они, не было бы и моего творчества. Поэтому прежде всего это заслуга тех людей, которые мне помогали тогда и помогают и поддерживают сейчас.
(Звучит произведение «Молитва Господня». С.Желудков)
– Сергей, думаю, наша с Вами встреча выйдет в эфир в дни Великого поста. В это время, важное для любого христианина, я хотел бы Вас попросить сказать несколько напутственных слов телезрителям православного телеканала «Союз».
– Я бы хотел пожелать уважаемым телезрителям прежде всего любви друг к другу и терпения. Ведь не всегда наши поступки и действия радуют наших близких, нашу семью. Конечно, хотелось бы, чтобы люди понимали это и не отдалялись друг от друга. Есть одна притча, в которой молодой человек спрашивает у учителя: «Почему люди друг на друга кричат?» Учитель отвечает: «Понимаешь, люди кричат потому, что их сердца отдаляются и они боятся быть неуслышанными». Когда люди любят друг друга по-настоящему, они говорят шепотом, а иногда просто молчат. А когда люди очень громко кричат, то их сердца отдаляются, и может настать момент, когда они просто не найдут дорогу обратно.
Мне хотелось бы пожелать телезрителям слушать друг друга, быть терпимее и любить, прежде всего своих близких и родных.
– Теперь я понимаю слова Крылатова, Подгайца и Флярковского, что Вы очень мудрый человек.
– Спасибо Вам!
– Сергей, я Вас от всей души благодарю за сегодняшнюю встречу. Хочу пожелать Вам крепкого здоровья, душевных и телесных сил и чтобы ваш коллектив всегда был первым. От себя лично и от телеканала «Союз» хочу Вам подарить икону Пресвятой Богородицы «Остробрамская».
– Спаси Господи!
Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева
В новом выпуске программы - встреча с актером, мастером комедии, Народным артистом России Александром Пятковым. Александр Александрович расскажет о том, каким было его детство, как он выбрал актерский путь, а также серьезно поговорит о комедии. Кроме того, Александр Пятков исполнит несколько песен в студии программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!