Канон. Народный артист России Юрий Маликов. Ч. 2

5 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В продолжении беседы Александра Крузе с народным артистом России Юрием Маликовым Юрий Федорович расскажет о предстоящем юбилее «Самоцветов», поделится творческими планами своих детей и коснется будущего развития эстрадной песни. В программе прозвучат популярные композиции ВИА «Самоцветы».

– Сегодня мы продолжим беседовать с художественным руководителем и создателем ВИА «Самоцветы», народным артистом России Юрием Маликовым.

Советскую эпоху, как и любой другой период истории, можно рассматривать и с положительной, и с отрицательной стороны. На мой взгляд, одной из больших ошибок того времени было рьяное отрицание веры, религии и пропаганда атеизма на государственном уровне. Какие у Вас были взаимоотношения с религией тогда и сейчас?

– Вы знаете, когда я был совсем маленьким, в хуторе Чеботовка, где я родился, наш дом стоял рядом с церковью. У нас квартировал батюшка, который служил там. Меня первое время воспитывали бабушки, потому что родители уехали после войны. Отец был военным и служил в разных городах, только через некоторое время меня оттуда забрали. В церковь я приходил на службы и на праздники – Пасху и Рождество. Мой папа был членом КПСС, мама работала учительницей, она была беспартийной. Остальные родственники, кого я помню, всегда отмечали хуторские праздники.

– Мне кажется, классическая музыка должна была Вас к вере привести.

– Любая музыка. Недавно я слушал хор Валаамского монастыря и был просто потрясен глубиной их музыкальных чувств и культуры. Я знаком с этими исполнителями. Хор Сретенского монастыря – великолепный коллектив. Когда воспринимаешь музыку, которая звучит в храме, как фон, то это, наверное, неправильно, а когда это звучание становится главенствующим, выходит на передний план, то чувствуешь всю ее глубину.

Я крещеный человек: меня крестили в детстве. Мои родители тоже крещеные, но папа был военным человеком по своей сути, и он пострадал оттого, что был в партии, и претерпел страдания после войны – его за что-то наказывали. Нельзя сказать, что он был счастлив, когда состоял в КПСС, но без партийного билета не было бы никакого продвижения по службе, хотя он был инженером по технике безопасности. Потом он стал секретарем партии.

– Мы с Вами говорили о том, что в Вашей жизни присутствует цепочка добра, что не отрицает веры, хотя бы на неосознанном уровне.

– Вера, наверное, в каждом человеке своя. Моя дочь соблюдает все посты, каждое воскресенье ходит на службу. Сын, наверное, ближе ко мне, он тоже верующий человек.

– Юрий Федорович, давайте вернемся к Вашему главному детищу – ансамблю «Самоцветы». В этом году коллективу исполняется 45 лет. Это большая дата – юбилей.

– Это не крупная дата – средняя!

– Какие-то события в этом году планируете?

– Конечно, хочется сделать что-то интересное. Когда коллективу исполнилось 35 лет, я положил все силы и организовал огромный концерт в Кремлевском дворце. Был полный зал и огромное количество участников. Нас пришли поздравить все солисты, которые были в Москве, и все вокально-инструментальные коллективы. В финале концерта на сцену вышли более ста солистов вокально-инструментального жанра. На одной сцене все одновременно пели и играли.

В этом году мне так не удастся сделать, потому что силы уже не те и есть определенные сложности. Через полгода после того концерта я оказался на операционном столе – подорвал здоровье, потому что было затрачено много эмоциональных сил. В этом году жена мне категорически не разрешает отмечать юбилей, тем не менее я хочу сделать одну акцию, может быть, она получится. Я несколько раз встречался с моим давним другом Геннадием Викторовичем Хазановым (мы с ним знакомы 45 лет), художественным руководителем Театра эстрады, и обсуждал эту тему.

Дело в том, что с Театром эстрады у меня связана и история коллектива. Там работал Борис Сергеевич Брунов, с которым я очень дружил, мы вместе поставили около восьмидесяти спектаклей. К спектаклю «Игра в волшебный тир» мы с Пресняковым написали музыку. Это была крупная форма в искусстве 80-х годов, получилось интересно. Площадка Театра эстрады камерная, домашняя. Нашей любимой площадкой был Концертный зал «Россия», его сейчас нет. Вернее, он есть в Лужниках, но это уже не та площадка, хотя мы там работаем и часто выступаем, а Театр эстрады камерный, мягкий, уютный. Я бы там организовал не концерт, а встречу для всех, кто хочет прийти и отметить, сказать пару слов, чтобы люди подходили к микрофону и высказывались.

– Творческий вечер, на котором можно пообщаться?

– Да, я сейчас это практикую: иногда встречаюсь со зрителями и рассказываю об истории коллектива так же, как мы сегодня с Вами беседуем. Кто-то задает вопросы, кто-то присылает записки. Первая часть встречи – разговор о том, что «Самоцветы» значат для зрителей. Я знаю, что придет человек тридцать–пятьдесят, и они скажут что-то хорошее. А потом мы споем.

– А когда планируется мероприятие?

– В конце октября – начале ноября. Встреча будет проходить в Театре эстрады, так что я приглашаю поговорить, вспомнить и отметить юбилей. Если кто-то принесет с собой фляжку хорошего вина и предложит выпить, то почему же нет? Это будет застолье, но в театре. Я придумал такую форму, а Геннадий Викторович ее одобрил.

Еще я буду презентовать свою вторую книгу. В первой книге «Мой адрес – не дом и не улица…» я рассказывал больше о себе и своем коллективе. Вторая книга «Не повторяется такое никогда» расскажет о великих артистах, о тех, с кем мне пришлось выступать на одной сцене. С кем-то я был больше знаком, а с кем-то меньше, кого-то уже нет среди нас, но я их всех поместил на обложку. Еще на нескольких страницах Дима и Инна поведают о себе, и пару фраз скажут внуки.

Звучит песня «Замыкая круг».

– Насколько мне известно, Вы являетесь президентом Фонда развития музыкального искусства.

– Вы знаете, мы создавали его 10 лет назад, потом он приостановил свою деятельность, потому что появились какие-то жесткие законы.

– Еще я знаю, что Вы являетесь вице-президентом Союза деятелей эстрадного искусства. Я хотел Вас спросить, почему у нас приходит в упадок отечественная эстрада? С чем это связано? Пропала самая главная составляющая эстрадной песни – душа?

– Мне кажется, что душу в первую очередь вкладывает артист, но перед этим композитором и поэтом закладывается некий фундамент. Поэтическая составляющая, поэтическое слово в песне – это от тридцати до пятидесяти процентов. Вспомните русские романсы и тексты лучших песен советского времени – «Темная ночь», «Подмосковные вечера», «Катюша» или «17 мгновений».

– Сейчас мы все наслаждаемся старыми песнями о главном. А когда будут новые?

– Сегодня в молодежной среде предпочтение отдается ритму и рэпу. Ведь определяет и предлагает семье музыку молодой человек. Он услышит песню в школе, техникуме или институте и знакомит с ней семью.

– Как Вы думаете, какое будущее у отечественной эстрады?

– Получается, песня звучит в течение года и так надоедает, что хочется следующую. А потом уменьшается количество времени на пропаганду этой песни, и, наверное, она будет звучать один-два дня, а потом следующая появится. Сейчас много сочиняется песен, есть среди них и хорошие, есть и замечательные исполнители. Я не против современного звучания и не против этих исполнителей, но выбор репертуара – это колоссальный труд. Исполнителю надо докапываться до сути произведения, пропустить его через себя и донести до зрителя.

Все говорят: «Почему Стас Михайлов очень популярен?» Он берет простую мелодию и простую тему и так искренне ее пытается подать, что женщины, которые приходят на его концерты, верят ему. Эта искренность и доверительность есть в каких-то песнях у Григория Лепса и Ваенги, хотя я ее творчество почти не знаю, но я слышу, что она пытается. Конечно, это было в свое время у Пугачевой, например, песню «Не отрекаются, любя» разве можно не слушать? Это великая песня, она очень трогает, даже когда просто мелодия играет. Юлия Липницкая получила золотую медаль, выступая под эту песню, обработанную Дмитрием Маликовым, хотя слов не было.

Должна быть искренность в музыке, в тексте и в исполнении. Эти три компонента обязаны сойтись. Необходимость искренности – это то, что я всегда пытался объяснить и внушить нашим солистам, иногда нам это удавалось, а иногда нет.

– Будем надеяться, что придет следующее поколение.

– Сейчас проходит колоссальное количество конкурсов. Я несколько дней тому назад был в жюри детского конкурса, организованного Московским комитетом образования, где выступали дети от пяти до шестнадцати лет. Это очень интересные исполнители. Иногда приходит совсем неготовый человек, но нам приходится его слушать и даже что-то говорить.

– Искренность зашкаливает?

– Бывает, что ребенок не очень чисто поет, но очень старается. Это не артисты, а дети –чистые, упоительные и умилительные. Иногда бывают очень хорошие исполнители.

Композиторы увлекаются веяниями моды, а нужно обращать внимание на глубину. Я недавно послушал разных зарубежных исполнителей, даже Леди Гагу, которая пела на юбилее у Стиви Уандера. Она сидела и играла, как Стиви Уандер за клавишами, но так завелась, что даже Стиви поднялся, а потом и весь зал. Вот что значит искренность. Или концерт Тины Тернер – это просто потрясающе.

– Там энергия просто бьет ключом.

– Да. А поют они песни такие же, как у нас, но их надо уметь доносить до публики.

Звучит песня «Не надо печалиться».

– По традиции в заключение нашей программы я хотел бы попросить Вас сказать несколько напутственных слов нашим телезрителям, что-нибудь им пожелать.

– В первую очередь хочется пожелать добра, искренности и веры в то, что вы делаете. Мне кажется, что я верил в то, чем я занимался. Надо не сомневаться в победе, в том, что ты нужен людям, когда делаешь любое дело. Я иногда прихожу к друзьям и знакомым, а они делают ремонт, и я вижу, что одни специалисты делают это искренне (и это долгие годы не ломается), а другие сделали крышу, а она потекла.

Хочется, чтобы крыша не текла, а для этого надо любить свое дело и стараться делать его отлично, тогда все будет получаться. Я беседую с внуками каждую неделю и вижу, что период вседозволенности и безалаберности у них проходит к шестнадцати–семнадцати годам. То, что говоришь в двенадцать–тринадцать лет, они не слушают.

Хотелось бы, чтобы любой человек занимался делом и верил в то, что он приносит пользу и нужен людям. Спасибо, что вы нам тоже верите!

– Я от всего сердца благодарю Вас за эту встречу. От себя лично и от всех наших телезрителей я хочу Вам, как руководителю неувядающего, яркого ансамбля «Самоцветы», подарить икону «Неувядаемый Цвет». Пусть она охраняет Ваш домашний очаг. Я желаю Вам и Вашей большой семье здоровья. Продолжайте радовать нас своим творчеством, и храни Вас Господь.

 

Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 21:30
  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать