Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Искусством золотной вышивки в Городце Нижегородской области владели мастерицы-старообрядки. Дорогой платок был обязательным украшением состоятельной городчанки. Изделия нижегородских вышивальщиц в конце XIX века экспонировались на российских и международных торгово-промышленных выставках в Нижнем Новгороде и Париже. До сих пор здесь сохранились традиции орнамента сказочных разметных трав и других растительных мотивов. Искрящиеся цветы и сочные грозди винограда – любимые рисунки городецкой вышивки.
Ощутить драгоценную тяжесть золотого платка на плечах можно в выставочном зале фабрики. Есть даже подлинный экземпляр XVIII века. А еще в экспозиции оригинальные конкурсные образцы – победители Всероссийских выставок-ярмарок. Этот нарядный комплект создала заслуженный мастер народных художественных промыслов Светлана Серова.
Светлана Серова, ведущий художник фабрики «Городецкая золотная вышивка»:
– Мы ежегодно участвуем в конкурсах «Ладья» (Москва) и «Молодые дарования». Вот эта модель была сделана для конкурса «Молодые дарования», на котором она заняла первое место.
В этом изделии в основном используется метанит – это золотые нити различных оттенков. У нас они от теплых до холодных. Во-первых, чтобы рисунок читался и оживал на изделии; во-вторых, мы должны показать разные техники. У нас необязательно должна быть одна гладь, мы также используем прикреп, какие-то стяги, бисер. А если сделаем все метанитом одного цвета, это все сольется и будет не так заметно. Мы не можем отойти от традиций, у нас все цветы выполнены в виде характерного растущего орнамента.
На предприятии легко проследить почти за всеми подробностями изготовления классических шедевров. Начинается процесс в кабинете художника и копировщика.
Наталья Салалеева, исполнительный директор фабрики «Городецкая золотная вышивка»:
– Светлана у нас – главный художник фабрики. Она делает рисунок. Но рисунок обязательно должен быть в традициях, потому что все рисунки, все наши вышивки принимаются художественным советом. После того как Светлана нарисовала, начинается следующий этап, на котором Наташа сводит этот рисунок на кальку, а потом обыкновенной иголкой протыкает эту кальку через каждый миллиметр.
Через эти отверстия с помощью смеси керосина и синьки или мела рисунок попадает на ткань. Древняя технология позволяет после вышивки очистить основу и полностью избавиться от следов черновика.
Наталья Салалеева:
– Как в XVII веке делали, так и мы сейчас делаем. Керосин держит эту краску, а потом вещь после вышивки стирают, отглаживают, и она оформляется портными.
Городецкая вышивка – это, конечно, не та самая абсолютно ручная работа мастерицы XVIII века. Здесь используют машины, но так, что руководят каждым стежком. Это кропотливая и утомительная работа, которая требует максимальной ежесекундной сосредоточенности на рисунке.
Наталья Салалеева:
– Работа, конечно, очень сложная. И прежде всего творческая. Скорость у работниц очень большая. Иногда какая-то нитка не смотрится, и вышивальщица сама предлагает сменить нитку, потому что рисунок не живет.
В советские годы на строчевышивальной фабрике, как она тогда называлась, работало 1500 человек. Сейчас все мастера перед вами. У каждой вышивальщицы свой особенный заказ. Вот большая четырехметровая скатерть для московской заказчицы – любительницы домашнего уюта. Или другой эксклюзив: пальто «Сказки Пушкина» – все в ярких картинках. А здесь накидка, которую впервые изготовили 20 лет назад для знаменитой певицы Галины Вишневской.
Наталья Салалеева:
– Нижегородское правительство заказало нам сделать специальную накидку для Галины Вишневской. Мы ее вышили в наших традициях. Галина Вишневская очень любила нашу накидку, говорила, что чувствует себя русской царицей.
Валентина Трошина, лаборант по вышивке фабрики «Городецкая золотная вышивка»:
– Самую первую вещь мы делали самой Вишневской. Также мы делали мантию Ростроповичу. Она была вся расшитая, передняя часть была очень длинной – как плащ. А сейчас таких вещей мы вышиваем уже много. Во-первых, это очень красиво, а во-вторых, это наша традиция, и она не должна исчезнуть.
«Городецкая золотная вышивка» – не единственное аналогичное производство в России. Сохранился промысел, например, в Торжке, но есть разница в технологии.
Наталья Салалеева:
– В Торжке своя вышивка. У них прекрасная вышивка! Компьютер вышьет все ровненько, от и до. Поэтому такую вышивку сразу видно: компьютерная вышивка очень ровная, она никуда не выходит, но она холодная. А наша вышивка теплая, живая. То, что вышито руками, живет своей жизнью, настоящей, теплой.
Вышивальщицы – драгоценные специалисты предприятия. Но на их работе процесс еще не заканчивается. Есть еще и раскрой, и финальная обработка.
Татьяна Захарова, начальник производства фабрики «Городецкая золотная вышивка»:
– Отсюда у нас выходит уже готовое изделие. После этого мы изделие проверяем, и оно маркируется и сдается на склад. Вышивка украшает женщину!
В выставочном зале фабрики золотного шитья не только образцы ее удивительной продукции, но в полном смысле слова и музей истории производства. Примеры городецкой моды позапрошлого века удивляют совсем иными представлениями о женской красоте.
Наталья Салалеева:
– Вот этот наряд – городецкий наряд женщины. Женщины носили вот такую волосницу. А это городецкая душегрея на бретелях. Она вышита золотом, и именно нашим рисунком, нашим городецким узором. Она сделана по грудь, как бы греет душу. Поэтому называется «душегрея». А сзади есть 16 складочек, которые должны стоять из-под лопаток. Женщина должна быть с формами, потому что она должна рожать, вести дом, а худых женщин не принимали. Парадная душегрея вышита золотом по бархату.
Золотошвейным мастерством всегда славились на Руси женские обители. В Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода теперь возрождают ремесло, которым здесь занимались в конце XIX века около 50 сестер. Они вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы. Обитель в то время считалась крупной: здесь жили 30 монахинь и 150 послушниц. В 1906 году появилась даже своя живописная школа.
К несчастью, не сохранилось ни одного изделия тех удивительных времен. Есть только чудом найденный во время восстановительных работ оклад иконы, вышитый бисером. Сейчас усердие сестер сосредоточено на деталях священнического и монашеского облачения. Современная парча может показаться самодостаточной, но традиция предполагает дополнения, над которыми работают золотошвейки. Небольшие элементы вышивают и руками, но в основном для создания рисунка используют машины.
Инокиня Фотина (Ташкинова), насельница Крестовоздвиженского монастыря (Нижний Новгород):
– До революции основным рукоделием сестер была золотошвейная вышивка. Сестры вышивали иконы, ризы, плащаницы. Вышивали жемчугом, золотом, серебром, драгоценными камнями. Эта вышивка славилась не только в России, но и за рубежом. Матушка игуменья Вера имела счастье преподнести в дар Николаю I икону, вышитую серебром и золотом.
Вышивка делается на облачении. Например, на архиерейских облачениях, на митрах, на подризниках внизу. Но, конечно, самое красивое – это ризы, которые идут на иконы. Берется какой-то эскиз и наносится на ткань. Затем эскиз вместе с тканью натягивается в пяльцы или сверху накладывается бумага с рисунком, и по такому эскизу уже наносится вышивка. Мы сами еще все это изучаем…
Каждый, кто изо дня в день занимается вышивкой и шитьем, приобретает здесь крепкие профессиональные навыки. Но не менее важен и духовный настрой, понимание того, кто наденет облачение и что будет в нем делать.
Инокиня Силуана (Любшина), насельница Крестовоздвиженского монастыря (Нижний Новгород):
– Монашеское и священническое облачение – это часть богослужения. Поэтому к этому послушанию надо относиться с трепетом и любовью. Настрой должен быть особым, потому что такое дело совершается обязательно с предварительной молитвой, с благоговением. Конечно, помимо особого настроя здесь нужны специальные навыки и умения.
Вековые традиции в пошиве монашеского и священнического облачения сохранились, они не меняются. Кто имеет навык шить, очень быстро обучается здесь и может шить и монашеское, и священническое облачение.
Сестры-мастерицы внимательно относятся к каждому стежку. Здесь никто не торопится. На одно облачение уходит не меньше недели. Работа индивидуальная и очень аккуратная.
Инокиня Силуана (Любшина):
– У нас здесь не массовое производство, поэтому очень много работы мы выполняем вручную. Например, оплечье и горловина пришиваются вручную. Чтобы аккуратно пошить облачение, нужно выметать все, очень много наметки. Это все ручной труд, кропотливая и долгая работа. У нас не фабрика, а швейный цех.
Мне очень нравится шить монашеские мантии и клобуки, и я это делаю с большим трепетом и любовью. Это моя любимая работа, на которую я трачу немало времени. Но это доставляет удовлетворение в моем послушании, это для души. Особенно когда понимаешь, для чего ты это делаешь и кто будет носить это облачение. Здесь все символично. Ты понимаешь, что делать облачение священника – это как изготовить одежду Самому Господу Богу, так как священник символизирует собой на богослужении Господа.
Искреннее желание возродить золотошвейный промысел вдохновляет и поддерживает игуменья монастыря Филарета. Когда-то она сама овладела многими секретами мастерства в стенах Троице-Сергиевой лавры и теперь передает их сестрам.
Игуменья Филарета (Гажу), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря (Нижний Новгород):
– Такое послушание, как золотошвейное дело, швейное, иконописное дело, вообще всякое рукоделие всегда развивалось и всегда умножалось, особенно в женских монастырях, городских монастырях. Это очень достойно и красиво. Я всегда любила что-то делать, что можно оставить после себя.
Инокиня Фотина занимается золотошвейным делом, она вышивает золотом, например, литии. Инокиня Силуана шьет. Но дело в том, что у нас много и других послушаний: и в канцелярии, и в бухгалтерии, и в храме, и просфоры пекут.
Сейчас в монастыре всего пятнадцать сестер. Но плоды их кропотливого труда уже служат людям. В каждом сверкающем рисунке, в каждом стежке золотной вышивки движение к большой цели – возрождению Крестовоздвиженской обители.
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!