Информационные войны

18 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Эфир от 17 декабря 2013 г. Передача из Санкт-Петербурга.

 

- Здравствуйте,  дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях руководитель Информационно-издательского отдела Гатчинской епархии иерей Василий Селиверстов.

 

Здравствуйте, батюшка, прошу Вас по традиции благословить вначале наших телезрителей.

 

- Да ниспошлет Господь благословение на всех нас.

- Дорогие друзья, тема нашей сегодняшней передачи - «Информационные войны».

Батюшка, скажите, пожалуйста, существует и идет ли «информационная война»?

 

- Вопрос сегодня острый и популярный среди многих разных аудиторий. Однозначно идет и, наверное, от самого сотворения человека. И главные действующие лица в ней – это, наверное, род человеческий и род духов поднебесных, духа лукавого. Ближе к сути вашего вопроса: есть ли группы людей, ведущих такую войну против русского или нерусского народа, мне об этом мало что известно, больше о коммуникациях между людьми, которые строятся по-разному, но можно ли назвать это войной, решать будущим поколениям.

 

- Со сторонами понятно, а каково оружие этой войны?

 

- С помощью информации можно многого добиться. Определения понятия информации в нынешних учебниках не выдерживают критики. Трудно дать ей точное определение, не скажешь ни субстанция, ни поле, ни знание, потому что информация шире, трудно определить в двух словах. Один светский исследователь информации даже сказал о том, что она может быть одним из имен Бога. Если определить ее как сведения, которыми обмениваются и которые дешифруются всеми или определенными группами, то сама она и становится оружием. Как телевизор может использоваться по-разному, так и информация, мы можем ей управлять, можем искажать, это может быть неосознанно, может быть намеренно. В этой войне сама информация и есть оружие.

 

- Если расставлять приоритеты, это печатная продукция, телевидение или интернет?

 

- Здесь надо опираться на исследования, мы можем здесь говорить лишь приблизительно. Конечно, сегодня преобладает «клиповое создание», когда информацию мы получаем из неких картинок. Даже в государственных и коммерческих организациях информация, которую необходимо донести, чаще всего подается в презентациях, то есть наборе видеокадров, в виде диаграмм, рисунков, схем, чтобы подать ее более наглядно. Сегодня Интернет теснит телевизор, но еще много удаленных населенных пунктов, где он еще не так доступен, хотя ситуация меняется уже и там.

 

- Кто жертвы в этой войне за потребителя информации?

 

- Можно было бы сказать, что все мы. Но я уже говорил в начале передачи, что не готов назвать происходящее в информационном поле войной, поэтому и говорить о жертвах можно достаточно условно. Конечно, владельцам источников информации выгодно извлекать прибыль из них, причем она необязательно в денежном эквиваленте, это может быть «прибыль», извлекаемая из электората накануне выборов и т.д. Но наш свободный выбор никто не отменял. Недавно на Западе появился термин «зеппинг», означающий переключение каналов, когда человек не может остановиться в перелистывании каналов на пульте телевидения в поисках того, что ему по душе, и не может остановиться.  Так же, как мы можем свободно вместо зеппинга нажать кнопку «пауэр» (вкл./выкл.). Однако влиять на содержание телевидения мы можем лишь условно и выбираем из сравнительно ограниченного предложения программ. Поэтому если говорить о жертвах информационной политики, то надо, прежде всего, говорить о детях, которые практически никак не ограждены. Только недавно был принят закон о маркировке всей информации (видео и печатной) значками, указывающими возраст, с которого можно смотреть ту или иную передачу. Можно говорить и о людях пожилого возраста, в том, что касается рекламы лекарственных средств. Можно найти и много других аудиторий.

 

- Может быть, правильнее использовать понятия «охотник» и «добыча»?

 

- Возможно, но многие люди даже испытывают удовлетворение в том, что на них «охотятся». Мало, кто не понимает, что происходит, когда речь заходит о телевидении, его ругают все, но при этом мы не используем никаких механизмов, чтобы влиять на эту ситуацию. История нашей страны и двадцатого века приучила нас к тому, что он нас ничего не зависит. С христианской точки зрения мы должны начинать с самих себя, ругать телевидение и при этом быть в курсе всех «Больших стирок»…

 

- Простите, батюшка, у нас есть первый звонок. Вопрос телезрителя и г. Минска: «Сейчас в Интернете много православных сайтов, посоветуйте, пожалуйста, информации на каких из них можно доверять?»

 

- Самый главный критерий на православных сайтах – соответствие Святому Евангелию. Можно было бы объявить православными лишь сайты Московского Патриархата, но не думаю, что это было бы правильно, ведь в лоне Православия существуют разные Церкви, а можем выйти на не православные сайты, но где цитируются святые отцы. Формальный путь не может быть тем критерием, на который стоит опираться. Если Вы находитесь в Белоруссии, то, наверняка, у вас есть собственные сайты. Думаю, что надо опираться на Святое Евангелие, заповеди Господа и с ними сверять все, что происходит в нашей жизни и в Интернете в частности.

 

- Многие считают, что такое количество отрицательной информации, поступающей через телевидение и Интернет, - это все же определенная политика. Например, что фильмы, полные насилия, в самой Америке не смотрят, они идут на экспорт.

 

- Америка у нас часто воспринимается как «колыбель» насилия, растекающегося по всему миру. На самом деле, нет абсолютно злой или абсолютно доброй Америки, ведь так не бывает ни с человеком, ни со страной, поскольку и страна состоит из отдельных людей. Люди одинаковы в любой стране. Мой знакомый француз, занимающийся вопросами деловой этики, который работает и живет в разных странах, говорит, что вопросы, которые ему задают во Франции, Финляндии, Америке или Африке, на девяносто процентов одни и те же.

Политика ли это? Америка, особенно на юге, страна весьма пуританских взглядов, можно говорить об иных деноминациях, протестантизме, но в вопросах телевидения мы одинаковы. Дело в том, что в Америке есть определенные законы в области информации и там они работают, а у нас они не работают, в этом вся разница.

 

- Вопрос телезрительницы: «В Интернете есть сайты, где предлагают «отпустить грехи», получив смс, можно ли пользоваться такими сайтами?»

 

- Здесь как раз речь идет о коммерциализации или, как говорят сами разработчики, «монетизации» сайтов. Что значит зарабатывать деньги в интернете? Для этого надо увеличить трафик сайта, то есть привлечь как можно больше посетителей с тем, чтобы рекламодатель захотел разместить здесь рекламу. Как раз такие провокационные, эпатажные вещи и привлекают больше посетителей. Думаю, что «отпущение грехов» через Интернет – это такой же способ увеличения трафика. Говорить о подобном автоматическом отпущении грехов невозможно. Вспомним молитву перед исповедью, где священник говорит «аз точию свидетель есть», необходимо личностное исповедовании. Использование электронных средств передачи информации входит в нашу жизнь и, видимо, будет использоваться шире и в самой Церкви, но лишь в качестве носителей информации, никак не заменяя личности человека.

 

- Если говорить с миссионерской точки зрения, недавно в  Санкт-Петербурге в Храме Спаса-на-Крови была миссионерская литургия, во время которой на электронный экран транслировались все тексты тропарей и песнопений.

 

- Да, это интересно, хотя мне ближе, когда это делает живой человек. Ведь информационные средства дают лишь иллюзию общения. Хотя использование современных средств сейчас необходимо.

 

- Вопрос от телезрителя: «Как вы относитесь к новому виду рубля, принятому всеобщим голосованием, на котором символ похож на перевернутый крест»?

 

-Увидеть какие-то негативные символы можно практически везде. Упираться в то, крест это или не крест, не стоит. Не нужно усложнять такие вещи, надо относиться проще. Я ни в коем случае не за упрощение жизни, а за простоту. Из тех пяти символов, что предлагались, этот  самый простой: он понятен, его удобней всего изображать.

 

- Перевернутый крест - это древний символ св. апостола Петра. Апостол Павел говорит о том, что все мы Христовы, а не Аполлосовы и не Павловы, но часто даже в православной среде происходит деление по информационному ресурсу или известному проповеднику. Уместно ли это?

 

- Я скажу откровенно, потому что считаю откровенность – самым главным, даже если я лично окажусь в чем-то неправ.

Это трагедия не только Восточной, но и Западной Церкви, всех объединений христиан, которые называют себя Церквями. Люди, которые смотрят на нас со стороны, не делают различий по Церкви. Мы все для них христиане, которые не могут договориться между собой о самых основных вещах. Между конфессиями, конечно, существуют серьезные расхождения, которые надо обсуждать.

Сейчас даже внутри Церкви, которую мы называем кафолической, православной, можно увидеть информационные войны – несогласия, нестроения; и это очень грустно, потому что сегодня много вызовов современности. Возвращаясь к вопросу война это или не война, как минимум, это вызовы современности. Это активная пропаганда понятий, которые совершенно несовместимы с христианством. У нас в обществе есть серьезные проблемы: насилие, бедность, переполненные тюрьмы, где мы христиане должны действовать и с которыми нужно бороться, отложив на время спорные вопросы между конфессиями, хотя это крайне серьезные вопросы.

В настоящее время при всех существующих проблемах в обществе, мы христиане, как некая сила, с которой должны считаться, официально не представлены в органах управления. У нас есть коммунистическая партия, по сей день отстаивающая свои интересы и идеалы, хотя, как знают многие, в начале девяностых годов предполагался суд над ней.  Мы, христиане, не имеем возможности отстаивать наши убеждения сообща.

Тем более, в такой ситуации недопустимо выяснение отношений среди нас, православных. Иногда вместо того, чтобы бороться, стоять на морозе и петь молитвы, лучше взять и сделать что-то. Я ни в коем случае не хочу никого обидеть, просто стараюсь искренне сказать то, что есть в моем сердце. Протесты тоже нужны, но они должны быть не против каких-то явлений, а их причин. Эти причины не изменить замерзшими ногами и отбитыми коленками. Конечно, мы демонстрируем свою позицию, но не делаем. Если мы будем получать хорошее образование, если мы как миряне будем реализовывать свою святость на государственных постах, в бизнесе, школах, больницах, делать свою работу не только за зарплату, но честно и не соглашаясь с навязанными нам правилами игры, то это будет лучшая проповедь Евангелия, лучшее, что мы можем сделать для этого мира и для Православия.

 

- Часто встречаются информационные поединки. Например, встреча со свидетелями Иеговы. Они прекрасно «орудуют» - поскольку они его буквально расчленяют -  Евангелием, и при общении с ними православные часто чувствуют себя безоружными.

 

-  К сожалению, не только по сравнению со свидетелями, но часто и с христианами других конфессий мы проигрываем. Конечно, нам надо читать Писание, обсуждать его, читать толкования.  Надо задавать вопросы не только священнику, но и друг другу, и в этом разборе (возьмем более мягкое слово, чем расчленение) лучше понимать священные тексты, тем более в них немало мест, трудных для понимания. Делать это надо для самих себя, а не для того что бы с кем-то полемизировать.

 

- Вопрос от телезрительницы из Московской области: По телеканалу «Союз» был прочитан канон святым, а в интернете его текст изложен по-другому.  Как быть при наличии расхождений?

 

- Может быть, это разница переводов? Если Иисус Христос в одном варианте называется Сыном Божиим, а в другом пророком, то это проблема. Читайте Писание, святых отцов, и тогда эти вопросы не будут стоять так остро. Прежде всего, это проблема нашего христианского самосознания: что для нас важно - форма или содержание? На что мы обращаем внимание: на то, что есть расхождение в словах или в самом православном духе?

 

-  Некоторое время назад был преодолен раскол между Русской Православной Церковью и Американской, потеплели отношения с Русской Зарубежной Церковью. Тот период советского времени, за который многое в головах людей поменялось, он уже прошел или еще требует рассмотрения, чтобы «расставить все точки над i»?

 

-  Формально он прошел, но по сути, то, что есть в наших головах, не проходит бесследно. Сейчас многие люди, даже православные, по своим поступкам больше советские, а не церковные. Для Церкви неважно, кто ты по национальности - важна сама вера. Как сказано в Евангелии, во Христе нет ни иудея, ни эллина. Советская проблема никуда не делась, и стиль управления государством – наследие тех времен. Самое важное, что нет исторической оценки. Мы пережили кровавую мясорубку Великой отечественной войны, ГУЛАГ, карательную психиатрию и еще много чего, о чем у нас не принято говорить. Даже всю правду о трагедии в Катыни, мы узнали совсем недавно, когда под Смоленском разбился самолет с польской делегацией, и выяснилось, куда и для чего он летел. Страшно, что мы не знаем своей истории и не делаем выводы.

 

- Вопрос от телезрителя из Краснодарского края:  Можно ли православным людям регистрироваться в Интернете, не опасно ли это?

 

- Регистрация неизбежна, у нее есть и  практические цели: подсчет посетителей сайта, обратная связь с ними. С другой стороны, известно, что разработчики специальных программ отсылали информацию о пользователях в различные структуры. Конечно, это неприятно, и я сам был в ситуации, когда моя переписка была вскрыта. Однако я понимаю, что в этом есть и практические смыслы. Это как с лекарством, если польза превышает вред, то приходится использовать. Я живу в Санкт-Петербурге, и если внимательно присмотреться, можно увидеть, что практически повсюду установлены камеры. Остановить процесс наблюдения невозможно, если мы станем кому-то интересны с политической или финансовой точки зрения, тогда те, кому надо, все равно все узнают.

 

- Подобное уже описано в романе Оруэлла «1984», но мы христиане, ждем второго пришествия Господа, поэтому нам бояться уже нечего.

 

- Это даже можно воспринимать, как некую форму современного мученичества, только не увлекаясь.

 

- Что делать с ложью в интернете и СМИ?

 

-  Надо понимать, что есть разные стили и формы общения. Наше с Вами общение глаза в глаза не имеет ровным счетом ничего общего с тем, которое могло бы происходить между нами в Интернете, если бы мы друг друга не знали. Это другое пространство, и надо понять, что там действуют другие законы, что можно выбрать любую личину и бросаться словами, не неся никакой ответственности. Тем более что правовая сфера в Интернете у нас развита крайне слабо. Можно оклеветать человека или даже создать культ несуществующей в реальности личности, уже есть такие программы.

Надо все это знать, чтобы оценивать свои действия, понимать, к чему они ведут. Главное - соотносить все, что происходит, с духом Евангелия.

Часто повинуясь каким-то инстинктам, мы слишком глубоко входим в дискуссию, начинаем доказывать, эмоционально взбудораженные, пишем огромные сообщения тем, кому, возможно, все это в действительности безразлично. Существует даже такое понятие, как «интернет-троллинг», когда задача человека – просто всех позлить, накалить обстановку, а затем выйти из общения. Именно так, лукаво действуют духи злобы, духи поднебесной.

Давайте просто постараемся не поддаваться этим провокациям и использовать Интернет как инструмент. Можно растратить в нем все свои душевные и духовные силы, а можно использовать его для дистанционного образования, и сейчас этим пользуются, в том числе и православные вузы. Слава Богу, что находясь где-то на крайнем Севере, ты можешь таким вот образом получать богословское образование.

Не нужно отказываться от этого мира и говорить, что раз мы православные, все в этом мире зло, он нам чужд, идет война… Может быть, мы и находимся при последних временах, но никто не знает, сколько они продлятся, и мы очень многое можем сделать, чтобы обратить чьи-то сердца, и прежде всего, свои к Господу.

 

- В заключении передачи сформулируйте, пожалуйста, краткие правила информационной безопасности для православного человека.

 

- Наверное, первое правило: «Доверяй, но проверяй». И второе - сверять все с Евангелием, тем призванием, которое там содержится, чтобы наша жизнь была наполнена светом и радостью, чтобы нам было чем поделиться, а для этого надо много трудиться. Тогда вопросы о том, кто с нами борется, отойдут на второй и даже третий план, а мы будем задавать себе такие, как: что я могу сделать, чтобы быть в этом мире реальным христианином, кому я могу помочь, как наладить отношения с самыми близкими людьми.

Порой мы много знаем о политике и геополитике, но не можем найти и произнести те слова, которые наладили бы мир в наших собственных семьях. Возможно, «удельный вес» таких действий был бы гораздо больше в деле избавления этого мира от всех информационных войн.

 

- Спаси Господи. Благословите на прощание всех наших телезрителей.

- Господь да благословит всех нас.

 

Гость передачи: иерей Василий Селиверстов.

Ведущий: Михаил  Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать