Хранители памяти. Зал нумизматики в Государственном Эрмитаже

1 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Новый выпуск нашей программы - из зала Государственного Эрмитажа, где представлены экспонаты Отдела нумизматики. Мы познакомимся здесь с самыми древними русскими монетами. Среди них, например, златники и сребреники святого равноапостольного князя Владимира, на которых можно увидеть единственное дошедшее до нас прижизненное изображение Крестителя Руси.
 

– В эфире передача «Хранители памяти». Мы находимся на основной экспозиции Государственного Эрмитажа. И сегодня наш рассказ – о зале нумизматики, и особенно о тех монетах, которые связаны с Крещением Руси и с первыми десятилетиями существования православного русского государства.

Орлов Кирилл Владимирович, научный сотрудник Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа:

– Мы с вами находимся на третьем этаже Зимнего дворца в галерее нумизматики. Наша экспозиция открылась в апреле текущего года и включает в себя более шести тысяч экспонатов, рассказывающих об истории нумизматики с древнейших времен и до наших дней.

Отдел нумизматики – один из старейших в Эрмитаже. Нумизматический кабинет создавался Екатериной II в одно время с Картинной галереей. Первоначально он пополнялся отдельными находками, впоследствии покупались целые коллекции как у российских собирателей, так и за рубежом. При Николае I было выпущено распоряжение о том, что все российские монетные дворы должны пополнять Минцкабинет обязательным экземпляром.

После революции собрание нашего отдела увеличилось более чем в два раза за счет конфискованных коллекций частных лиц. В настоящий момент в фондах отдела более одного миллиона ста тысяч экспонатов. Если считать поштучно, то это более половины собрания нашего музея.

Сегодня мы будем говорить о древнейших русских монетах. В витрине, посвященной денежному обращению Древней Руси, представлены древнерусские златники и сребреники. Древнейшие монеты чеканились четырьмя князьями – Владимиром Святым, Святополком Окаянным, Ярославом Мудрым и Олегом Тмутараканским.

Стоит начать со святого князя Владимира, Крестителя Руси. Здесь представлен его златник (лицевая и оборотная стороны). Златников сохранилось всего одиннадцать экземпляров, причем один из них до сих пор не разыскан. Семь находятся в собрании Эрмитажа, по одному – в собраниях Государственного исторического музея в Москве, Национального музея истории Украины в Киеве и Археологического музея Одессы.

Название «златник» было придумано уже в XIX веке. Как назывались эти монеты самими древними русами, мы не знаем. В договоре князя Олега с греками от 912 года упоминалось, что пленников нужно выкупать за двадцать златников. Вероятнее всего, все-таки имелась в виду византийская золотая монета, но в XIX веке решили, что этот термин будет использоваться применительно к данным монетам.

На лицевой стороне монеты помещено изображение князя Владимира в парадном облачении, в головном уборе, увенчанном крестом. Первоначально изображение планировалось как поясное, но впоследствии русский резчик творчески переработал и дополнил его маленькими ножками. Получилось несколько комическое изображение. Легенда на монетах гласит или «Владимир на столе», или «Владимир, а се его злато». Причем, так как имя дано в форме «Владимир», а не «Володимир», и «злато», а не «золото», есть предположение, что резчиками были болгары. На оборотной стороне помещено изображение Пантократора с обозначением «Иисус Христос».

При том что денежное обращение древнерусского государства было обеспечено в основном арабскими дирхемами, в качестве образца для своих монет Владимир выбрал византийский солид. Практически в это же время начали чеканку короли Польши, Венгрии, Скандинавских стран, и все они в той или иной мере ориентировались на византийские образцы. То есть таким образом Русь как бы входила в семью христианских народов, и изображение Пантократора на монетах было очередным свидетельством этого.

По той же иконографической схеме был выполнен и первый выпуск сребреников. Нужно сказать, что сребреники выпускались четырех типов, и если первый практически полностью копирует тип златника, то последующие три типа немного отличаются: изображение Пантократора на оборотной стороне исчезает и его заменяет знак Рюриковичей – трезубец, который мы сейчас хорошо знаем по гербу независимой Украины. На златниках маленькое изображение такого трезубца помещено над плечом князя, и на последующих трех типах сребреников он занимает всю оборотную сторону. Ни о какой языческой реакции мы говорить здесь не можем. Просто, вероятно, резчики поняли, что должным образом изобразить Пантократора все-таки довольно сложно, и решили упростить себе задачу.

С другой стороны на изображении князя появляется нимб, чего раньше не было. Но это тоже не должно нас удивлять: мы помним, что нимб очень часто встречался и на изображениях византийского императора.

Следующий князь, который чеканил сребреники, – это Святополк Окаянный, очень неоднозначная фигура в русской истории. Его сребреники в целом повторяют тип князя Владимира, но здесь есть одна характерная особенность: меняется тип княжеского знака. Если у Владимира это был трезубец, то здесь это двузубец, один из зубцов которого увенчан крестом. Есть очень убедительное объяснение этого. Мы помним, что у Святополка было очень сложное происхождение, то есть его называли сыном двух отцов: Владимир (к тому времени еще не святой), убив своего брата Ярополка, взял в жены его вдову, которая и родила Святополка, будучи уже женой Владимира. Поэтому до сих пор в разных энциклопедиях не пришли к определенному мнению, какое отчество ему присваивать, но в большинстве он значится как Святополк Владимирович. Но мы знаем, что знаком Ярополка был именно двузубец, поэтому трансформация этого знака скорее свидетельствует о том, что Святополк воспринимал себя как сын Ярополка.

Сребреники Святополка также разделяются на несколько типов. На одном из них указано его языческое имя Святополк, на двух других – его христианское имя в форме «Петрос» или «Пётор». И, собственно, только из монет мы и узнали о том, какое имя у него было в крещении.

Нужно сказать несколько слов о сребрениках Ярослава Мудрого. Судя по всему, они были отчеканены еще в тот период, когда Ярослав был новгородским князем. Находки их в основном тяготеют к Северу. Легенда, помещенная на оборотной стороне – «Ярославле серебро», – не упоминает Ярослава «на столе», в отличие от легенды на монетах Владимира. И, судя по всему, этот чекан был связан с конфликтом, который произошел между Владимиром Киевским и его сыном Ярославом из-за новгородской дани: Ярослав пытался позиционировать себя как уже практически самостоятельного владетельного князя.

На лицевой стороне сребреников Ярослава помещено изображение его небесного покровителя – святого Георгия. Мы помним, что Ярослав в Святом Крещении был Георгием. На оборотной стороне также традиционный трезубец, но с определенными модификациями.

Несколько особняком стоят монеты Олега Тмутараканского. Мы довольно мало знаем об истории Тмутараканского княжества. В повседневном общении «Тмутаракань» употребляется как обозначение чего-то очень далекого и непонятного. Тмутараканское княжество располагалось на Таманском полуострове и части Крымского полуострова и было ареной борьбы между Русью, Византией, Хазарией. Население княжества было очень пестрое, то есть там жили и русские, и армяне, и греки, аланы и масса других народностей. В качестве образца для своих монет Олег Святославович избрал монеты византийского императора Михаила Дуки.

Чеканка древнейших русских монет была не столько обусловлена экономической необходимостью, сколько являлась политическим актом. Сохранилось довольно незначительное количество древнерусских монет этого периода – порядка трехсот пятидесяти всего. Естественно, сохранились они не все, их было несколько больше. Но в соотношении с арабской монетой это ничтожная величина. Это был повод заявить о себе как о политической силе и поставить себя где-то наравне с византийскими императорами. Чеканка монет Олегом Тмутараканским (самый конец XI века) была последним всплеском активности в этом направлении. И до Дмитрия Донского русских монет мы не знаем. То есть денежное обращение обеспечивалось сначала западноевропейской монетой, а потом наступил так называемый безмонетный период.

История изучения древнерусских монет начинается в конце XVIII века. В 1796 году киевский аптекарь по фамилии Бунге приобрел златник у некоего солдата, который получил его от своей матери в качестве подарка (раньше следы златника не прослеживаются). Эта монета была приобретена коллекционером Могилянским. Через несколько лет в его руках оказался сребреник. В первые годы эти монеты вызывали определенный скепсис: они считались или сербским монетами, или болгарскими. К этому времени был уже основательно забыт факт чеканки древнерусских монет, и считалось, что первые русские монеты относятся к правлению или Дмитрия Донского, или, в крайнем случае, Ивана Калиты.

Но впоследствии ситуация менялась: находились всё новые и новые златники и сребреники, и наконец в 1852 году был найден знаменитый Нежинский клад, который содержал более двухсот сребреников. Через двадцать с лишним лет, в 1876 году, был найден еще Киевский клад – еще сто двадцать с лишним сребреников. И после этого, можно сказать, полемика уже не имела смысла: было доказано, что это именно русские монеты. Их окончательную на тот момент классификацию предложил замечательный нумизмат и видный государственный деятель граф Иван Иванович Толстой. В 1882 году он издал книгу «Древнейшие русские монеты Великого княжества Киевского», в которой распределил эти монеты по князьям исходя из чтения надписи, формы знаков и перечеканки одного типа в другой.

В 1983 году была издана монография Ивана Георгиевича Спасского и Марины Петровны Сотниковой «Тысячелетие древнейших монет России». На настоящий момент это самый полный свод древнейших русских монет.

– Наш рассказ из зала нумизматики Государственного Эрмитажа подошел к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать