Хранители памяти. Выставка "Сказание о граде Свияжске" в Государственной Третьяковской галерее. Ч. 5

22 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы завершаем рассказ с выставки "Сказание о граде Свияжске", и последний выпуск из этого цикла будет посвящен святыням, которые были представлены на выставке - предметам, связанным со святителем Германом Свияжским, и пелене, некогда находившейся в храме города Казани под чудотворным образом Казанской Божией Матери и, в отличие от самого древнего образа, дошедшей до нашего времени.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире передача «Хранители памяти». И мы продолжаем рассказ из Государственной Третьяковской галереи с выставки «Сказание о граде Свияжске».

Татьяна Евгеньевна Самойлова, куратор выставки, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи:

– Здесь перед нами архиерейская шапка – довольно редкий предмет в музейных собраниях. Но для нас особенно важно, что эта шапка принадлежала святому Герману Свияжскому. Мы уже неоднократно упоминали имя этого человека в связи с основанием Успенского монастыря, свияжского Успенского собора, в связи с созданием иконостаса. И вот сохранился предмет, который принадлежал непосредственно святителю. Его судьба была нелегкой. Все знают о драматических событиях, связанных с жизнью святого митрополита Филиппа Московского, и гораздо меньше известен Герман Свияжский, хотя он совершил святительский подвиг, аналогичный подвигу митрополита Филиппа.

Дело в том, что после смерти митрополита Макария Иван Грозный рассматривал Германа как одного из претендентов на митрополичью кафедру, и в связи с этим Герман был вызван в Москву. Но в то время Иван Васильевич уже начал проводить свою печально знаменитую опричную политику, сопровождавшуюся жестокими казнями, репрессиями. Герман Свияжский имел мужество высказать свое мнение по поводу всего происходящего и отказался занимать московскую кафедру в условиях проведения этой политики. Разумеется, Иван Грозный был не очень доволен этой нелицемерной речью святителя. Святой Герман покинул Кремль, но буквально через несколько дней, как мы знаем из писем Андрея Курбского, был найден на своем дворе мертвым.

В конце XVI века состоялось перенесение мощей святого Германа Свияжского из Москвы в Казанскую землю, мощи были положены в алтаре свияжского Успенского собора, того самого, который строил святитель. И уже в XIX веке, когда совершалась церемония переоблачения мощей святого Германа, они были осмотрены, и действительно обнаружились следы того, что голова была отсечена или перерезано горло. То есть факт принятого мученического венца нашел свое подтверждение. Перед нами шапка этого прославленного святого, которому молятся в Казанской земле о ее процветании, благословении.

И в этой же витрине есть небольшая иконка, тоже легендарная. У нас нет документальных подтверждений, но по традиции она связывается с именем святого Германа. Возможно, это его келейная икона – судя по ее размерам.

Еще один очень скромный по размерам, но весьма важный по своей исторической значимости предмет, который завершает нашу выставку. Это не что иное, как подвесная пелена к чудотворной иконе Богоматери Казанская. Нужно вспомнить, что это событие – явление чудотворной иконы Богоматери Казанская – произошло в 1579 году. Мы помним, что сам поход состоялся в 1552 году, русские люди пришли в Поволжье либо пустынное, либо населенное какими-то народами иной веры. И эта несколько одичавшая за время разных набегов земля, по свидетельствам современников, вновь ожила и стала рождать хлеб. К концу XVI века Поволжье становится главной житницей России. И мне кажется, в этом главное историческое значение казанского похода Ивана Грозного.

По прошествии нескольких десятилетий, как благословение этой земле, происходит такое событие – явление чудотворной иконы. Наверно, это неспроста, потому что такого события Русская земля не знала в течение нескольких веков. А здесь явилась чудотворная икона, которую современники назвали «Одигитрия» по аналогии со знаменитой византийской иконой, святыней императорского дома.

Здесь явилась своя малая «Одигитрия», она была очень небольшого размера – келейная икона, предположительно принадлежавшая одной из русских полонянок, которая жила в Казани и тайно сохраняла свою веру. Она спрятала свою икону, завернув в рукав однорядки – одежды тех времен. А сама икона была обретена маленькой девочкой Матроной на пожарище. Девочке было видение, в котором сама Богоматерь указала ей место, где надо копать, чтобы найти икону.

Это история чудотворного Казанского образа, явившегося на новой земле. А перед вами пелена, которая была создана уже в 1595 году для того, чтобы украсить этот образ. Был построен собор именно для этой чудотворной иконы, и под нее была создана пелена. Ценность этого предмета в том, что сама чудотворная икона не сохранилась, до нас дошли только многочисленные списки с нее, а эта пелена явно создана под размер чудотворной иконы, на пелене есть дата – 1595 год. По всей видимости, это самое раннее воспроизведение чудотворного образа.

Почему мы завершаем нашу выставку этим предметом? Мне кажется, очень важно подчеркнуть, что этой маленькой иконе, обретенной девочкой Матроной, была предназначена великая судьба. Буквально через несколько десятилетий, в годы польско-шведской интервенции именно Поволжье становится под флаги Минина и Пожарского – не армия, а народное ополчение, что тоже показательно для этой земли. И защищавший это ополчение образ – именно икона Богоматери Казанская.

Мы как бы совершили историческое путешествие от времен основания города Свияжска, христианизации Казани к тому моменту, когда был явлен чудотворный образ Богоматери, и ему предстояла большая слава в русской истории.

Автор и ведущая Елена Чач

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать