Хранители памяти. Выставка "Православные церкви и часовни Эстонии"

27 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске программы - о выставке "Православные церкви и часовни Эстонии", которая около года путешествовала по различным городам России. Наш рассказ будет из двух мест, где она экспонировалась, - из Петропавловской крепости Санкт-Петербурга и выставочного зала "Тушино" города Москвы.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы расскажем о выставке фотографий «Православные церкви и часовни Эстонии», которая, открывшись в апреле 2014 года в Таллине, долгое время путешествовала по городам России.

На экспозиции представлены фотографии православных храмов и часовен, построенных с конца XVII века до настоящего времени: и действующих, и тех, в которых прекращены богослужения, и даже разрушенных. Это результат более чем пятилетней экспедиции по стране фотографа Арне Маасика и ученого-религиоведа Яануса Плаата.

Выставка начала свое путешествие по России с Санкт-Петербурга. В городе на Неве она расположилась в выставочном зале Петропавловской крепости.

Туулас Виктория, генеральный консул Эстонской республики в Санкт-Петербурге:

– Эта выставка подтверждает, что ваши близкие соседи, эстонцы, – очень теплые и толерантные люди. Почему? Потому что в Эстонии, между прочим, самый низкий процент верующих людей, но эстонцы всегда уважают разные культуры, веры, несмотря на то что они не очень верующие.

Архимандрит Александр Федоров, настоятель императорского мемориального собора святых апостолов Петра и Павла Петропавловской крепости города Санкт-Петербурга:

– Я думаю, что сегодня, несмотря на сложные общественно-политические движения, которые существуют вокруг нас, возникает повод для утешения и радости, потому что действительно близкий нам соседский эстонский народ тоже в значительном числе своих членов исповедует православие. И храмы, которые они строят, свидетельствуют о том, что наднациональная христианская культура всегда рождает свои очень интересные национальные формы. И даже периоды, которые нас объединяют, когда это было в единой Российской империи, дают нам разные формы храмов, скажем, конца XIX века, на территории других частей Российской империи и на территории Эстонии.

Вообще, если просмотреть всю выставку, то она, конечно, дает огромный, просто богатейший материал по разным эпохам. Мы прекрасно знаем, что православие в Эстонии появилось не сегодня: уже в XI веке есть первые примеры православных храмов на территории будущей Эстонии. А сегодня это просто огромное, значительное число православных приходов и храмов.

Конечно, очень интересно рассмотреть эти этапы. Для меня, например, очень интересен этап между двумя войнами, потому что у нас в России не было возможности строить храмы – тогда, наоборот, они, к сожалению, разрушались, а в Эстонии они строились, и строились в стилистике своего времени. Это интересный опыт, о котором можно подумать, потому что ведь мы сегодня тоже стараемся возродить традиции, но живем в начале XXI века. И сочетание традиционности с конкретным временем – это всегда определенный урок, и то, что было тогда между войнами, – это очень интересно. Это не значит, что надо что-то копировать, это просто некая методология, на которую можно посмотреть и о чем-то подумать. Ну и сама экспозиция, конечно, очень хорошо, качественно сделана.

На выставке представлены не все фотографии, сделанные во время научной экспедиции Арне Маасика и Яануса Плаата. Но все они вошли в изданный к открытию экспозиции альбом.

Плаат Яанус Энноевич, историк и религиовед, доктор наук:

– Все фотографии эстонских церквей, которых 176 (в том числе в развалинах, в том числе маленькие часовни), на выставке не поместились, но все – в этой книге. Книга большая, чуть больше тысячи страниц, и тексты в ней на трех языках – эстонском, русском, английском. И там – истории всех эстонских приходов, которые существовали или существуют в Эстонии сейчас. Историю православия в Эстонии не очень много изучали. Можно сказать, это первая научная книга по данному вопросу.

Архимандрит Александр Федоров:

– Замечательная книга, которая собрала просто всё – максимальный материал по православию в Эстонии. Это огромный-огромный труд. И в этом смысле, конечно, хочется сказать слова благодарности и авторам, в том числе и переводчику, и фотографу, всем, кто участвовал в издании, и, конечно, организаторам выставки. Вот всем, кто в этом участвовал, – большое-большое спасибо.

После Санкт-Петербурга, посетив Псков и столицу Белоруссии Минск, выставка добралась до Москвы. Здесь она была размещена в выставочном зале «Тушино».

Шклярук Александр Федорович, искусствовед выставочного зала «Тушино»:

– Фотографии сами по себе являются художественными. Причем это фотографии, которые передают не только чистый облик памятников, этнографический, но это фотографии, в которых сумели заложить некое состояние, где ты можешь отличить действующий храм от просто сохранившегося памятника или руин, интерьеры сохранившихся или действующих храмов тоже.

Но поскольку выставка архитектурная, то на ней присутствуют и чертежи старых построек: или реконструированных, или несохранившихся, или которые были первоначально и потом перестроены. И, конечно, уникальные, лаконичные, но в то же время научные сопроводительные тексты, которые рассказывают не только об этих храмах, но и об истории православия на территории Эстонии: как это все происходило, как происходило строительство, в каких центрах, особенности храмов, изменения, которые произошли в XIX веке в связи с тем, что первоначально лютеранские храмы перестраивались, переводились в православные, но потом просто менялись уже, так как государственная политика середины XIX века – строительство больших храмов. Рассказывается о том, почему в центральных городах строились большие православные храмы (это было связано в основном с гарнизонами наших войск, которые располагались на территории Эстонии).

И еще одна очень важная деталь – кроме общей исторической архитектурной канвы представлены постройки разного типа: и в виде удлиненных построек, и в виде греческого креста, и компактные в виде куба, и деревянные постройки, и построенные в годы Первой Республики, потому что – к счастью или как сказать – в 20–30-е годы храмы на территории Эстонской Республики не разрушались, и главные страдания были вызваны Второй мировой войной: целый ряд городов во время наступления наших советских войск подвергся сильным обстрелам, и, к примеру, Нарва очень сильно пострадала. Просто такова война. Поэтому здесь есть и последние годы – 1930–1940-е.

Бесспорно, отдельно – Пюхтицкий монастырь, чудом сохранившийся, особенно в 1960-е годы, потому что есть история Пюхтицкого монастыря: как сжималась территория, как епископ Алексий старался ее сохранить. Мало кто знает (об этом говорить на выставке не совсем этично, но мы-то знаем), что Печоры находились на территории буржуазной Эстонии.

Поражает разнообразие форм православной архитектуры: фотографии церквей с луковичными куполами соседствуют со снимками барочных соборов и традиционной эстонской церковной архитектурой.

Шклярук Александр Федорович:

– Когда при Екатерине II, во второй половине XVIII, века началось строительство, то, бесспорно, некоторые церкви, храмы, особенно в центральных городах, имели характер барокко, переходящего в классицизм.

Есть памятники начала XIX века, построенные известными российскими архитекторами, в том числе А.И. Руска. Памятники конца XIX века строились и петербургскими архитекторами, и финскими, которые были в Финляндии (из Гельсингфорса тоже были), и местными уже эстонскими архитекторами. Особенно в ХХ веке, конечно, эстонскими архитекторами.

Пример построек, которые носят традиционный для нас характер, – две постройки Таллина: церковь Преображения Господня, которая создана давно, но не сохранилась и перестраивалась вплоть до XIX века, и собор святителя Николая в Таллине, который все сразу узнают, поскольку его строил архитектор А.И. Руска, с соответствующим куполом, двумя башнями, то есть чем-то он напоминает петербургскую архитектуру начала XIX века. Вот это как раз пример действующих храмов с сохранившимся внутренним убранством и, конечно, привлекающих внимание: с одной стороны – верующих, с другой стороны – туристов, которые, заходя, имеют возможность почувствовать что-то родное и близкое.

Вот пример построек, которые носят традиционный для русской архитектуры характер XIX века, но, как вы видите, это уже более компактные постройки. Вот действующий: здесь есть интерьер, который нам кажется весьма-весьма скромным, но, как мы видим, сохранились росписи интерьера и характерный для того времени иконостас. Что касается остальной мебели, то есть элементы нашего советского времени.

Еще одно интересное явление, и, кстати говоря, очень актуальное для нас, потому что мы сейчас тоже создаем деревянные православные постройки шаговой доступности. Но в Эстонии деревянные храмы тоже достаточно распространены, и те, кто приезжает в Таллин, обращают внимание на эти – как говорят – «финские домики». Эти храмы, обшитые доской, на самом деле очень интересны, они до сих пор действуют. И вот, допустим, храм Рождества Пресвятой Богородицы. Как вы видите, вот внутреннее убранство, где, конечно, в соответствии с климатом широко еще использовалась живопись: вставки как раз живописные, а не фрески, поскольку это деревянный храм. Не все, конечно, украшали, это один из самых богатых храмов.

А для меня очень дорога церковь Симеона и Анны рядом с портом, поскольку это была морская церковь. Тоже очень скромная архитектура. Иногда удивляешься, почему такая центральная часть (сразу привлекает внимание) и ломаная крыша. Но на самом деле это тоже старый храм, ведущий свое начало еще с XVIII века. И вот, как вы видите, внутреннее убранство тоже очень скромное, невысокие потолки. Но, так или иначе, он является одним из центральных храмов Эстонской Православной Церкви.

– Выставка «Православные церкви и часовни Эстонии», подготовленная Эстонским архитектурным музеем и Фондом музеев Юуруского и Хагериского приходов, завершила свое путешествие по России, оставив после себя память о богатстве и многообразии эстонской православной архитектуры.

Наш рассказ о выставке «Православные церкви и часовни Эстонии» подошел к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 16 октября: 19:05
  • Понедельник, 18 октября: 03:00
  • Вторник, 19 октября: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Мы продолжаем рассказ из Ризницы Троице-Сергиевой лавры и обратимся к произведениям декоративно-прикладного искусства, связанных с тем периодом, когда священноархимандритом обители был митрополит Платон (Левшин). Рассказывает автор экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиевой Лавры XVIII–XIX веков», ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Любовь Александровна Шитова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​