Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире передача «Хранители памяти». Мы продолжаем рассказ с временной выставки «Иконы эпохи Николая II», работающей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Жанна Григорьевна Белик, куратор выставки «Иконы эпохи Николая II», кандидат искусствоведения, заведующая сектором экспертизы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:
– Эта часть нашей экспозиции посвящена теме указа о веротерпимости 1905 года. Это был очень важный примиряющий шаг, дающий законные права старообрядческой части населения. Старообрядцы могли свободно исповедовать свою веру, могли служить в своих храмах, на престолах этих храмов и совершенно открыто строить новые храмы, старообрядческие иконописцы могли писать иконы. В это время были построены десятки старообрядческих храмов, возникли десятки новых приходов, были распечатаны алтари. Фактически это был взлет иконописания старообрядческих общин.
В этой части экспозиции представлены иконы, которые происходят из Русской Православной старообрядческой Церкви. Эта икона имеет очень интересное название, она называется «Мерило праведное». Когда смотришь на эту икону, кажется, что это обычное распятие – Иисус Христос распят на среднем кресте, слева и справа от Него распяты два разбойника, то есть это традиционное изображение распятия. Однако в старообрядческой среде оно было осмыслено по-новому. Иисус Христос является Сам по Себе мерилом праведным, а каждый из нас, молящихся, является либо благоразумным разбойником, который раскаивается в своих грехах, либо разбойником неблагоразумным, который не принес еще плоды покаяния, а мерилом, то есть мерой грехов и покаяния, является Иисус Христос.
Греческие приходы хранили древние иконы. Поэтому как сохранить эти иконы, как раскрыть древнюю живопись – в основном эти технологические процессы проходили в старообрядческой среде, потому что там стояли задачи сохранения и раскрытия древних икон. Среди старообрядцев были первые реставраторы, знатоки древнерусской иконы, поэтому, особенно после указа о веротерпимости, когда достижения первых русских реставраторов стали общекультурными достижениями (были не только приняты, но и стали популярными в Церкви), это направление тоже стало общероссийским.
Наш особый экспонат принадлежит государственному Минералогическому музею Российской академии наук имени Ферсмана. Этот экспонат был создан в мастерской Карла Фаберже для Пасхи 1917 года. Яйцо называется «Созвездие цесаревича». Оно было заказано императорской семьей в 1916 году. Традиционно Карл Фаберже принимал заказы после очередной Пасхи для Пасхи следующей. Но Пасху 1917 года семья российского императора встречала уже в заточении в Александровском дворце. И Керенский составлял список людей, которым было разрешено посещать императорскую семью. Карл Фаберже в этот список не входил, поэтому он не смог передать последнему русскому императору созданное по его заказу яйцо.
Яйцо «Созвездие цесаревича» изображает карту звездного неба в секунду рождения цесаревича Алексея. То есть когда рождался царственный отпрыск, счет шел на секунды. Если мы представим себе задачу создать карту звездного неба на настоящую секунду, это будет невероятно сложно, потому что зафиксировать, где какая была звезда в конкретную секунду – просто невозможная задача.
Такие изображения составляются по астрономическим картам. Это яйцо является очень редким примером изобразительной астрономии. Места звезд должны были занимать бриллианты, эти бриллианты не были поставлены, так как работа не была завершена. Есть три небольших бриллианта, которые ювелиры поставили для того, чтобы посмотреть, как яйцо будет выглядеть вместе с бриллиантами, но работа не была завершена, и сейчас мы имеем такое интересное произведение искусства.
– Работа не была завершена, потому что Фаберже уже знал, что его не пустят.
– Да, что он не сможет передать это яйцо.
В этой части экспозиции мы хотели представить разные стили той эпохи. Как и любая другая, эта эпоха была полна разных стилей, разных предпочтений. Русское общество делилось на разные сословия – те иконы, которые были доступны крестьянам, не считались красивыми среди духовенства или представителей культурной элиты, купечества. То есть каждый слой населения имел свои стилистические предпочтения.
Помимо того что российское общество представляло собой некий «слоеный пирог» сословий, разные люди предпочитали разные образы. Для одних людей иконы, выполненные в традиционном стиле, были отражением образа Божьего, другими людьми живопись понималась как «живое» – нужно было так изобразить святого, чтобы как живой он стоял на иконе. Поэтому параллельно развивалось несколько, как мы называем, направлений, то есть традиционная икона соседствовала с живописной иконой. И поскольку в живописи были популярны разнообразные стили – как рационализм, так и модерн, то вот в этом стилистическом разнообразии палитра этой эпохи отражена.
Казанская икона Божьей Матери была написана в мастерской Василия Павловича Гурьянова, оклад выполнен тоже в очень известной мастерской Смирнова. Видимо, он был ювелиром-монументалистом, для него характерны такие монохромные иконы, где линия, форма, цвет создают художественный образ, а сама икона написана в очень традиционном стиле – так называемом стиле московской Мстеры, когда иконописцы предпочитали тонкое изящество древнерусской иконы.
А рядом икона «Изведение апостола Петра из темницы». Она была связана с реставрационными проектами того времени. Автор этой иконы Николай Сергеевич Емельянов происходил из очень маленького села ЧуриковоТарутинской волости Боровского уезда Калужской губернии. Он осиротел, его взяли на воспитание другие люди.
И вот этот маленький бедный мальчик попадает в Москву – фактически это олицетворение американской мечты в русской живописи, когда этот мальчик становится великим иконописцем, его замечает императорская семья. И он становится иконописцем императорского двора, хотя звание придворного поставщика он не получил просто потому, что время его работы для императорской семьи еще не насчитывало необходимого количества лет.
Но он писал иконы для Феодоровского государева собора в Царском Селе, он же писал иконы для Феодоровского собора в Петербурге и для других царских построек этого времени. Иконами, написанными в его мастерской, царская семья благословляла многих своих подданных. Фактически он был лично выбран последним русским императором в 1910-е годы.
Икона апостола Андрея происходит из Феодоровского государева собора в Царском Селе. Ее написал Николай Сергеевич Емельянов по заказу императора. Это очень интересный храм, в котором было несколько престолов, верхний и нижний храмы. Николай Сергеевич Емельянов был профессиональным реставратором, одним из ведущих реставраторов того времени, он сам раскрывал древние иконы. И поэтому очень традиционным предстает перед нами образ апостола Андрея Первозванного.
Феодоровская икона Божьей Матери была очень почитаемой в царской фамилии; именно в Костроме, где находится первообраз Феодоровской иконы, было принято решение о начале русской царственной династии Романовых. И Феодоровская икона очень почиталась как царственными отпрысками, так и вообще в России. Во время царствования последнего русского императора, в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых, Феодоровская икона считалась покровительницей царской семьи, с нее писались многочисленные списки.
На нашей выставке представлен список, который датируется 1898 годом. Он был написан в мастерской Иосифа Семеновича Чирикова в Москве. Направление живописи называется «московская Мстера». Лучшие иконописцы переселялись в Москву, потому что этот стиль, такой тонкий, очень элитарный, был популярен среди московской культурной элиты и купечества. Сам Иосиф Семенович Чириков был из старообрядческой среды, и старообрядцы делали огромные заказы в этой мастерской. И вот царская династия тоже.
Преподобный Сергий – один из самых любимых, самых почитаемых московских святых. Конечно, в московских мастерских писалось огромное количество образов преподобного Сергия в самых различных стилях. Вот здесь, как мы считаем, у нас представлен уникальный образ, написанный в абсолютно живописном стиле и имеющий подпись Василия Павловича Гурьянова. Подпись такая: «Усердие и труды В. П. Гурьянова. 1901 год».
Эта замечательная икона представляет преподобного Сергия на фоне леса. Она имеет колорит своего времени. Нужно было так изобразить святого, чтобы у молящихся было представление о нем как о живом. Поэтому во все времена, и особенно в это время, такой стиль – реализм – всегда присутствовал в русской иконе, мастера пытались изобразить святого так, как будто он находится здесь и сейчас, рядом с нами. И это понимание святости меняло жизнь человека, потому что задача иконы – именно проповедь, чтобы изменить жизнь молящегося человека, сделать ее более нравственной, более похожей на жизнь того святого, чей образ представлен на иконе.
В этой части экспозиции мы хотели представить разнообразные ювелирные и иконные мастерские, которые работали в то время. Основная проблема, которая была в иконной живописи того времени, состояла в том, что ювелирные мастерские совершили технологический взлет. Оклады икон стали настолько совершенны, настолько тонко выполнялась эта работа! Появились паровые котлы, в ювелирных мастерских работало огромное количество мастеров, многообразие ювелирных техник стало возможно в рамках одной, даже небольшой мастерской.
И икона не должна была соперничать с окладом. Это составляло новую художественную задачу для иконописцев. Поэтому сама икона была переосмыслена стилистически. От живописи пришли к иконному творчеству, и вот этот переход мы хотели здесь показать. Мастерские Гурьянова, Чирикова, Дикарева, иконописцы Палеха, Мстеры представлены в этой части экспозиции.
Ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук
Записал Игорь Лунёв
Мы продолжаем серию выпусков с выставки "Новодевичий монастырь. Вехи истории", работающей в Государственном историческом музее. Рассказывает заведующая сектором научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея, куратор выставки Ольга Владимировна Соколова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 9 октября 2024 года
Православный словарь. Обрезание Господне
Этот день в истории. 9 октября
День ангела. 9 октября
Церковный календарь 9 октября. Преподобный Ефрем Перекомский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!