Хранители памяти. Выставка "Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей". Часть 2

4 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем серию выпусков с временной выставки "Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей", которая работает в Музее-заповеднике "Коломенское", в выставочных залах Сытного двора. О представленных здесь предметах рассказывают главный хранитель Московского объединенного музея-заповедника "Коломенское" Ольга Анатольевна Полякова и старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Юлия Валерьевна Плотникова.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Я стою рядом с витриной, где представлены: офицерский кафтан императора Николая II и платье императрицы Александры Федоровны. Это лишь два предмета гардероба царской семьи из многих, которые можно увидеть на выставке в Музее-заповеднике «Коломенское», откуда мы поведем наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».

Юлия Валерьевна Плотникова,старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:

– В этом зале у нас – детские платья девочек Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Здесь есть вещи, про которые мы можем сказать, кому конкретно они принадлежали: например, в одном из фотоальбомов императорской семьи есть фотография, на которой в этом платьице сидит Анастасия.

Здесь также представлены: летнее пальтишко из белого пике с вышивкой и накрахмаленная батистовая шляпа; в таких ходили великие княжны. Сохранилась масса фотографий, где они запечатлены в этих шляпках (одна из них представлена здесь).

Такие платья носили не только великие княжны: точно в таких же платьях ходили и дети дворян, интеллигенции, купцов – не было разницы. Таким образом, мы можем посмотреть, что носили дети в конце 90-х годов ХIХ и в начале ХХ века.

Туфельки и ботиночки изготовлены фирмой Jean Kamienski, которая находилась в Варшаве (это Российская империя, но все-таки Польша).

Единственное, чего не могли себе позволить обычные девочки, – это таких парадных придворных платьев, которые были сшиты на Ольгу и Татьяну к церемонии крещения наследника-цесаревича. Была сделана интересная фотосессия. Есть официальные фотографии, но в альбомах встречаются и неофициальные, снятые Александрой Федоровной, на которых Ольга и Татьяна в этих платьях. Платья выставлены в витрине в соответствии с сохранившейся фотографией.

Здесь – летние платьица, которые носили девочки. Мы стараемся показать изображенные на фотографиях вещи вживую: предметный мир оживает, сходя с фотографии. Это принцип нашей выставки: вот предмет – вот фотография. Теперь вы можете все представить, не просто посмотреть на фото, а соотнести: «Вот это платье, вот эти дети». Естественно, не все фотографии сохранились. Но то, что сохранилось, мы максимально использовали.

В этом зале в двух витринах мы видим игрушки, принадлежавшие детям последнего российского императора, в частности три нарядные куклы производства Германии. Вполне возможно, что их платья были сшиты во Франции (часто бывало: куклы немецкие – платья французские). Эти куклы немецкие (у них есть определенные клейма внутри на голове). Одна из них (шатенка) экспонируется впервые после реставрации – до этой выставки ее никто из публики никогда не видел.

В этой витрине мы видим знаменитого медведя, который экспонировался на огромном количестве выставок, а также собаку и кошку. Медведь немецкой фирмы Steiff (у него в ухе есть клипса, которая указывает на место и дату изготовления).

В нижней части витрины – пальто, сорочка, кофточка, шляпка, чулки и зонтик – вещички, в которые девочки переодевали кукол. Как иллюстрация – эта знаменитая фотография, на которой дочери императора сидят в обнимку с большим количеством своих любимых кукол. Судя по изображению, эти куклы – у нас в витрине.

Здесь мы видим маскарадный боярский костюм царевича Алексея Николаевича и фотографию, на которой он в этом костюме. Не совсем понятно, к какому мероприятию он был сшит (не сохранилось воспоминаний).

Это розовое муаровое пальто. Сохранилась фотография, на которой именно Алексей Николаевич (хотя, казалось бы, – розовый муар и кружево!) в этом пальто. Есть даже кадры кинохроники, где двухлетнего царевича, одетого в него, ведут за ручку.

Вот знаменитый синий бархатный костюмчик и ботиночки, принадлежавшие наследнику-цесаревичу. В этом зале с одной стороны – куклы, с другой – экспозиция, посвященная младенческим годам цесаревича.

В этой комнате мы видим предметы, принадлежавшие старшей дочери императора Ольге Николаевне и второй дочери Татьяне Николаевне. Здесь – платье, которое совершенно точно принадлежало Ольге (с метками), берет, детали ее туалета, саше (очень красивые, с метками «О.Н.»). Дальше – шляпа Татьяны Николаевны и ее платье. Обе девушки были стройными и высокими, но по платьям видно, что Татьяна была более субтильной.

На выставке большое внимание уделено информации об образовании детей императора.

Ольга Анатольевна Полякова, главный хранитель Московского объединенного музея-заповедника «Коломенское»:

– Царские дети получали домашнее образование. Обучение начиналось в шесть лет. За подбором преподавателей внимательно следила сама императрица Александра Федоровна. Известно, что Петр Васильевич Петров (подполковник, чиновник Главного управления военных учебных заведений) руководил процессом обучения, подбирал учителей и предлагал их на рассмотрение императрице.

Дети обучались русскому, английскому, французскому языкам, а с десятилетнего возраста – немецкому. Изучали арифметику, историю, географию, рисование. Очень большое внимание уделялось подвижным играм, танцам. Плавали на байдарках, катались на велосипедах, играли в лаун-теннис.

Вся система воспитания была построена по английской методике. Занятия длились круглый год (с перерывом на пасхальные каникулы) шесть дней в неделю. Семья была очень набожной: посещали все воскресные службы, отмечали дни ангелов и церковные праздники.

Среди учителей были как русские, так и иностранцы. Петр Васильевич Петров обучал русскому языку и был воспитателем цесаревича Алексея. Были приглашены швейцарец П. Жильяр, англичанин Ч. Гиббс, художник Д.Н. Кардовский и другие преподаватели. Великим княжнам и цесаревичу ставились отметки. Велись табели, делались какие-то замечания перед тем, как передавать эти документы на просмотр главной воспитательнице (а этой воспитательницей была сама императрица Александра Федоровна).

Юлия Валерьевна Плотникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:

– Хотелось бы акцентировать внимание на совершенно ангельском, на мой взгляд, характере Петра Васильевича Петрова, на его терпении. Побольше бы таких учителей!

Ольга Анатольевна Полякова, главный хранитель Московского объединенного музея-заповедника «Коломенское»:

– На нашей выставке представлены уникальные документы: рисунки, фотографии, которые предоставил Государственный архив Российской Федерации. Часть из них экспонируется впервые.

Дети подписывали открытки своим любимым родителям, друг другу и преподавателям. А родители (особенно Александра Федоровна) учили детей быть очень вежливыми, внимательными и слушаться преподавателей.

Любимым преподавателем был Петр Васильевич Петров. Вот письмо младшей княжны Анастасии Николаевны Романовой, которая написала его своему учителю. Это письмо сопровождается картинкой: изображены три сидящие к нам задом свинки. Читаем: «Вонючка П.В.П. (это значит “Петр Васильевич Петров”. – Прим. О. П.)! Диктовки не будет! Слышите, а???!!!  Adieu! Вот и все! Ухожу. А.Н. (“Анастасия Николаевна”.– Прим. О. П.)». И какое теплое, прекрасное письмо в ответ пишет сам преподаватель: «Распречудесное письмо Ваше, милая Анастасия Николаевна, получил. Одни печати чего стоят (письмо было запечатано в конверт со многими-многими красными и розовыми сургучными печатями. – Прим. О. П.)! Когда мне подавали письмо, я за две комнаты догадался, что оно от Вас: так уж хорошо запечатано!.. Итак, сургуча Вы не пожалели. Что же делать? Зато хорошо, что Вы пожалели гуттаперчевого мальчика. Когда я его читал в первый раз, я чуть не заплакал. Посылаю Вам книгу, которую Вы будете читать вместе с Марией Николаевной (сестрой. – Прим. О.П.) и Екатериной Адольфовной (воспитателем. – Прим. О.П.)».

Такая теплая и в то же время с мягким юмором атмосфера царила в этой семье.

– Дорогие телезрители! Мы еще вернемся на выставку «Детский мир семьи императора Николая II», которая работает в Музее-заповеднике «Коломенское». А сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго! До свидания!

Ведущая Елена Чач

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать