Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжаем рассказ с временной выставки «Благословение Святой Афонской Горы» и в этот раз обратим особое внимание на иконописные произведения.
Епископ Порфирий (Успенский) в 1858 году писал о Святой Горе: «Афон Божий, среди голубых вод Эгейского моря, пирамидально возвышающийся к небу и длинною ломаною линиею постепенно понижающийся к материку Европы, так величествен и миловиден, что никакое слово не может изобразить великолепия его».
Об этом великолепии нам напоминают на выставке гравюры с видами монастырей и храмов Святой Горы. Из этого удивительного места происходят многие экспонаты: рукописи, иконы, фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства… Так, например, Коллекционный Дом Абрамовых предоставил для экспозиции афонские наперсные священнические кресты, панагию и складень. Все эти предметы были созданы на Горе Афон и поражают тонкостью своего исполнения.
Основная часть иконописных памятников условно разделена по своему происхождению: из Ильинского скита, Свято-Пантелеимонова монастыря и Андреевского скита.
Зеленина Яна Эрнестовна, куратор выставки «Благословение Святой Афонской Горы», кандидат искусствоведения:
– На выставке впервые представлена большая группа икон, которые созданы в мастерских русских обителей на Афоне. До недавнего времени они находились вне поля зрения исследователей, и мы впервые привлекаем внимание к этой части афонского иконописания.
Начало традиции русского иконописания на Афоне относится к середине XIX века. В это время духовником Пантелеимонова монастыря был иеросхимонах Иероним Соломенцев, который был очень разносторонним человеком и в том числе имел какие-то навыки иконописания. Собственно, он и создает первую мастерскую в Пантелеимоновой обители.
Чтобы представить себе масштаб его деятельности, можно упомянуть о том, что когда в 1840 году он стал духовником обители, в ней было около десяти русских иноков, а к его кончине в 1885 году число русских насельников монастыря возросло до восьмисот. При нем в самом монастыре и за его пределами было построено около шестидесяти храмов, таков был масштаб его деятельности. И в том числе одним из направлений было создание иконописной, литографической мастерских, типографии.
Когда создается мастерская, приглашаются мастера академического уровня. Мы точно не знаем их имен, а что касается именно афонских насельников, то основателями мастерской считаются иеромонах Василий (Селезнев) и схиархидиакон Лукиан (Роев). Но на выставке нет их работ, тем не менее здесь очень много образцов в том числе раннего иконописания. К сожалению, самые ранние образцы афонской иконописи, которые представлены на выставке, датируются 70-ми годами Х I Х века: образ великомученика Пантелеимона и близкий к нему образ мученика Вонифатия. Хронологические рамки представленных икон – последняя треть XIX – начало ХХ века.
Мы попытались систематизировать иконы из частного собрания Владимира Селиванова и представить по таким комплексам: центральную стену экспозиции занимает произведение из мастерской Пантелеимонова монастыря; отдельная группа икон была создана в Андреевском скиту; и еще группа икон выполнена в Ильинском скиту. Кроме того, здесь демонстрируется несколько икон из русских скитов и келий, которые встречаются на Афоне.
Коллекция Владимира Селиванова была для нас открытием, поскольку она очень изменила наши представления об афонской иконописи. До недавнего времени афонская икона ассоциировалась у нас в основном с теми произведениями, которые мы часто видим в храмах, – это большие изображения великомученика Пантелеимона, «Скоропослушницы», Иверской иконы, то есть очень ограниченный набор сюжетов. А на этой выставке мы можем увидеть произведения и очень редких сюжетов, даже неожиданных для нас, как Господь Саваоф или Всевидящее око Божие»; изображения икон, которые прославились не только в различных обителях на Афоне, но и в России: это Казанская икона Богоматери – произведение Андреевского скита. Очень много заказных икон знаменитых святых, которые, видимо, действительно в большом количестве писались по частным заказам в различных афонских монастырях.
Когда этот стиль сформировался в Пантелеимоновом монастыре, он очень быстро распространился по всему Афону. И несмотря на то что мы попытались показать разные центры, мы видим, что произведения, написанные в скитах и в самом монастыре, схожи между собой. И здесь уже должны быть сделаны очень тонкие искусствоведческие наблюдения, чтобы разграничить их с точки зрения стиля.
Наиболее академичным с точки зрения профессиональной подготовки является, конечно, комплекс икон из Пантелеимонова монастыря на Афоне, там чувствуется академическая основа. Мы знаем, что в монастыре долгое время сохранялись какие-то рисованные штудии, какие-то подготовительные работы для мастерской. Вообще особенность афонского иконописания – два направления: академическое, которое мы видим в личном письме, и доличное, которое выполнено в более классической иконописной манере.
Мне еще хочется сказать о роли афонской стилистики, потому что очень многие монастыри в России тоже писали в этом же ключе, но, конечно, немножко иначе. Каждая монастырская мастерская очень узнаваемая, тем не менее афонский стиль влиял на монастырское иконописание в России. Кроме того, так хочется думать, что сама традиция ставить штампы и надписи на оборотах икон, которые свидетельствовали об исполнении Святой Горы, повлияла на традиции, аналогичные в российских монастырях.
Думается, что и греческая иконопись что-то позаимствовала от афонских традиций. В источниках мы встречаем такие моменты, что греки не принимали этот академический стиль, а с другой стороны, когда он вводился в Пантелеимоновом монастыре, там тем не менее многие греческие насельники уже работали тоже в этом ключе. И мы знаем фрагменты из переписки архимандрита Антонина (Капустина) о том, что иконы, присланные в Святую Землю в Русскую духовную миссию, были выполнены именно греческими мастерами в Пантелеимоновом монастыре. Собственно, в переписке он благодарит настоятеля монастыря за присылку этих икон. Поэтому, несомненно, опосредованно через Афон эта традиция повлияла и на развитие греческого иконописания в конце XIX – ХХ веке.
Еще несколько слов хочется сказать о печатях на обороте икон, потому что на многих из них действительно стоят штампы. Это отдельная история, совершенно неизученная, очень интересная. Мы можем говорить о каком-то развитии. Если мы смотрим на ранние штампы Пантелеимонова монастыря, они очень простые –«Благословение Святой Афонской Горы». Дальше появляются более сложные тексты, в которых говорится, что икона писана, освящена на Святой Горе.
Если мы говорим о произведениях, созданных в Андреевском скиту, то там часто сохранились рукотворные надписи с сургучной печатью, которая принадлежала этому скиту и удостоверяла его документы, в том числе иконы, изображения. На них часто стоят номера, которые соответствуют надписям в книгах, то есть все заказы фиксировались в монастырской документации. На иконах Ильинского скита мы тоже часто встречаем помимо штампов точно вписанные даты создания, то есть можно выстраивать какую-то историю развития этой иконописи на основе подписи на оборотах. И там часто встречается резная надпись «РИС» – Русский Ильинский скит. То есть у каждой обители были свои удостоверяющие штампы, памятные и для паломников, которые увозили эти иконы.
Многие иконы сохранили свидетельства об их присылке по почте. И даже в документах есть моменты такого рода, что, например, когда в середине XIX века, в 50-х годах, из Андреевского скита впервые присылали в Россию чудотворный образ «В скорбех и печалех Утешение», то его пересылали по почте монаху Феодорету, который в это время собирал пожертвования в России.
– В другой части экспозиции можно увидеть иные иконы, не менее интересные. Например, на одной из них изображена шитая алтарная завеса, изготовленная в мастерской царицы Анастасии Романовны и вложенная царем Иоанном Грозным в сербский монастырь Хиландар на Афоне.
Мы завершили рассказ с выставки «Благословение Святой Афонской Горы».
Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко
Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!