Хранители памяти. Выставка «Акварели Великой княгини Ольги Александровны» в Третьяковской галерее

16 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Новый выпуск программы - из Государственной Третьяковской галереи, с временной выставки, на которой представлены акварели великой княгини Ольги Александровны - дочери императора Александра III и младшей сестры святого государя Николая II. О самой великой княгине и о ее работах рассказывает ее невестка, глава Благотворительного Фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, организатор выставки «Акварели Великой княгини Ольги Александровны» Ольга Николаевна Куликовская-Романова.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы находимся в Государственной Третьяковской галерее на временной выставке «Акварели Великой княгини Ольги Александровны». Об этой выставке и о самой Великой княгине – в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».

Ольга Николаевна Куликовская-Романова, глава Благотворительного фонда имени Ея Императорского высочества Великой княгини Ольги Александровны, организатор выставки «Акварели Великой княгини Ольги Александровны»:

– Экспозиция демонстрируется в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу. Представленные на ней акварельные работы принадлежат кисти моей свекрови – Великой княгине Ольге Александровне, дочери императора Александра III и младшей сестре святого государя Николая II. Сейчас на художественной выставке моей свекрови, ея Императорского высочества Великой княгини Ольги Александровны, представлены работы, охватывающие практически весь ее творческий путь – от первых детских рисунков до совершенно зрелых и профессиональных, безукоризненных акварелей конца 1950-х годов, собранных мною уже после смерти моего супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова в 1993 году.

Безусловно, и сама Великая княгиня желала, чтобы о ее творчестве знали у нее на родине ее соотечественники. Но при жизни она об этом не могла и мечтать. Все это оставалось в ее далеком дореволюционном прошлом. Тогда она сама устраивала благотворительные выставки и аукционы, а выручку, полученную от продажи своих работ, передавала бедствующим художникам, музыкантам, оплачивала учебу молодых талантов и просто помогала неимущим и страждущим. Благотворительность и милосердие к нуждающимся были сущностью ее христианской натуры. Только написанные ею иконы великая княгиня никогда не продавала даже в благотворительных целях – всегда дарила их Христа ради и, видимо, никогда не подписывала их. Поэтому сейчас отыскать иконы ее работы – это величайшая удача.

Тем не менее в храме Христа Спасителя в городе Торонто, в Канаде, есть оригинал частично сохранившегося иконостаса ее кисти. За границей при жизни Великой княгини было несколько выставок ее работ: в Дании, во Франции, в Англии и в Канаде. В семейном архиве сохранились скромные буклеты и каталоги этих вернисажей, но Россия для ее совершенно профессионального живописного таланта была недоступна. И вот теперь эта надежда воплотилась в реальность. Сердце мне подсказывает, что душа Великой княгини Ольги Александровны радуется в селениях праведных вместе с нами этому знаменательному событию. Все Романовы обязательно учились рисовать, рисовали для себя и для друзей. Но только Великая княгиня Ольга Александровна делала это профессионально.

Великая княгиня Ольга Александровна выделяется в царственном роде Романовых, ее художественное творчество имело общественное признание как в дореволюционной России, так и в изгнании. Она посвятила себя художественному творчеству, особенно начиная с 20-х и 30-х годов ХХ века. Фактически профессиональное, уже в Канаде в 40-е и 50-е годы ХХ века ее творчество было одним из главных источников существования всей ее семьи. Акварель и живопись Великой княгини Ольги Александровны созданы в русле подлинно русской реалистической школы. Ее творчество выражает собой традиции и вкусы, которые культивировались императорской фамилией в царской семье.

Да и сама Великая княгиня своим титулом «багрянородная» свидетельствует о принадлежности к царскому роду. Это очень важно для восстановления исторической справедливости по отношению к роду Романовых. Сам кроткий, целомудренный и благородный образ Великой княгини Ольги Александровны по-своему служит делу духовного прославления подвига святого царя Николая II, поскольку она, волей или неволей, свидетельствует о христианском достоинстве царской семьи императора Александра III, о добром нраве своего августейшего брата, которого она бесконечно любила как родного ей человека и вместе с тем как подданная Русской империи. Трепетно почитала в нем сан государя и беспрекословно подчинялась его августейшей воле.

Школа, которую прошла Великая княгиня Ольга Александровна, феноменальна, потому что у нее было восемь педагогов, это практически все профессора, знаменитые художники. И безусловно, от каждого из них она получила известный характер письма и известную технику. Дело в том, что она была очень талантливым человеком и интересовалась всем тем, что ведет к этому.

Она не гнушалась даже открытки делать, потому что художники считают, что писать открытки – это ниже их достоинства, это только для любителей. Великая княгиня считала, что этим самым она, во-первых, практикует и экспериментирует – она употребляла разные техники в этих открытках. Кроме того, эти открытки шли в Красный Крест, а отделение Красного Креста в России было именно Елизаветинское, и там эти открытки тиражировали тысячами по всей России, и таким образом был доход для Красного Креста. Так благотворительность была связана с художеством. Поэтому я говорю, что Ольга Александровна была именно благотворителем в душе, не только напоказ, как это делается сегодня. Это были официальные почтовые открытки, которые были написаны именно через почтовое общество Universal Postal Union. И мы теперь тоже следуем ее примеру и выпускаем иногда открытки по каким-то случаям. Был год Бородина – мы выпускали, была годовщина Первой мировой войны – мы тоже выпускали. И сейчас я хотела сделать к столетию, но просто не успела. Еще после этого хочу сделать морской выпуск, потому что есть много материала.

Это для нее была отдушина, она вкладывала в каждую работу свою душу, свои чувства. Если у нее была ностальгия, она ее никогда не показывала, у нее, наоборот, как ни странно, несмотря на тяжелую жизнь, которую она прошла, есть этот дух, который передается картиной. Люди, которые смотрят на картину, видят не только картину, они чувствуют и ее, и ее настроение. Когда ее спросили: «Какой ваш любимый цветок?», она сказала: «Всё есть Божии творения – каждый цветок имеет свою красоту». И я полностью с ней согласна, потому что выбрать какой-то один цветок в данный момент трудно, каждый цветок – это действительно Божие творение. Как он сделан, как он выглядит, как он сформирован, этот цветок. Это действительно уникум, так что я согласна с ней, что все цветы – это Божии творения.

Она рисовала очень много: и портреты делала, и иконы писала. Вообще у нее было очень развито поле работы. Например, она писала также по фарфору и потом обжигала это – получался рисунок на посуде; пепельнички всякие, маленькие тарелочки. Она работала с серебром, на серебре тоже делала вещи – очень разнообразная была деятельность. Это давало ей именно то душевное спокойствие, которое может дать или хорошая книга, или Евангелие, или эта работа, потому что, действительно, пережить то, что 28 членов в семье были убиты в течение нескольких лет, конечно, очень тяжело.

И безусловно, она уходила в то, что видела. Знаете, рисование – это, с одной стороны, талант, который Богом дается, а другое – умение его выразить. И вот что школа дает – это умение выразить. Она видела елочку под снегом – ее рисовала, видела кошку отдыхающую, которая около лестницы лежит, – ее рисовала. Так что у нее очень разнообразное...

Единственное, у нее здесь есть одна картина, в моей коллекции, это фьорды. Это было в память о том, что профессор Крыжицкий покончил с собой, не выдержав нападения на него, что он занимался плагиатом, – это неправда. И он покончил с собой. Она очень страдала, была расстроена, и вот в память об этом она нарисовала такие же фьорды, приблизительно его техникой. И это мне показывает, что она очень переживала за него. Кроме того, она продавала вещи и дарила это его семье, чтобы поддержать, а еще она основала благотворительный фонд Крыжицкого.

Дорогие телезрители! Мы завершили рассказ с выставки акварелей Великой княгини Ольги Александровны. Всего вам доброго! До новых встреч!

Автор и ведущая Елена Чач

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 23 апреля: 13:15
  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать