Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Елена Михайловна Саенкова, куратор выставки «Шедевры церковного искусства Болгарии» в Государственной Третьяковской галерее, кандидат искусствоведения:
– В конце XIV века пало Второе Болгарское царство, и для Болгарии наступили столетия османского владычества. Несмотря на сложный характер сосуществования двух культур, не всегда проходивший мирно и гладко (мы знаем об этом по различным историческим источникам), христианское искусство продолжало развиваться. И произведения XV–XVI веков, их яркость, красочность говорят о том, что мастера пытались следовать древней византийской традиции, но соответственно времени насыщая их новыми подробностями, сюжетами, новыми красками.
Один из замечательных примеров искусства поствизантийского периода (или периода османского владычества, кому как более привычно) – образ «Чудо святого Димитрия», который мы называем «Двойное чудо», потому что здесь изображено одновременно два события, происходивших в разные времена и не встречающихся в такой иконографии в русской практике. Мы видим, что позади святого Димитрия находится небольшая фигурка в черном облачении – это архиепископ Киприан, который, согласно житию святого великомученика, был спасен им из плена и чудесным образом перенесен в свои родные земли.
Под копытами красного коня маленькая конная фигурка, о которую святой Димитрий ломает копье. Этот персонаж не подписан, но, согласно исторической традиции, это болгарский царь Калоян, который осаждает Салоники в XII веке. Войско было огромное, нападение внезапное. Жители города молились святому Димитрию, и на следующее утро враг внезапно отступил от стен (это описано в ряде различных сочинений) по той причине, что Калоян внезапно скончался. Чудо было воспринято как заступничество святого Димитрия. В житии святого говорится о том, что святой великомученик явился Калояну и поразил его копьем – что и изображено на иконе. В христианской иконографии этот сюжет получил широкое осмысление как победа над врагом, как заступничество святого Димитрия за православных. На некоторых русских памятниках эта конная фигурка могла подписываться, например, «царь Мамай», то есть каждый народ видел в этом чуде что-то свое. И если чудо о царе Калояне, или о царе Мамае, то есть просто некоем враге, существует в русской практике, то (еще раз повторюсь) совместное изображение двух чудес в нашей традиции развития не получило.
Среди других изображений святых великомучеников, происходящих из Несебра (мы уже говорили, что замечательные древнейшие памятники хранятся в древней Месембрии), следует отметить уникальную икону XV века с образом мученика Полиевкта, который, как правило, представляется в мозаиках и фресках. Его житие, как и большинства раннехристианских мучеников, достаточно кратко. Известно, что в 295 году язычнику воину Полиевкту явился Христос в белых одеждах, и после этого воин разорвал императорский указ, приказывающий христианам поклоняться языческим богам, за что он был казнен. Это краткое житие было составлено в Х веке Симеоном Метафрастом, известным византийским агиографом, автором большей части той житийной литературы, которая используется в нашей церковной практике и поныне.
Изображение святого, очевидно, было связано с каким-то особым заказом. Икона происходит из одной из несебрских церквей; возможно, это был образ ктитора, строителя храма, или икона была выполнена по некоторому особому обету и вложена в один из несебрских храмов.
– К этому же периоду относится житийный образ «Чудо великомученика Георгия». В среднике иконы – святой на белом коне. Под копытами коня извивается четырехглавый дракон.
Елена Михайловна Саенкова:
– У нас представлено несколько памятников, относящихся к эпохе так называемого Болгарского национального возрождения. Я хочу отметить, что в последнее время в нашей музейной практике возникла достаточно радостная традиция – демонстрировать не только древние памятники, с которыми традиционно отождествляется христианское искусство, но и давать некую историю искусства, которая представляет разные этапы существования иконы и ее духовную ценность независимо от времени.
Мы уже говорили, что в жизни каждого народа в период национального самосознания появляются те или иные исторические произведения, вдохновлявшие и напоминавшие о его великом прошлом. Здесь у нас присутствует один из списков «Истории болгарского народа» Паисия Хиландарского, переписывавшейся достаточно часто, дававшей представление о тех великих страницах прошлого, что постепенно подготавливало сознание народа к возрождению культуры. В разных частях страны при храмах и монастырях создавались не только иконописные, но и архитектурные школы, где работали мастера, имевшие связи со Святой Горой, использовавшие и византийские образцы, и поствизантийские традиции, развивавшие и продолжавшие в своем творчестве те принципы искусства, когда выбирались сюжеты, соответствовавшие духу времени.
Иногда это были так называемые «назидательные изображения» или «притчи», как, например, образ «Архангел Михаил изымает душу богатого». Собственно говоря, это не молитвенный образ в строгом понимании, а некая притча, повествующая о судьбе человека после его кончины. Мы видим поверженного на землю богатого человека, в шикарных одеждах, лежащего на подушке, которого попирает Архангел Михаил. Рядом с богатым человеком маленькая фигурка дьявола, демонстрирующего ему красный мешочек с золотом, что, очевидно, указывает на дальнейшую судьбу его души. Архангел Михаил держит в руке весы. То есть здесь сочетаются элементы иконографии Страшного Суда и элементы иконографии других евангельских притч.
Подробные назидательные композиции были очень распространены на бумажных иконах, в так называемой «народной иконе», ярко и наглядно повествуя о том, какая судьба уготована человеку за его прегрешения. Собственно, сама иконографическая традиция очень давняя. Начиная с раннего времени мы знаем похожие изображения Архангела Михаила, который либо попирает человека, либо принимает его душу; они сохранились и в православной, и в западной традиции. Но такой контекст, как указание на богатство человека, – это уже традиция Болгарского национального возрождения, появившаяся в XIX веке. Среди русских памятников подобная иконография не получила распространения. Некий местный колорит, местное своеобразие подчеркнуты и в одеждах персонажей: на втором плане – члены семьи умирающего в традиционных для того времени одеждах и некое, конечно условное, изображение города.
Следует отметить очень яркий, жизнерадостный колорит икон святой Марины, которая побивает дьявола, святой Галины Коринфской с житием. Эти яркость, красочность и жизнерадостность действительно очень соответствовали духу и восприятию того времени и всему контексту искусства XVIII–XIX веков – балканского, греческого и русского, уже не древнего, а, как мы его называем, Нового времени, развивавшегося в наших различных иконописных центрах. Вот эта яркость, открытость колорита, помогавшая эмоционально выражать переживания и мысли, заложенные в самой иконографии, является одной из очень ярких и характерных черт искусства Болгарского возрождения.
Так называемая «Иерусалимия» – пособие паломника по Святой Земле, наглядное пособие в красках. Естественно, мы условно называем так этот вид искусства, не получивший распространения в русской традиции, хотя паломничества были регулярными. Мы знаем о деятельности нашей Паломнической миссии, о замечательном архимандрите Антонине (Капустине), который каким-то чудесным образом один противостоял множеству конкурентов со стороны Католической Церкви, приобретая для Русской миссии земли, связанные с памятными событиями Священной истории. И вот почему-то в нашей практике этот вид искусства не прижился, только редкие примеры встречаются в наших музейных собраниях. Например, изображение «Иерусалимии» есть в музее в Казани, а для Балкан и Греции это очень характерно и типично. Как правило, паломники, совершавшие хождение в Святую Землю, имели возможность заказать такой образ либо в самой Святой Земле, либо по возвращении. По качеству исполнения мы видим, что это вид народного искусства, выполненный на холсте, достаточно дешевый, поэтому паломники разного социального происхождения могли позволить себе подобную вещь. Как правило, она вкладывалась в храм, и в некоторых болгарских, сербских, греческих храмах можно встретить одновременно несколько «Иерусалимий», которые отличаются по иконографическим деталям, но в целом следуют общему композиционному принципу.
В центре мы видим изображение событий Страстной недели и храма Воскресения Господня; по сторонам – образы Богоматери и Спасителя. Вокруг могут быть разные композиции, например, как в данном случае изображения наиболее известных церквей, где хранились прославленные святыни; обители Иерусалима, над каждой из которых помещался образ святого, которому она была посвящена; вокруг – изображения ветхозаветных и новозаветных композиций. Эти «Иерусалимии» замечательны тем, что всегда датированы, потому что паломники хотели отметить год своего посещения Святой Земли. Имен художников, как правило, нет, но могут быть имена вкладчиков. На нашей выставке очень много исторических свидетельств: это имена заказчиков, начиная с тех, кто жертвовал и вкладывал богослужебные ткани в охридские храмы, до заказчиков икон XV–XVI веков; бывает до нескольких десятков имен, потому что это могли быть члены общины (так называемые адельфотиты) того или иного храма, которые хотели быть поименно указанными на заказанном ими образе. Указывалась и дата исполнения, что замечательно для истории искусства, потому что мы имеем точно датированные памятники, позволяющие нам выстраивать и изучать хронологию развития христианского искусства.
(Продолжение следует)
Автор и ведущая Елена Чач
Записала Людмила Ульянова
Новый выпуск - с постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Научный сотрудник музея Елена Юрьевна Константинова расскажет о представленном здесь деисусном ряде иконостаса, иконографии образа "Спас в силах", о том, что такое "таблетки" или "иконы на полотенцах", а также о прекрасном произведении древнерусского лицевого шитья - плащанице с изображением положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!