Хранители памяти. Временная выставка "Шедевры церковного искусства Болгарии" в Третьяковской галерее. Часть 2

7 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске программы - в целом о выставке "Шедевры церковного искусства Болгарии", открывшейся в Государственной Третьяковской галерее, и о принципах формирования данной экспозиции рассказывает куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Рядом со мной икона «Святитель Николай на троне» XVII века. Такая необычная для русского православного человека иконография святителя объясняется тем, что икона эта не русская, а болгарская, и хранится она в Национальном историческом музее в Софии. Сейчас этот и другие образы представлены в Государственной Третьяковской галерее на временной выставке «Шедевры церковного искусства Болгарии». Отсюда наш сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти».

Елена Михайловна Саенкова, куратор выставки «Шедевры церковного искусства Болгарии» в Государственной Третьяковской галерее, кандидат искусствоведения:

– На нашей выставке представлены экспонаты из Национального исторического музея Болгарии, из музея «Старинный Несебр», из Национальной библиотеки святых Кирилла и Мефодия и из исследовательского центра Ивана Дуйчева, где хранятся одни из древнейших и интереснейших манускриптов. Выставка была организована по просьбе болгарских коллег, поскольку два года назад у нас стартовала программа, посвященная выдающимся произведениям христианского искусства.

Это произошло в тот год, когда отмечалось перекрестное торжество культуры России и Греции. Мы отправляли в Грецию иконы преподобного Андрея Рублева, иконы XVI–XVII веков и принимали соответствующую выставку из Греции. Небольшая по количеству произведений выставка, однако, давала возможность проиллюстрировать для наших посетителей основные этапы и взаимосвязь византийского и поствизантийского искусства в соответствии с теми этапами, которые проходила и русская культура.

Выставка имела очень большой успех, большой успех имел каталог. И болгарские коллеги обратились к нам с просьбой об организации соответствующей выставки из музеев и библиотек Болгарии, что дало бы возможность также представить нашему зрителю широкую панораму христианского искусства Болгарии. Это всегда очень интересно, поскольку мы привыкли к тому, что центром христианского мира была Византийская империя, Константинополь, и где-то на периферии существовали другие православные государства, такие как Болгария, Сербия, затем Древняя Русь.

Их искусство и традиции вращались вокруг орбиты византийского мира, византийского искусства, и уже на ранних этапах своего существования давали возможность увидеть и почувствовать национальное своеобразие, потому что, как известно, каждый народ, принимающий ту или иную веру, привносит что-то свое в ее понимание, в ее восприятие, в способ выражения молитвы. Не только берет, но и привносит. Действительно, если мы представляем широкую панораму истории искусства, то Византия у нас ассоциируется с прекрасной храмовой архитектурой, с мозаиками; Сербия – это замечательные фрески, иконы; Древняя Русь – это тоже иконы прежде всего. Что же дала нам Болгария? И эта выставка – возможность дать представление о том, что дала нам Болгария (я имею в виду православную традицию, православную культуру).

Прежде всего, мы хотели показать, что памятники XIII–XIV веков, связанные с древнейшими центрами болгарского государства и болгарской культуры, действительно сыграли выдающуюся роль в распространении православия, письменности, христианской литературы, и таким образом действительно обозначить искусство христианской Болгарии как особую ветвь православной культуры. Потому что, естественно, было влияние Византии, безусловно, присутствовали византийские мастера, существовали тесные контакты и связи, приглашались столичные мастера, болгарские цари делали заказы у лучших константинопольских мастерских (об этом мы потом поговорим, когда будем рассматривать конкретные произведения).

Тем не менее константинопольские мастерские не могли обеспечить периферию своего государства (а Болгария достаточно долгое время была самостоятельным государством, утеряв независимость во времена византийского императора Василия II Болгаробойца). И для того чтобы обеспечивать потребности в богослужебной литературе, в иконах, в строительстве храмов, существовали свои мастерские, свои мастера. И это, с одной стороны, своеобразие, а с другой стороны, сосуществование в общей византийской традиции всегда представляется очень интересным и для специалистов, и для наших зрителей, и для тех, кто сейчас занимается возрождением православной культуры. Как вы знаете, у нас регулярно работают мастера из иконописной школы лавры и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которые пытаются возрождать сейчас традиции древнехристианского искусства.

Так получилось, что мы первоначально хотели представить памятники только XIII–XIV веков – ранний период болгарского искусства, но коллеги предложили нам более широкую панораму. Таким образом, в процессе работы над выставкой у нас сложилась новая концепция, которая дает возможность увидеть, чем отличаются произведения разных эпох: эпохи взаимодействия с Византией (XIII–XIV века); эпохи, когда Второе Болгарское царство потеряло свою независимость и попало под влияние османов (это было существование в условиях османского владычества, когда строительство храмов было строго регламентировано законами Османской империи: не разрешалось возводить храмы выше всадника, сидящего на лошади, и так далее). И поэтому сейчас наши паломники и туристы очень часто спрашивают: почему храмы как бы вкопаны в землю, почему они такие низкие, такие странные, тогда как памятники XI–XII веков – действительно шедевры архитектуры? Вот в таких условиях приходилось существовать, переписывать книги, сохранять богослужение, развивать и продолжать те традиции, которые были заложены в предшествующие столетия.

И потом так называемый период национального или Балканского (Болгарского – по-разному именуют, поскольку нет определенной терминологии) возрождения, когда шли своеобразная внутренняя подготовка к борьбе с внешним врагом, осознание собственной истории, осознание себя как народа с очень древней традицией и культурой.

Как правило, периоды подъема национального самосознания всегда связаны с тем, что люди пытаются узнать что-то из своей истории. Аналогичная ситуация произошла и накануне наполеоновского нашествия; мы с вами прекрасно помним о том, что многие русские дворяне только в этот период начинают говорить на русском языке, пробуждается интерес к российской истории. У нас был Карамзин, здесь будет «Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских» Паисия Хиландарского. Это процессы, характерные для всей истории человечества, и в этих условиях зарождаются определенные традиции, определенные течения в искусстве. У нас они также представлены, и мы имеем возможность на небольшом количестве памятников показать, чем отличается болгарское искусство национального возрождения XVIII–XIX веков от русских памятников этого периода.

Так на протяжении работы сложилась общая концепция, потому что мы все с вами прекрасно знаем, что есть памятники, которые тяжело транспортируются, и когда в одном музее возникает идея и замысел выставки, с нашей стороны есть свои пожелания, потом мы выслушиваем пожелания стороны, предоставляющей нам памятники, и уже в процессе работы (так всегда бывает) экспонаты подбираются, варьируются в зависимости от того, как они себя чувствуют, как они переносят дорогу, возможно ли им покидать место своего пребывания. Точно так же происходит у нас; есть произведения, которые никогда не покидают Третьяковскую галерею.

Необходимо добавить, что, помимо центральных музеев и библиотеки Болгарии, в организации не только выставки, но и мероприятий, посвященных болгарской культуре и истории, активное участие принимала Болгарская Православная Церковь. Потому что мы изначально обговаривали с организаторами возможность принесения чтимой святыни для того, чтобы она находилась именно в нашей церкви, продолжая практику, сложившуюся в галерее уже на протяжении десятилетий, когда к чтимым иконам, которые хранятся в музейном собрании, доводится прикладываться верующим, и перед которыми совершаются богослужения.

По благословению священноначалия был принесен список с иконы Богоматери «Троеручица», хранящейся в Троянском монастыре. Мы с вами знаем, что образы «Троеручицы» находятся во многих русских монастырях и храмах, они очень почитаемы. Прототип чтимой иконы восходит к XVI веку. Согласно преданию, он также являлся списком с чтимой иконы Хиландарского монастыря, который нес некий монах в свое родное село и был вынужден оставить в Троянском ущелье, в Троянском монастыре, где тогда проживали два человека.

Некий иеромонах и его послушник проживали в руинах монастыря, разрушенного во время османского нашествия. Остановившийся на какое-то время афонский монах, святогорец, поведал об истории той иконы, которую он нес с собой. Крестьяне окрестных селений собирались на молитву, на поклонение перед иконой. И две или три попытки, которые предпринимал святогорец, чтобы унести икону, заканчивались провалом. Конь просто никуда не двигался. Точно такая же история произошла когда-то с образами Богоматери Владимирским и Боголюбским, которые не хотели покидать определенного места, показывая тем самым, что именно здесь надлежит им остаться. Таким образом, в XVI веке монах оставил эту икону в Троянском монастыре.

Тот образ, который принесен к нам, является современным списком, потому что, так же как и в нашей практике (например, Богоматерь Владимирская), многие святыни не покидают своих храмов и монастырей. Несколько лет назад современным художником был выполнен точный список, путешествующий по городам Европы. До прибытия к нам он находился в Берлине, в кафедральном соборе, таким образом рассказывая о славе своего чтимого прототипа, оригинала.

 (Продолжение следует)

Автор и ведущая Елена Чач

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать