Хранители памяти. Временная выставка икон из собрания коллекционера Виктора Бондаренко "Лестница в Небо"

4 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске программы - рассказ о временной выставке икон из собрания коллекционера Виктора Бондаренко "Лестница в Небо", которая работает сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

– В этом выпуске мы расскажем о временной выставке икон из собрания коллекционера Виктора Бондаренко, которая работает сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Наталья Игнатьевна Комашко, куратор выставки «Лестница в Небо», ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:

– Выставка называется «Лестница в Небо». Мы очень долго думали над названием совместно с владельцем и остановились на этом. Как нам кажется, оно наиболее многогранно и наиболее соответствует характеру нашей нынешней выставки. «Небо» – с большой буквы, это горний мир. Это Небо, которое человек не может себе представить физическими очами. Но этот мир раскрывают нам иконы своей красотой. Небо у нас истолковывается именно в таком своем значении. А почему «лестница»? Каждая икона – как ступенька для верующего человека в его молитве к Богу. Почему еще «лестница»? Для других людей, которые, может быть, не так близки к теме Церкви, православия, это ступени постижения красоты иконы. И, конечно, ступени на пути коллекционера, который собирает памятники, реставрирует их, показывает людям; публикует их и вписывает их в историю, то есть передает по наследству нашим потомкам; показывает их нашим современникам, делает нас всех богаче.

Само название выставки предопределило основной цвет – синий. Но это не такой синий, каким мы видим небо. Этот цвет часто характерен для изображения небес на иконах. У нас в экспозиции представлена замечательная икона начала ХХ века – «Сотворение мира», где как раз Господь творит мир на фоне такого темно-синего неба. Он творит светила, отделяет тьму от света, творит твердь земную. Этот камертон был задан самими памятниками.

В музее это вторая выставка Виктора Бондаренко. Всего он их сделал четыре. Две первые были в Третьяковской галерее. Собственно говоря, сотрудничество между ним и нашим музеем ведется уже давно, с начала 2000-х годов. Он непременный участник наших больших выставок. Обязательно находится у него что-то, что вписывается в тематику той или иной выставки, которую задумывает музей. Выставки, которые он делает только сам, когда мы показываем памятники из его коллекции, – это определенное зеркало самого коллекционера, его внутренний мир.

Сейчас мы делаем эту выставку не как некий обзор по истории русской иконописи XVII – начала ХХ века. Мы решили, что сейчас мы действительно покажем каждую икону как самоценное произведение. Конечно, каждая из них написана в тот или иной период, имеет автора, вписана в контекст истории русской иконописи, но нам захотелось показать каждую из них как самоценный художественный и духовный организм.

Центральный памятник – это икона Богоматери Ильинско-Черниговской, которая написана в начале XVIII века русским мастером, работавшим даже не в Москве, а на Севере. Она написана на хвойной доске – это верный маркер того, что икона написана на Севере, где липа не растет. Это изображение восходит к гравюрам этой иконы, которые переплетались в книжку под названием «Руно орошенное». Это сочинение святителя Димитрия Ростовского как раз посвящено чудесам от этой иконы, случившимся в Ильинском Троицком монастыре в Чернигове. Эта гравюра была использована художником.

Художник не остановился только на том, чтобы скопировать гравюру, которая была у него перед глазами. Он решил дополнить это изображение новыми смыслами. В верхних углах композиции он поместил два картуша – декоративных щитка, увенчанных херувимами. В одном из них, левом, мы видим текст молитвы, обращенной к Богоматери, а справа – двуглавого орла. Это герб Российской империи. На груди у этого орла мы видим изображение молодого Петра I. Это немного странный момент. Икона написана в начале XVIII века, но Петр здесь изображен юным, еще безбородым, в одеждах, которые характерны для старой Москвы, старомосковской традиции. Это связано с тем, что художник использовал образец, а образцом была монета, изданная тогда, когда Петр был еще юным и царствовал вместе со своим братом Иваном. Таким образом, художник совместил разные источники – монету, гравюру – и создал произведение, которое, на его взгляд, соответствовало поставленной перед ним задаче. Он вписывал это изображение в контекст российской истории.

У нас есть еще редкие Богородичные иконографии. Например, представлена редчайшая икона Богоматери Игрицко-Песоченской. Эта икона прославилась в костромских землях. Она пропала, была украдена из действующего храма в начале 80-х годов. Где она, мы не знаем, а списки с нее очень редки. Они трудно идентифицируются; и их мало. Здесь представлен не просто список, но еще и дополненный изображениями евангелистов, святых; она орнаментирована, введены еще прообразовательные символы ветхозаветной Богоматери. Это очень интересное произведение костромской художественной традиции конца XVIII века.

Икона очень редкая по иконографии – это великомученик Никита в житии. Житийные иконы великомученика Никиты встречаются очень редко, а эта отличается еще и большой виртуозностью миниатюрного письма. Этот памятник, безусловно, связан с традицией царских мастеров Оружейной палаты. У нее есть точные стилистические аналогии, на основании которых исследователи предполагают, что мастером был царский изограф Сергей Рожков. Он был родом из Костромы и за умение писать тонкие миниатюрные иконы, в чем он был большой мастер и что очень ценилось при царском дворе, был переведен в Москву. Дальше уже работал в Москве в составе жалованных мастеров Оружейной палаты.

Икона отличается виртуозностью тонкого мелочного письма. Она насыщена узорами. Это такая радость для глаз, когда рассматриваешь каждый сюжет! И житие здесь представлено каноничное. В отличие от провинциальных мастеров все это очень строго выдерживалось при царском дворе, где использовали только канонические жития; апокрифы не использовали.

Это одна из последних из икон, вошедших в список экспонатов выставки. Она была отреставрирована буквально накануне ее подготовки. Это икона работы Николая Емельянова. Николай Емельянов – мастер начала ХХ века, человек, который очень тонко постиг художественный язык древнерусской иконы и очень удачно использовал его приемы. При этом он писал так, что мы никогда не перепутаем – древняя перед нами икона или это написано человеком ХХ века. Долгое время об этом художнике мы ничего не знали, но в последнее время очень активно идет изучение его биографии и творческой биографии в стенах нашего музея. Это икона Благовещения. Здесь представлена традиционная иконография, и художественный язык этой иконы очень традиционен, подчеркнуто традиционен. Мастер пишет икону на золоте, причем золото покрывает не только фон, но и поля иконы. Здесь он как бы апеллирует к древнему периоду; можно сказать, даже византийскому. Это условный художественный язык, характерный для древности, но в то же время художник подчеркивает рисунок, делает его более крепким. И цветовые сочетания здесь скорее уже идут от эпохи модерна, когда он жил и творил.

Мы показываем памятники разных эпох, но каждый из них самостоятелен. Их можно рассматривать достаточно долго, у каждого из этих памятников есть своя интересная история, каждый из них чем-то очень интересен.

Ведущая Елена Чач

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать