Хранители памяти. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Ч.6

26 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем серию выпусков о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В этом выпуске - об археологических находках, возраст которых насчитывает тысячи лет, а также - о фрагменте уникального керамического распятия и предметах бытовой керамики.

– Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь –не только святое место, но и грандиозный памятник истории и культуры. Мы продолжаем говорить о нем в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».

Игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря:

– У нас работает замечательная команда археологов. За семь лет они нашли в нашем монастыре около 190 тысяч экспонатов. Из них 10 тысяч представляют уникальную мировую ценность, им был бы рад каждый музей. Оказалось, что Сионский холм, на котором находится наш монастырь, был обитаем примерно три тысячи лет назад. Монастырь стоит 360 лет, и до этого у холма тоже была очень интересная история. Найдены элементы быта людей, которые здесь обитали. Мы не знаем, были ли они кочевниками или вели оседлый образ жизни, но найдены их инструменты, ножи, которым от полутора до трех тысяч лет. Чем ближе история, тем больше становится экспонатов. Некоторые из них относятся к XI веку, а что касается истории монастыря, то, конечно, основная масса экспонатов обретена за последние 360 лет, которые имеют религиозный, бытовой или светский характер.

– На археологической выставке, организованной в самом монастыре, можно увидеть разнообразные предметы, однако самые древние находки хранятся в другом месте. Поздней осенью мы отправились в Институт археологии специально для того, чтобы их увидеть.

Леонид Андреевич Беляев, начальник Ново-Иерусалимской археологической экспедиции, заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, доктор исторических наук:

– Вы здесь видите то, что, может быть, для других археологов оказалось бы главным в Новом Иерусалиме, но на самом деле почти не имеет к нему никакого отношения, потому что это просто древности, которые обнаружены на самом холме. Часть их отложилась здесь, когда существовало поселение. Оно не было известно до проведения наших работ, но оно возникло и изучается. Мы примерно знаем, где расположено это поселение, и его территория будет охраняться от разрушения. Оно возникло, по-видимому, в конце бронзового века. Ему принадлежат замечательные предметы типа серповидного ножа, то есть маленького серпа или ножа, который имел сложные функции дротика и стрелы. Также найдена всевозможная керамика того времени. В эпоху бронзы использовалось много каменных орудий, и они частично заходят в железный век. Тут у нас нет особых вопросов. На холме в древности (примерно за две или две с половиной тысячи лет до появления Нового Иерусалима) существовало поселение, потом заброшенное исчезнувшее и забытое.

На территории монастыря встречаются предметы, которым здесь вроде бы не место,– например, цельнолитой бронзовый кинжал сибирской работы первого тысячелетия до нашей эры. В то время далекая Сибирь практически не переходила за Волгу,в русские степи и леса. По времени все хорошо сочетается с бронзовым веком и ранним железным веком, но, поскольку между предметами огромный территориальный разрыв и таких вещей здесь больше не бывает, мы подозреваем, что эта вещь попала в поселение как-то по-другому.

Были найдены древнерусские вещи XI – XIII вв., например, браслеты, колечки, подвески финно - угорского стиля с утиными лапами и т.д. Что это может быть? Средневековый могильник, который при строительстве монастыря был разрушен или эти вещи – родственники бронзового кинжала, и они каким-то образом все вместе сюда попали? Второе тоже возможно, ведь когда существовал монастырь(а это было уже в историческую эпоху), вокруг стояли усадьбы, там собирались всевозможные коллекции, и сам монастырь в 1920–30-е годы превратился в музей. В этом музее были собрания древностей, в том числе и финно - угорские, как мы выяснили по архивным исследованиям. Вполне возможно, что какая-то часть этих материалов просто была рассеяна по территории монастыря во время войны, когда спасали музей. Что-то было потеряно, что-то разграблено немцами, втоптано в грязь войны. Бо́льшая часть экспонатов – из культурного слоя, так что, если эти вещи неродные этому холму, значит это более ранние коллекции или разрушенный погребальный комплекс.

Найдено много целых предметов, поэтому либо это древнее кладбище, либо музей. Так что у будущего церковного музея предполагается и древняя часть, что, в общем-то, интересно для любого хранилища. Интересно показать, что история этого места началась не в середине XVII века, она прямо не связана с самим монастырем.

Игумен Феофилакт (Безукладников):

– Больше всего меня шокировали те экспонаты, которым три тысячи лет. Это каменные бобышки, которые остаются при высверливании топоров, мы нашли несколько штук. Затем очень древние костяные ножи и ножи из железа. Еще нас поразило обилие керамики.

Мария Анатольевна Капитонова, заместитель начальника Ново-Иерусалимской археологической экспедиции, младший научный сотрудник Института археологии РАН:

– Именно благодаря раскопкам керамических мастерских мы сейчас очень хорошо и ярко представляем,что здесь происходило.Это действительно был творческий процесс. Мастера пробовали различные изготовленные изразцы – это колонки, лицевые изразцы, замковые камни, ряды, крылья, ангелы и серафимы. Все это элементы убранства собора. Конечно, сейчас все это можно увидеть в виде деталей, но именно из них составлено то убранство, которое украшает окна, арки или иконостасы.

Благодаря найденным изразцам в разной стадии изготовления до нас дошли те экспонаты, которые не сохранились на соборе. Также мы нашли некоторые так называемые бракованные изделия и благодаря этим находкам увидели, насколько творческой и поисковой была деятельность, которую здесь развил Никон.

Уникальной находкой являются фрагменты распятия из белой глины, которое было на барабане подземной церкви. Это практически скульптурная, очень выразительная техника. У нас керамические иконы и распятия являются большой редкостью, и в самом соборе они, к сожалению, не сохранились и известны только благодаря археологическим находкам. Но, видимо, попытка воссоздания присутствовала, более того, на барабане подземной церкви мы видим остатки креста, на котором это распятие крепилось, фрагменты изразцов, обрамлявших крест и румпы от серафима, венчавшего это распятие. Также мы обнаружили изразцы, которые не использовались, они не были найдены в соборе, в композициях, но очевидно, что здесь была какая-то задумка.

– Разнообразие и оригинальность керамики проявляются не только в архитектурных изразцах, но и в бытовых предметах.

Ольга Николаевна Глазунова, заместитель начальника Ново-Иерусалимской археологической экспедиции, научный сотрудник Института археологии РАН:

– Надо сказать, что новшества, которые ввел патриарх Никон, значительно изменили русскую жизнь. Это касается не только его реформ, но и чисто бытовой стороны жизни. В частности, помимо изразцов, в этих горнах производилась поливная керамика, которая нехарактерна для культуры России XVII века. В монастыре вместе с изразцами изготавливали поливную посуду. Частично как подарки, потому что это были ценные вещи, а частично для нужд монастыря.

Культурный слой обители всегда немного отличается от бытового слоя города:хотя многие вещи одинаковые, тем не менее ощущаются предпочтения заказчика. В частности, в монастырях большое количество умывальников, из которых полагалось мыть руки после совершения обрядов, и мы находим их в большом количестве и разнообразии. Изначально рукомойники были в виде барана, как агнца Божиего, но с течением времени изначальная функция забылась, и, помимо баранов,стали встречаться смешные драконы.

– Мы еще вернемся в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, а сегодня время нашего выпуска подошло к концу.

 

Автор передачи и ведущая: Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать