Хранители памяти. Церковно-археологический кабинет МДА. Эскизы росписи церкви в Абастумани М.В.Нестерова. Часть 2

15 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы продолжаем рассказ из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии о росписи Михаилом Васильевичем Нестеровым церкви святого благоверного князя Александра Невского в грузинском местечке Абастумани. И более подробно остановимся на фотографиях росписи, сделанных сразу после её окончания.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Прошлый выпуск передачи «Хранители памяти» был посвящен росписи Михаилом Васильевичем Нестеровым церкви святого благоверного князя Александра Невского в грузинском местечке Абастумани. Сегодня мы снова отправимся в Церковно-археологический кабинет, чтобы поближе познакомиться с фотографиями, сделанными в церкви сразу после окончания работ, и заодно узнать какие-то новые детали о самой росписи.

Священник Артемий Головчанский, хранитель фондов Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии:

– Что касается истории росписи этого храма: первоначальный план со временем был изменен. В 1903 году появились новые образы, а в 1904 году перед окончанием росписи образовался целый сонм святых, который являлись покровителями царской семьи. В 1903 году образ святой Анастасии появился в связи с тем, что у Николая II родилась дочь Анастасия. Еще был изображен в 1903 году, в год его прославления, преподобный Серафим Саровский. То есть Михаил Нестеров в грузинские горы привносил русских святых, русские образы, русский пейзаж, для того чтобы жители Абастумани родом из России могли не только поклониться образу и помолиться перед иконой святого, но и вспомнить о своем Отечестве, обратить внимание на его пейзажи. В 1904 году, после рождения цесаревича Алексея, был создан образ святителя Алексия, митрополита Московского. В эскизах он тоже есть. В общей сложности были созданы образы всех покровителей императорской фамилии: святого Георгия Победоносца, благоверного князя Александра Невского, святителя Николая Мирликийского, равноапостольной княгини Ольги, святой Анастасии, равноапостольной Марии Магдалины и, как я говорил, святителя Алексия, митрополита Московского.

Хотелось бы зачитать отрывок из письма Михаила Васильевича Нестерова, которое тот написал своему другу Турыгину 4 октября 1904 года. Михаил Нестеров писал: «Церковь кончена, теперь дня три-четыре корректура, и в воскресенье 10 октября – «прощай, Абастуман!» Фотограф попался хороший, но великий лодырь и хам, не везет мне на эту братию. Пишу тебе немного и, вероятно, последнее письмо из Абастумана. Уверен, что ты вместе со мной порадуешься счастливому окончанию этого дела, бесконечно трудного по своей ненормальной обстановке». Мы знаем, что заказчик этой росписи скончался, шквал критики был высказан в адрес Нестерова, поэтому для него окончание росписи было праздником, и, конечно, он снял с себя эти тяжелые бремена. Однако те люди, которые попадали в этот храм после окончания росписи, конечно, были в восторге от того, что там видели, потому что росписи действительно получились пасхальные, необычные, живые. Но некоторые критики считали, что в своей индивидуальности Нестеров шагнул немного далеко, то есть можно было бы писать это все немного сдержаннее, а желая показать образы как можно более натурально, Нестеров допустил какую-то тонкую игру. Об этом может судить всякий, у каждого будет свое мнение относительно этих росписей с художественной точки зрения, но подвиг Нестерова как иконописца, как живописца несомненен, потому что расписать такой большой храм в одиночку стоит большого труда и многих сил.

У нас представлены фотографии этого храма в Абастумани. Мы точно не уверены, но есть предположение, что сделал их именно тот «лодырь и хам» надо закавычить, т.к. это цитата из письма, о котором пишет Михаил Васильевич Нестеров. Ничего не хочется говорить о личности фотографа: мы его не знаем. Какие отношения были у него с Михаилом Васильевичем Нестеровым, тоже не знаем. Однако остались эти прекрасные фотографии: это та роспись, которая была только-только выполнена художником, еще свежая, не подвергнутая изменениям из-за времени. И мы можем видеть, как этот храм выглядел в начале ХХ века. На обороте каждой фотографии имеются авторские подписи Михаила Васильевича Нестерова, он каждую из них подписал сам. У нас еще есть фотография образа святой Нины, просветительницы Грузии, несомненно, на нее стоит посмотреть. Она тоже с дарственной надписью Нестерова, ее даже переворачивать не надо, этот автограф – на лицевой стороне фотографии. Мы можем говорить о том, что эти фотографии отпечатаны в мастерской «Александров», потому что почти на каждом экземпляре в правом нижнем углу есть оттиск этого названия. К сожалению, найти какое-либо упоминание о фотографе и об этой мастерской не удалось. Я надеюсь, что мы со временем отыщем эту информацию.

Сейчас в фондах Церковно-археологического кабинета присутствуют эскизы Михаила Васильевича Нестерова, которые никто не видел, в том числе его штудии росписи Владимирского собора в Киеве, но эти работы ждут своих спонсоров, готовых вложить свои средства в реставрацию. Конечно, людям было бы интересно посмотреть, что сохранено у нас в фондах. По благословению ректора и заведующего Церковно-археологического кабинета и с его одобрения у нас существует официальный сайт и группы в социальных сетях. И те работы, которые невозможно выставить и посмотреть в музее, можно увидеть в группах социальных сетей. И эти эскизы, которые мы с вами видим, тоже можно рассмотреть на нашем сайте и в группах социальных сетей достаточно подробно, то есть их можно увеличить и разглядеть даже разные детали.

Несомненно, эскизы, выставленные у нас «вживую» и те, что можно посмотреть в электронном виде, дадут возможность иконописцам и художникам, которые исследуют творчество Нестерова или обучаются, увидеть его стилистические особенности написания, посмотреть, как он подготавливал свои эскизы к росписи. Понятно, что какие-то из эскизов являлись совсем черновыми, но и они имеют свою ценность.

Так или иначе, эти работы являются уникальными, потому что таких эскизов сохранилось мало. Любой желающий, которого они заинтересуют, может приехать в музей и посмотреть их.

В одной раме представлены два изображения – архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы. Когда работы привезли в реставрационную мастерскую, меня спросили: «Мы будем их соединять или нет?» Я решил, что соединять не стоит, раз они были задуманы автором как существующие отдельно, так и должны остаться. Потом, когда начали исследовать фотографии и рассматривать их, мы увидели, что, действительно, эти образы находились на колоннах храма и друг с другом не стояли. Мы не стали объединять их во время реставрации и теперь можем увидеть, как они находились в храме изначально: с левой стороны на столпе и с правой стороны на столпе.

Также представлены эскизы запрестольного образа Рождества Христова, архангелов, образ святого преподобного Сергия Радонежского. Мы с вами увидим небольшой фрагмент русского пейзажа за преподобным Сергием Радонежским. Также есть князь Михаил Тверской, рядом расположены два пророка – Давид с Псалтирью в руках и пророк Моисей. Эти образы находились в барабане купола. На фотографии мы можем видеть храм. К сожалению, в наше время росписи требуют реставрации: они осыпаются, оригинальный иконостас не сохранился.

В настоящее время мы планируем подготовить и осуществить научно-исследовательскую поездку в Абастумани. Конечно, это не древние росписи XVI века, но практически современные: им всего сто лет, но это наследие великого художника, и оно пока еще живо, хотя с каждым днем осыпается, умирает. Нам как хранителям церковного искусства хотелось бы привлечь к этому вопросу внимание наследников, потомков царской семьи. Привлечь внимание искусствоведов, тех людей, которые могли бы помочь сохранить этот памятник, этот храм. Сейчас он действующий, там совершаются венчания, крещения, служат священники Грузинской Православной Церкви.

 

Автор передачи и ведущая: Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать