Хранители памяти. Святой равноапостольный великий князь Владимир

4 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Только что прошли основные торжества, связанные с 1000-летием со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. И - по следам этих торжеств - в новом выпуске передачи мы решили обратиться к образу святого князя и его роли в истории Российского государства.

Только что прошли основные торжества, связанные с 1000-летием со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. И – по следам этих торжеств – в новом выпуске передачи мы решили обратиться к образу святого князя и его роли в истории Российского государства.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! Этот год – год 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Только что прошли юбилейные мероприятия, приуроченные ко дню памяти святого князя. И в этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы решили обратить внимание на то, каким видят святого князя Владимира сейчас, что о нем говорили историки и каков его образ в искусстве.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

– Владимир Святославич был успешным правителем, он был мудрым, сильным, жестоким, как и полагалось быть тогда языческому князю. Но этой жестокостью и силой, и своим полководческим талантом сумел объединить разрозненные славянские племена и воссесть в Киеве, как великий правитель всея Руси. Для того чтобы творить такие дела, какие совершил Владимир Святославич, нужна была, выражаясь современным языком, мировоззренческая основа, ведь он должен был чем-то оправдывать свои поступки. И князь Владимир видел оправданием своих поступков, те языческие культы, которые были тогда религией нашего народа. Казалось бы, ничто не сможет изменить его взгляды на самое главное – на эту мировоззренческую основу своей жизни.

В похвальном слове князю Владимиру древний автор говорит: «Как открылось твое сердце? Как вошел в тебя страх Божий?» Современники недоумевали. Уж очень не соответствовали христианские принципы той жизни, которую вел Владимир. Помимо жестокости, он был известен своей распущенностью, своей нечистоплотностью в отношениях с людьми. И летописцы, не стесняясь, рассказывают нам об этих пороках великого князя. И откуда же было взяться этому мировоззренческому перевороту? Ученые, которым свойственно изучать внешнюю сторону человеческой жизни, находят эти внешние причины, говоря о влиянии бабки, княгини Ольги, которая крестилась в Константинополе. Другие говорят о необходимости для Владимира войти в более тесное общение с тогдашними европейскими странами, соседями (в первую очередь с Византией), которые были христианскими. Но уж очень непонятным с точки зрения житейского и политического прагматизма является все то, что произошло с князем Владимиром. Он действительно принимает крещение от посланцев Константинопольской Церкви в Корсуни, нынешнем Севастополе, в его древней части Херсонесе. Он опускается в купель крещения одним человеком, а выходит из нее другим.

Илларион, первый русский митрополит, или лучше сказать, первый митрополит из русских, пишет в «Слове о законе и благодати»: «И воссиял свет разума в сердце твоем, чтобы увидеть суетную ложь языческой веры». Князь Владимир принимает глубоко и сильно, и разумом и сердцем своим, христианскую веру и становится другим человеком. Вот это преображение личности грозного князя заметили все. Он в корне изменил свою личную жизнь. У него изменилось отношение к окружающим, к народу. Он стал милостивым князем, хотя и строгим. Вокруг него стали объединяться люди. И народ – носитель подлинной мудрости – все это подметил и назвал Владимира Красным Солнышком. И христианский идеал – не в одно мгновение, не без труда, но входит в плоть и кровь, в жизнь нашего народа. Этот идеал мы назвали Святой Русью.

– Широко известен отрывок из «Повести временных лет», где послы князя Владимира описывают богослужение в константинопольском храме Святой Софии: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы – ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Знаменитый русский историк начала Х I Х века Николай Михайлович Карамзин в своей «Истории государства Российского» замечал: «Так повествует наш Летописец, который мог еще знать современников Владимира, и потому достоверный в описании важных случаев его княжения. Истина сего Российского Посольства в страну Католиков и в Царьград, для испытания Закона Христианского, утверждается также известиями одной Греческой древней рукописи, хранимой в Парижской библиотеке: несогласие состоит единственно в прилагательном имени Василия, тогдашнего Царя Византийского, названного в ней Македонским вместо Багрянородного. Владимир мог бы креститься и в собственной столице своей, где уже давно находились церкви и Священники Христианские; но Князь пышный хотел блеска и величия при сем важном действии: одни Цари Греческие и Патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения».

Так или иначе, но князь Владимир захватил Корсунь и крестился уже после того, как туда прибыла греческая царевна Анна, которую он требовал себе в жены. По принятии православия великий князь совершенно переменился, стал добрым, милостивым, отказывался казнить разбойников, раздавал еду и деньги неимущим, устраивал пиры, на которых кормил и поил всех приходящих.

Еще один известный историк девятнадцатого века – Николай Иванович Костомаров, следуя за повествованием летописи, писал: «Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Святого Василия и церковь Богородицы, так называемую Десятинную, названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства ее десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже показывает во Владимире истинно великого человека…»

Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата:

– Понятно, что это был действительно исторический и цивилизационный выбор. Благодаря этому состоялось Русское государство. Благодаря этому состоялась вообще историческая Русь, на территории которой сегодня находятся уже разные государства, но мы по-прежнему считаем, что у нас единая история и мы единый народ (братские народы). Мы многим обязаны равноапостольному князю. Сам его титул показывает отношение Церкви к нему. То есть подвиг и служение князя Владимира в Церкви приравниваются к служению апостолов. Служению тех людей, которые распространяли христианскую веру когда-то в Римской империи. Точно так же, как апостолы распространяли христианство в Римской империи, князь Владимир распространил православие в Древней Руси. И важно будет вспомнить, почему князь Владимир, молодой сильный воин, вождь принял христианскую веру. Он принял эту религию, потому что увидел в христианстве силу, а не слабость, как иногда пытаются говорить сегодня. Но эта сила заключалась, в первую очередь, не в длинном мече, не в крепком теле, а в силе духа, в силе любви, что превозмогает любые беды; и это также была сила презрения к страданиям ради вечности. И мы с вами можем видеть на протяжении всей истории нашего народа, как эта сила помогала нашим предкам. Они пережили монгольское иго, пережили Смутное время, страшные войны и богоборческий режим. Это тоже напрямую связано с тем историческим выбором, который был сделан в X веке князем Владимиром.

– До нашего времени дошли прижизненные изображения князя Владимира – его портреты на золотых и серебряных монетах, хранящихся в Государственном историческом музее. Изображения эти, хотя и примитивные, донесли до нас некоторые черты внешности князя.

В церковном искусстве с давних времен сложилась иконография крестителя Руси. На иконах его изображают с мечом (как князя и воина) и с крестом – как крестителя русского народа. Одет он в богатые княжеские одежды, на голове – шапка или корона, знак великокняжеской власти…

Основные особенности иконографии святого равноапостольного князя, сложившиеся в иконописи и скульптуре, были учтены при создании современного памятника крестителю Руси. В этом памятнике внимание зрителя сразу привлекает огромный крест.

Салават Александрович Щербаков, автор памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру, народный художник России:

– Крест, естественно, символизирует христианский путь страны, и большой крест изображался очень часто на иконах. Крест на памятниках Владимиру существует в двух вариантах. Один большой, другой поменьше. Один крест – как на памятнике, который стоит в Киеве, это крест, установленный на земле, то есть большой крест. А, например, в Новгороде князь в руке держит крест уменьшенный. Был поиск между этими двумя вариантами. И все решили (нам очень помогали церковные деятели), что крест должен быть большим, и выбрали первый вариант. Это смело, монументально и по идее верно.

– Наш рассказ о святом равноапостольном князе Владимире подошел к концу. Всего вам доброго, до свидания!

 

Автор передачи и ведущая: Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать