Хранители памяти. Музей "Новый Иерусалим". Часть 2

20 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы продолжаем рассказ о Святейшем Патриархе Никоне и об истории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря с экспозиции Музейно-выставочного комплекса Московской области "Новый Иерусалим".

– В эфире передача «Хранители памяти». Я стою рядом с колоколом середины XVII века с колокольни Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Это один из экспонатов исторической экспозиции музея «Новый Иерусалим», откуда мы сегодня продолжаем наш рассказ.

Вахрушева Алена Юрьевна, старший научный сотрудник художественного отдела Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим»:

– В 1656 году святейший патриарх Никон основал Ново-Иерусалимский монастырь. Это было его любимое детище. Он часто приезжал сюда. Ново-Иерусалимский монастырь является центром этого места, то есть все селение Истра организовалось уже позднее. Когда был основан Новый Иерусалим, это послужило возможностью для многих мастеров приехать сюда заниматься различными работами.

Здесь была организована керамическая мастерская, были приглашены специалисты из Вильнюса, Белоруссии. К ним относятся Степан Иванович Полубес и П.И. Заборский. Помимо всего прочего была организована литейная мастерская, то есть колокола, которые мы с вами видим в экспозиции, отливались здесь, на территории Ново-Иерусалимского монастыря.

Святейший патриарх Никон возвращался в Новый Иерусалим и руководил строительством монастыря. В простом сельском платье он ходил вместе с братией: сажали огород, строили и создавали великолепные новоиерусалимские изразцы.

Помимо прочего в это время был основан скит патриарха Никона, который также находится на территории Ново-Иерусалимского монастыря. Патриарх Никон часто уходил туда и молился.

На этой картине мы видим, как патриарх Никон руководит строительными работами внутри Воскресенского собора. Здесь также изображены изразцы в виде букв. Такие изразцы собирались в мозаику в виде надписей из Священного Писания. Также в экспозиции представлены подлинные кирпичи XVII века и те самые изразцы, которые представлены на картине.

Ново-Иерусалимский монастырь был детищем не только патриарха Никона. Сюда часто приезжала семья Романовых. Известно, что здесь бывали Алексей Михайлович Романов, Федор Алексеевич, приезжала Елизавета Петровна, и все они дарили монастырю подарки. Известно, что Татьяна Михайловна Романова в 1681 году подарила монастырю мощи святой мученицы Татианы, которые сегодня находятся в церкви Успения Пресвятой Богородицы. А в нашей экспозиции представлена великолепная фелонь из турецкого бархата. Это вклад Федора Алексеевича Романова. Мы видим, что она сшита из вишневого бархата и украшена золотым растительным орнаментом. В экспозиции находится Евангелие – вклад Татьяны Михайловны Романовой. Также имеются вклады, сделанные императрицей Марией Федоровной.

Представлена картина «Суд над патриархом Никоном», написанная в 1906 году. В центре мы видим самого Никона, так называемого опального патриарха, которому в присутствии восточных патриархов зачитывают приговор. Это очень спорный момент: считается, что патриарха Никона обвинили в том, что он якобы оклеветал царя, и в том, что не может быть второго Иерусалима, второго Храма Гроба Господня (хотя сам Алексей Михайлович Романов указывал на то место, где должны были воздвигнуть Новый Иерусалим). Но в истории считается, что патриарха Никона оклеветали. Итогом этого суда была ссылка на пятнадцать лет в Ферапонтов монастырь. В это время он надел на себя вериги (железные цепи, которые носятся на голое тело с целью усмирения своей плоти) весом шесть килограммов. Он носил их тайно в течение всей оставшейся жизни. И в нашей экспозиции представлена их копия, выполненная в XIX веке.

Когда патриарх Никон пребывал в ссылке, он все время писал Алексею Михайловичу Романову письма с просьбой предоставить ему возможность вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. Но ему было отказано. Лишь третий царь из династии Романовых – Федор Алексеевич Романов разрешил Никону вернуться в родной Новый Иерусалим. Возвращался он в карете, также представленной в нашей экспозиции, но не доехал до Нового Иерусалима. Святейший патриарх Никон скончался на берегу реки Которосль близ Ярославля в возрасте восьмидесяти пяти лет. Его тело привезли в Воскресенский собор и захоронили со всеми почестями в приделе Иоанна Предтечи. На похоронах присутствовали члены царской семьи.

В 1681 году, после того как патриарх Никон умер, ситуация в монастыре изменилась. К власти пришел Петр I, соответственно, патриаршество было упразднено, а во главе Церкви был поставлен светский чиновник – обер-прокурор. Возникла необходимость строительства Санкт-Петербурга, поэтому все монастырские монахи отправляются туда.

В нашей экспозиции представлены пушки конца XVII – начала XVIII века. Предположительно они предназначены для крепостной стены Ново-Иерусалимского монастыря. Сама стена состоит из бойниц подошвенного боя, куда вставлялись эти пушки, – машикулей (для обороны нижнего яруса) и щелей (для стрельбы вдаль). Единственный раз, когда крепостная стена Нового Иерусалима служила оборонительным сооружением, – это стрелецкое восстание конца XVII века. Известно, что когда стрельцы собирались на Москву, то остановились возле стен Ново-Иерусалимского монастыря. Именно здесь они были встречены гвардией Петра Великого и потерпели поражение. Известно, что их пытали в подвалах крепостной стены и потом повесили на ней.

Второе рождение Новый Иерусалим получает, когда к власти приходит Елизавета Петровна. Она дает средства на обустройство интерьеров храма. Именно в период правления Елизаветы Петровны появляется великолепная гипсовая лепнина, которую впоследствии будут называть «елизаветинское барокко». На стенах появляются произведения масляной живописи на евангельские сюжеты.

Сама Елизавета Петровна была в нашем монастыре трижды. В первый раз – в 1744 году. Именно тогда она просит своего любимого архитектора Растрелли создать рисунок для шатра ротонды Воскресенского собора. Сам Растрелли был занят строительными работами в Петербурге, и для успешного завершения проекта приглашают другого архитектора, уже московского, – Карла Бланка. По рисункам Растрелли Карл Бланк создает деревянный шатер ротонды Воскресенского собора.

В период правления Елизаветы Петровны архимандритом монастыря становится ее приближенный – Амвросий Зертис-Каменский. Сюда же он приглашает своего брата Никона Зертис-Каменского. В нашей экспозиции имеется таблица с надгробия Зертис-Каменского. Никон занимается общим руководством, строительством и внутренним убранством Воскресенского собора.

– Мы еще продолжим наш рассказ с экспозиции музея «Новый Иерусалим», а сегодня время нашего эфира подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать