Хранители памяти. Музей истории Санкт-Петербургской епархии. Часть 4

19 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем серию выпусков из Музея истории Санкт-Петербургской епархии. В этот раз обратимся к XIX веку и началу века ХХ. Рассказывает хранитель музея Ольга Ивановна Ходаковская.

Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире передача «Хранители памяти». И мы продолжаем наш рассказ из епархиального музея Санкт-Петербурга.

Ольга Ивановна Ходаковская, хранитель и экскурсовод Музея истории Санкт-Петербургской епархии:

– Мы переходим к XIX веку. Конечно же, он был ознаменован строительством величественных петербургских соборов – Казанского и Исаакиевского. Казанский собор был задуман императором Павлом I и построен в царствование Александра I. Задуман он был по образцу собора святого Петра в Риме, идею претворил в жизнь и обогатил наш гениальный архитектор Андрей Воронихин.

А вот Исаакиевский собор, который сейчас у всех на слуху, с самого начала был задуман как кафедральный. Более того, после его освящения в присутствии царской семьи он стал не только главным собором столицы и империи, но и приходским храмом. Документы XIX века рассказывают нам о тех улицах, которые относились к приходу Исаакиевского собора, о тех причтовых домах, которые принадлежали собору. То есть собор действовал как полноценный приходской храм – об этом очень важно знать тем, кто сейчас сомневается в его церковной принадлежности. На витрине мы выставили документы, посвященные строительству Исаакиевского собора. Их у нас очень много, но витрина не позволяет выставить все. Была создана особая комиссия, которая действовала несколько десятков лет – вела это строительство.

С царствованием Александра II и Александра III связаны эпохальные изменения в жизни епархии, широкая благотворительность, которые стали буквально пронизывать всю приходскую жизнь в городе, в частности это создание церковно-приходских школ. Церковно-приходские школы создавались на каждом приходе. Как правило, детьми занимались священники прихода.

Здесь вы можете увидеть церковно-приходскую школу в Троице-Сергиевой пустыни. Это известные благотворители, деятели школьного образования. Церковно-приходские школы существовали и раньше, но такую значимость приобрели благодаря указу Александра III. Именно в эту эпоху было осуществлено удивительное начинание – выпущено девять томов историко-статистических сведений по Санкт-Петербургской епархии. И, создавая наш музей, мы во многом опирались на это уникальное издание. При епархии был создан особый комитет, который на протяжении 12 лет издавал эти книги. На витрине у нас лежат эти издания.

Трудно представить петербургское православие без мощной фигуры святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ему посвящен музей в Кронштадте; отдельные вещи, связанные с его жизнь и служением, есть в других храмах. Нам очень трудно было найти свой путь, чтобы показать видение этой личности. Тем не менее получилось вот что: нам удалось найти портрет преосвященного Христофора (Эммаусского), викария Санкт-Петербургской епархии, который в декабре 1858 года в Петропавловской крепости рукоположил бывшего студента Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Сергиева во иереи. А на витрине вы можете увидеть прижизненные издания книги Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», одна из книг с его автографом, который легко читается: «Протоиерей Иоанн Сергиев»; фотографии, в том числе и те, которые, видимо, не публиковались никогда. Когда этот музей только формировался, пришел внук священника Павла Виноградова, служившего в Кронштадте, и принес фотографии своего деда, на одной из них мы увидели отца Павла вместе с отцом Иоанном Кронштадтским.

Совсем недавно в Российском государственном историческом архиве один из исследователей, Татьяна Иннокентьевна Ганф, в редком фонде – это фонд, извлеченный после революции из сейфов петербургских банков, – нашла фотографии Иоанна Кронштадтского, сделанные за три месяца до его кончины. Конечно же, она передала эти фотографии в наш музей, и мы выставили одну из них.

Также на витрине вы можете увидеть «Кронштадтский вестник». Это газета, которая издавалась в Кронштадте после кончины отца Иоанна; но впоследствии Синод запретил это издание, причислив его к иоаннитским (то есть принадлежащее людям, которые неумеренно почитали Иоанна Кронштадтского). Вы можете увидеть портрет протоиерея Александра Дернова, который создал «Общество в память отца Иоанна Кронштадтского» и долгое время его возглавлял. Это был достойнейший священнослужитель Санкт-Петербургской епархии.

Рядом с этой витриной у нас есть стенд, посвященный Санкт-Петербургскому епархиальному свечному заводу. Этот завод до революции был образцовым для всей Российской Православной Церкви. Также мы можем увидеть карту Санкт-Петербургской епархии 1884 года. Стенд, который находится под этой картой, посвящен малоизвестному для рядового христианина понятию «духовная консистория».

Санкт-Петербургская духовная консистория появилась вместе епархией и с 1744 по 1844 год находилась на Петровской набережной, а потом – неподалеку, на Невском проспекте. Это здание, правда, достроенное, до сих пор сохранилось. И здесь документы духовной консистории. Мы даже нашли форму, которую носили чиновники духовной консистории, и поместили ее здесь, в музее.

И завершается эта часть экспозиции, конечно же, эпохой Николая II. Она была ознаменована событиями 1905 года и тем, что замечательный митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) благословил создание «Комитета тридцати двух», состоящего из столичных священников, которые задались целью реформировать Церковь. По сути дела, их было около ста человек. Их нельзя называть предтечами обновленцев, поскольку лишь шестеро из них потом присоединились к обновленческому расколу.

На этом стенде мы видим очень редкие документы. Это обращение санкт-петербургских священников к своим собратьям-пастырям по всей России в связи с еврейскими погромами и революционными событиями. Они просят возвысить свой голос и воспрепятствовать дальнейшему развитию этих страшных событий. «Комитет тридцати двух» издавал журнал «Век», недолгое, правда, время. И мы показали активных деятелей комитета и этот журнал.

И наконец, в 1917 году открылся Всероссийский Поместный Собор. Здесь вы можете увидеть фотографии представителей Санкт-Петербургской епархии, которые были делегированы на этот собор. Надо сказать, что из Санкт-Петербурга было очень много делегаций – от университета, от духовной академии. Здесь фотографии тех, кто представлял на Поместном Соборе именно Санкт-Петербургскую епархию (мы пытались сохранить линию, которую изначально взяли за основу, – рассказать именно о епархии).

Здесь мы рассказываем о законах, изданных при Николае II и связанных с Церковью. Из уникальных материалов на стене можно увидеть подлинный первоначальный эскиз храма Спаса на Крови, который набросал архимандрит Игнатий (Малышев). Как известно, он вместе с Альфредом Парландом был автором проекта этого петербургского собора, одного из последних, который был построен в начале ХХ века. Последним все-таки был Феодоровский собор, освященный в 1914 году. После этого соборов в Санкт-Петербурге не строили.

Мы, конечно, хотели бы собрать здесь предметы церковного обихода того времени. Из того, что нам удалось найти, – удивительная лампадка в виде голубя знаменитого фарфорового завода Кузнецова. Смотрите, какие у голубя удивительные лапки, – очень красивая вещь церковного повседневного обихода.

На этой витрине можно увидеть первое издание «Деяний» Поместного Собора Российской Православной Церкви.

(Продолжение следует)

Ведущая Елена Чач

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать