Хранители памяти. Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Часть 2

6 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжим рассказ из музея-древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга и пройдем по той части его экспозиции, которая знакомит посетителей с историей основания и строительства обители. А также увидим тот единственный экспонат музея, который хранился некогда в ризнице лавры.

Елена Чач, кандидат исторических наук, автор передачи:

– Здравствуйте, дорогие телезрители!

Рядом со мной священническое облачение конца XVIII – начала XIX века – единственный предмет в музее Александро-Невской лавры, который некогда хранился в ризнице обители. Об этом облачении и о других экспонатах музея – в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

Роман Сергеевич Катаев, хранитель музея «Древлехранилище Александро-Невской лавры»:

– Наша экспозиция иллюстрирует историю Александро-Невской лавры, и начинаем мы с самого начала – с основателя нашего монастыря, которым являлся сам царь Петр I. Именно он приехал на это место при впадении в Неву речки Монастырки и повелел основать здесь монастырь, который изначально должен быть равен по своему статусу крупнейшим лаврам России: Киево-Печерской, Троице-Сергиевой. С него мы начинаем наши экспозиции.

Первая витрина содержит бюст Петра I работы современного скульптора. Под ним предметы, найденные во время ремонтно-восстановительных работ, проводившихся в лавре в 2013 году, к ее 300-летию. Здесь были найдены самые разные предметы, например такая рукоятка, как у этой сабли или клинка.

Над бюстом мы видим литографию, изображающую перенесение Петром I мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург.

Далее в нашей экспозиции можно увидеть предметы, связанные с началом истории обители. Мы рассказываем о первом настоятеле монастыря – архимандрите Феодосии (Яновском), который приехал на этот берег Невы и начал возводить Александро-Невскую лавру.

Первые постройки, которые располагались на месте нынешних кладбищ лавры, были деревянными. Мы представляем в нашей экспозиции их изображения, например эта первая деревянная колокольня. Конечно, постройки не сохранились до нашего времени, но их изображения можно увидеть в нашей экспозиции.

Также представлены копии первых документов, посвященных истории нашей обители. В них рассказывается, что изначально монастырь строился деревянным, а потом было решено создать первые каменные регулярные строения. Таким образом, впоследствии сформировался монастырь.

Монашествующие, которые сюда набирались, были выходцами из других монастырей России. Сюда стремились набрать лучших монахов. Один из документов, который сохранился в Российском государственном историческом архиве и относится к истории Александро-Невской лавры, – это доношение архимандрита Феодосия (Яновского) царю Петру I с просьбой о наборе монашествующих. Внизу Петр I поставил свою резолюцию.

Конечно, начальный период истории лавры связан с перенесением сюда мощей благоверного князя Александра Невского. Петр видел цель перенесения мощей в том, чтобы укрепить дух своего народа, дух своего войска, и не только потому, что монастырь должен содержать святыню, мощи, которые почитались бы всем государством, всем народом. Но в тот момент, когда шла Северная война (война со Швецией), Петр понимал, что подкрепить дух народа и войска сможет тот полководец, тот святой, который некогда на этих же самых землях разбил тех же шведов, пытавшихся захватить эти территории. И Петр решает перенести мощи Александра Невского из Владимира.

Это событие мы иллюстрируем литографией, изображающей, как сам царь Петр перевозит на ладье мощи Александра Невского в Петербург. Для торжественной церемонии в свое время была изготовлена специальная княжеская шапка, фотография которой есть в нашей экспозиции. Петр сам возложил эту шапку на раку с мощами князя, и она участвовала в торжественной церемонии. Шапка хранилась в древлехранилище Александро-Невской лавры, но до нас дошла только фотография, позволяющая представить, как она выглядела.

Рисунок конца XIX века иллюстрирует нам нахождение мощей Александра Невского в Троицком соборе Александро-Невской лавры в изначальной раке, изготовленной для него в середине XVIII века и находящейся сегодня в экспозиции Государственного Эрмитажа.

Князь Александр Невский представлен в экспозиции, конечно, его иконами. Одна из них – образ из одного из закрытых храмов, располагавшихся на «Дороге жизни» и в свое время разрушенных. Икону спасли люди, чьи родственники вернули ее Церкви, передав в Александро-Невскую лавру. Этот образ представлен сегодня в нашей экспозиции.

В 1715 году был создан первый проект каменного регулярного строения Александро-Невской лавры. Сохранились гравюры, сделанные известным гравером Зубовым, иллюстрирующие первый проект Александро-Невской лавры. Проект представлен в нашей экспозиции, и хотя не был реализован, но сохранил главную концепцию, которой придерживались все последующие архитекторы. Заключалась она в том, что лавра представляет собой архитектурное каре, где корпуса одновременно являются стенами, расположены уступами и направлены к Троицкому собору (главному собору Александро-Невской лавры), что мы и видим на проекте,

Собор, который мы видим на этой гравюре, тоже не был построен. Здесь он изображен в стиле петровского барокко и напоминает собор Петропавловской крепости – базиликального типа храм, вытянутый с запада на восток и увенчанный высоким шпилем.

Следующий проект, близкий виду современной лавры, создан архитектором Теодором Швертфегером. На нем мы видим ту же самую концепцию ансамбля, но совершенно другой собор – с двумя главами и двумя колокольнями. Этот собор был практически построен Швертфегером, но впоследствии не хватило средств для его завершения, и он долго простоял недоделанным. Когда же к нему вернулись, то оказалось, что технические недочеты и возникшие разрушения не позволяют завершить его в полноте. Сохранилась деревянная модель этого собора. Изначально она хранилась в музее Александро-Невской лавры, а сейчас находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Мы тоже решили сделать копию из дерева для нашего музея, правда, в два раза меньше. В этой витрине у нас пока фотография, но уже ведется работа по созданию модели, которую мы планируем разместить в этой витрине.

Завершающей точкой в формировании архитектурного ансамбля Александро-Невской лавры стал нынешний Троицкий собор, построенный в конце XVIII века Иваном Егоровичем Старовым. В экспозиции проектный чертеж этого собора, а оригинал находится в Российском государственном историческом архиве. Он иллюстрирует масштаб этого огромного храма. На момент постройки это был самый большой храм Петербурга. В его отделке участвовали выдающиеся представители культуры нашего Отечества. Строил его сам Иван Егорович Старов. Над интерьером и экстерьером трудились знаменитые скульптор Шубин, живописцы Меттенлейтер, Акимов, Бельский и многие другие. Каждого входящего собор поражал своим великолепием, особенно в конце XVIII века.

Тогда же, в конце XVIII века, после завершения формирования архитектурного комплекса лавры по указу императора Павла I Александро-Невскому монастырю присваивается статус лавры. У нас есть копия сохранившегося в архиве указа императора о присвоении монастырю этого высокого статуса.

Александро-Невская лавра, без сомнения, – один из крупнейших архитектурных памятников нашего Отечества. Но в монастыре, конечно, самое главное не стены, а те насельники, которые здесь жили и благодаря молитвам, духовным трудам которых лавра получила такую большую известность. В нашей экспозиции мы рассказываем о насельниках лавры, известных, святых людях.

В этой витрине рядом с иконой основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских находится небольшой образ святителя Иннокентия Иркутского. Он был одним из первых насельников лавры, приехал сюда в 1719 году уже в монашеском сане. Здесь он был назначен на интересную должность – обер-иеромонах Российского флота. Этим подчеркивалось особое служение лаврских монахов, которое продолжалось на протяжении всего дореволюционного времени: они были духовниками на кораблях Российского флота. Впоследствии святитель Иннокентий отправляется для несения миссионерского служения в Сибирь и становится первым епископом города Иркутска.

Ему последовал будущий святитель Софроний Иркутский. Внизу под иконами преподобных Антония и Феодосия Печерских два портрета в одинаковых рамках, слева – портрет Софрония Иркутского. В свое время он был монахом Александро-Невской лавры, даже стал ее настоятелем, а впоследствии тоже отправился нести миссионерское служение. Рядом со святителем Софронием – портрет преподобного Феодора Санаксарского. Известный аскет, подвижник, молитвенник, он тоже начинал свое монашеское служение в нашем Александро-Невском монастыре.

Расцвет монашеской жизни, расцвет духовного, благотворительного, просветительского служения Александро-Невской лавры приходится на рубеж XIX–XX веков. Тогда лавра была одним из крупнейших по своим размерам монастырей Российской империи. По своему финансовому капиталу она уступала только Киево-Печерской лавре. Насельников, братии тогда в ней было свыше ста человек. Эта фотография показывает нам братию Александро-Невской лавры. На ней священноархимандрит, митрополит Владимир (Богоявленский), будущий священномученик, убитый в 1918 году в Киеве. Слева от него – настоятель Александро-Невской лавры архимандрит Феофан (Туляков). Внизу витрины находится его фотография в старинной рамке. Этот наместник особенно памятен для нашего музея тем, что при нем до революции был создан музей Александро-Невской лавры.

Все средства, которыми обладала лавра, шли на просвещение, благотворительность. Лавра имела богадельню, дом для бедных и другие учреждения. Конечно, средства шли и на благоукрашение лаврских церквей, которых было четырнадцать. К сожалению, большинство из их интерьеров утрачено. Сохранился только Троицкий собор с его интерьерами. Другие церкви были закрыты. Сегодня далеко не все они восстановлены. Одна из витрин рассказывает об этих церквях. Мы разместили в ней три фотографии церквей, которые на сегодня совершенно не восстановлены.

Одна из них – Благовещенская церковь, первая каменная церковь Александро-Невской лавры, построенная еще Доменико Трезини. Именно в эту церковь изначально были привезены мощи благоверного князя Александра Невского. Сегодня это здание – единственное, которое до сих пор не возвращено Церкви, и в нем по-прежнему располагается экспозиционное пространство Государственного музея городской скульптуры.

Не сохранилось ни икон, ни облачений, лишь за редким исключением. Большим подарком для нашего музея было священническое облачение, переданное из Большого драматического театра, где оно использовалось в качестве театрального реквизита. Потом, видимо, облачение решили утилизировать, но обнаружили на подкладке печать, указывающую, что оно из ризницы Александро-Невской лавры. Нам вернули это облачение, и мы бережно храним его в музее. По времени происхождения оно относится к рубежу XVIII–XIX веков, а его оплечье, самая старая часть, было сделано в конце XVIII века. Облачение украшено серебряной нитью, которая отчасти утрачена, но все-таки позволяет представить его богатство и сохраняет для нас важную духовную память – связь с исторической Александро-Невской лаврой.

Другие предметы не столь древние, но тоже относятся к церквям нашей обители. В частности, этот металлический оклад престола, который был подарен Александро-Невской лавре в середине ХХ века, после того как Троицкий собор был возвращен Церкви и в нем начались богослужения. Первые богослужения проходили именно на этом престоле, который передал в лавру патриарх Алексий I (Симанский). На нем есть гравировка о том, что в 1957 году патриарх Алексий передает его в лавру. Этот престол, этот металлический оклад находился в алтаре Троицкого собора более полувека. Только к юбилею, в 2013 году, его было решено передать в музей для сохранности этой святыни, имеющей и художественную ценность. На престоле мы расположили самые древние вещи, находящиеся в нашем музее: два антиминса, относящихся к первой четверти XVIII века. Один из антиминсов подписан архиепископом Петербургским Сильвестром и относится к 1759 году.

Елена Чач, кандидат исторических наук, автор передачи:

– Дорогие телезрители! Мы еще вернемся в музей Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Всего вам доброго, до новых встреч.

Ведущая Елена Чач

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00
  • Вторник, 23 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать