Хранители памяти. Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Часть 1

30 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы начинаем серию выпусков из музея-древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Откроет этот цикл рассказ об истории музея в целом и о представленном в нем макете монастырских некрополей, который знакомит посетителей с тем, как выглядели Тихвинское и Лазаревское кладбища в 1918 г.

– Здравствуйте, дорогие телезрители. Мы находимся в городе Санкт-Петербурге, в музее Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Сегодня мы начинаем серию выпусков передачи «Хранители памяти», посвященных этому музею.

Роман Сергеевич Катаев, хранитель музея Свято-Троицкой Александро-Невской лавры города Санкт-Петербурга, помощник настоятеля Воскресенского собора, чтец:

– Музей Александро-Невской лавры совершенно новый, но при этом имеет довольно длительную историю. Корни его создания уходят в XVIII век, когда в лавре, в отдельном помещении собирались предметы, представляющие: художественную, духовную, историческую ценность.

В начале XX века это древлехранилище (хранилище древностей) стало доступно для посетителей, и тогда стало использоваться слово «музей». Исторически древлехранилище лавры располагалось в другом помещении, там, где сегодня находится музей епархии, – в одной из башен Александро-Невской лавры. Наш музей – преемник дореволюционного древлехранилища, но только по названию, потому что все предметы, которые в нем были, к сожалению, до нас не дошли. Часть коллекции находится в государственных музеях (о некоторых артефактах мы знаем), а часть утрачена, может быть, безвозвратно.

Создавая новый музей, мы думали отразить в нем историю Александро-Невской лавры и, продолжая традицию древлехранилища (хранилища древностей и старины), попытались собрать, найти, представить церковные древности музея. Наша коллекция, может быть, получилась небогатой, но интересные экспонаты у нас есть. Музей отчасти исторический, потому что иллюстрирует историю Александро-Невской лавры. Мы попытались найти предметы, отражающие ход развития монастыря (в последующее время лавры). Вторая часть – это экспонаты художественной церковной древности, к ним относятся в первую очередь предметы деревянной резьбы, металлическое литье, облачение, ткани и предметы, связанные с историей новомучеников.

Создавая наш музей и думая о его концепции и коллекции, предполагалось отразить несколько идей, связанных с монастырем. Музей монастырский и должен рассказывать о монашестве самым разным посетителям, в том числе представителям молодого поколения: школьникам, студентам. Александро-Невская лавра – это место пребывания мощей благоверного князя Александра Невского, поэтому мы посчитали необходимым, чтобы музей рассказывал о нашем небесном покровителе благоверном князе Александре Невском и по возможности представлял какие-то связанные с ним предметы.

По благословению наместника лавры владыки Назария было решено создать музей. Идея и начало его создания относятся к 2008 году. С этого времени музей постепенно развивался. Изначально было выбрано место для его нахождения. В зале, где мы сейчас находимся, в дореволюционное время находилась ризница лавры, здесь хранились предметы, используемые на богослужениях, но, вероятнее всего, не предназначавшиеся для всеобщего обзора. Может быть, сюда приглашали почетных гостей, посетителей лавры, и зал, как нам иллюстрируют сохранившиеся дореволюционные фотографии, был наполнен большими шкафами, витринами, в которых располагались предметы, используемые в богослужениях.

В послереволюционные годы это здание, как и вся территория Александро-Невской лавры, было отчуждено от монастыря, и здесь какое-то время располагался городской центр переливания крови. В результате зал, в котором сегодня находится музей, значительно изменил свой вид: он пострадал из-за  различных перегородок, временных конструкций, фрагменты которых можно видеть в полу, есть некоторые утраты, возникшие из-за того, что здесь стояли стойки ограждений. После того как городской центр переливания крови покинул это помещение, понадобились серьезные реставрационные работы, которые и были проведены усилиями монастыря и наместника, и зал приведен в нынешний вид: восстановлена облицовка стен, колонн, сводов. Сохранился исторический пол, эта плитка помнит шаги насельников лавры начала XX века. Фотографии позволяют нам представить, каким был зал до революции, и таким он в принципе сохранился до нашего времени. Надо только отметить новые люстры, на фотографиях мы видим люстры, сделанные в стиле модерн.

В этом зале было решено создать экспозицию современного музея. К работе приступили после реставрации зала, разработали концепцию музея. Все было сделано усилиями и трудами насельников монастыря. Витрины изготовлены в столярной мастерской Александро-Невской лавры. В реставрационной мастерской были приведены в порядок многие предметы, иконы – и сегодня музей представлен в таком виде.

Наша экспозиция начинается с макета кладбища Александро-Невской лавры, точнее сказать, с площади перед монастырем и двумя древнейшими кладбищами лавры. Всякий, входящий в монастырь, попадает на площадь перед монастырем. И всякий, приходящий в наш музей, первоначально взирает на нее, а потом движется под надвратной церковью и проходит по дорожке, идущей вдоль двух кладбищ Александро-Невской лавры: Лазаревского и Тихвинского, которые сейчас относятся к Государственному музею городской скульптуры. Мы посчитали необходимым создать для музея модель этих кладбищ в том виде, какой они имели на начало XX века, точнее, на 1918 год. В советское время, в тридцатые годы эти некрополи изменили свой вид. Они были превращены в Государственный музей городской скульптуры, и многое на этих кладбищах поменялось: исчезли часовни, некоторые надгробия были утрачены, некоторые переносились с места на место, привозились надгробия и с других кладбищ Санкт-Петербурга для создания здесь коллекции надгробий.

Музей городской скульптуры сделал очень многое для сохранности этих предметов. Мы посчитали необходимым восстановить историческую картину кладбищ на момент расцвета Александро-Невской лавры на рубеже XIX–XX веков, когда они были самыми престижными в Санкт-Петербурге. Здесь хоронили выдающихся представителей культуры, истории, Отечества, государственных деятелей Российской Империи.

Для создания макета была проведена большая работа сотрудниками нашего музея совместно с коллегами музея городской скульптуры, в частности недавно почившего Юрия Минаевича Пирютко, одного из крупнейших специалистов по кладбищам Санкт-Петербурга. Над ним работала и хранитель нашего музея Лидия Ивановна Соколова, тоже, к сожалению, недавно почившая. Вместе с ней мы ходили по этим кладбищам и по сохранившимся планам и чертежам выясняли расположение надгробий и захоронений. На нашей модели мы отразили часть надгробий, хотя и не в полноте. Справа Тихвинское кладбище, которое было более насыщенно по количеству надгробий, но мы выделили по пятьдесят могил наиболее известных представителей российской культуры, захороненных в некрополе. Мы постарались не только восстановить местонахождение надгробий, но и их прежнюю ориентацию, так как некоторые из них для удобства экспонирования были развернуты в другом направлении.  По православной традиции надгробия располагаются на восток. Если сегодня прогуляться по Тихвинскому кладбищу, ныне Некрополю Мастеров искусств, мы, к примеру, увидим, что одно из самых знаменитых надгробий – Петра Ильича Чайковского повернуто на 90 градусов. Сегодня украшающий его ангел, который держит в руках крест, смотрит в глубь кладбища, тогда как в дореволюционное время смотрел на Лазаревский переулок. Это надгробие хорошо видно на нашем макете: его украшают два венка с красными цветами, а рядом расположены две часовни, которых сегодня тоже нет.

Мы попытались восстановить всё как было, материалов, к сожалению, не так много, но сохранились фотографии, чертежи, по которым была проведена эта работа. Почему мы избрали 1918 год? В этом году у Тихвинской церкви на Тихвинском кладбище был похоронен священномученик Петр Скипетров, которого убили во время первой попытки закрытия лавры в январе 1918 года. Мы решили отобразить его могилу на нашей модели, таким образом датируя нашу работу.

Дорогие телезрители! Мы еще вернемся в музей Александро-Невской Лавры, а сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго, до свидания!

Ведущая Елена Чач

Записала Ангелина Лежнева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать