Хранители памяти. Экспозиция Ризницы Троице-Сергиевой лавры. Часть 4

19 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем рассказ с постоянной экспозиции Ризницы Троице-Сергиевой лавры. И обратимся к произведениям древнерусского лицевого шитья. О подаренных монастырю великими княгинями в XV веке пеленах (прикладах к иконе Святой Троицы) рассказывает заведующая отделом "Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII вв." Сергиево-Посадского музея-заповедника Галина Павловна Черкашина.

Христос воскресе! Дорогие телезрители, в эфире передача «Хранители памяти». В этом выпуске мы снова отправимся на постоянную экспозицию «Ризницы Троице-Сергиевой лавры» и познакомимся с представленными на ней памятниками древнерусского лицевого шитья.

(Фрагмент богослужения)

Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV–XVII веков»:

– Мы говорим об усилении почитания преподобного Сергия Радонежского во 2-й половине XV века, потому что в 1447 году состоялась его всероссийская канонизация. Сергий Радонежский был причислен к лику общероссийских святых, и это, естественно, привело к активизации паломничества, возрастанию интереса к преподобному Сергию со стороны московской великокняжеской семьи.

Паломничества великокняжеской семьи совершались время от времени начиная еще с Василия II. Активизация и, скажем так, систематизация паломничеств произошла при великом князе Московском Иване III. Вероятно, этому способствовала его идея «Москва – третий Рим», которая включала в себя прославление общерусских святых, создание пантеона русских святых. То есть к святым, подвизавшимся в разных местах, относились как к важнейшей составляющей части общехристианской культуры, самоценной в пределах Российского государства.

Именно при Иване III, наряду с прославлением святых, происходит оформление рак с мощами святых угодников Божиих, создаются покрова на раки, изготавливаются целые комплексы житийных икон. Это все было формами проявления почитания наиболее известных русских святых.

Скорее всего именно по указу Ивана III создан покров, который мы здесь видим. Это предположение, так как он не проходит по вкладным книгам, на нем нет вкладной надписи. Есть версия, что, возможно, этот покров создавался к 1492 году – к 100-летию со дня преставления преподобного Сергия. Мы не знаем, праздновали ли эту дату в средневековье, но знаем, что в этом году Иван III дает земельный вклад обители. Возможно, он был в монастыре в это время и сделал приклад к раке преподобного Сергия.

С Иваном III и его супругой Софией Палеолог связана левая пелена, которая находится рядом с проходом во второй зал. Эта пелена предположительно опять же создана для подвешивания к иконе «Троица» письма Андрея Рублева. За этой пеленой стоит важное государственное событие и важное событие из жизни самой Софии Палеолог.

Эта пелена дана с молением, с благодарностью преподобному Сергию в честь того, что ее сын Василий был признан официальным наследником великого князя Московского. Перед этим была достаточно длительная борьба за это право, она завершилась успехом, и в 1499 году София Палеолог вкладывает в монастырь эту благодарственную пелену.

Вторая пелена дана через 25 лет, уже при сыне Софии Палеолог Василии III. Это тоже великокняжеский вклад, но уже великой московской княгини Соломонии Сабуровой. С этой пеленой связана трагическая история. Она дана предположительно в 1524–1525 годах с молением о чадородии. Дело в том, что у Соломонии Сабуровой и Василия III очень долго не было детей. В то время только что закончилась эпоха междоусобных войн, Русь только преодолела раздробленность, люди еще помнили, что это такое, и отсутствие прямого наследника могло спровоцировать междоусобные войны. Ведь на московский престол могли претендовать какие-то дяди, братья, племянники великого князя Московского. Таким образом, наследник был очень нужен.

Василий III и Соломония Сабурова совершали поездки по монастырям, молились в храмах, прикладывались к чудотворным иконам и ракам с мощами святых угодников Божиих с молением о чадородии. И это моление о чадородии выражено в визуальных формах – на пелене специфический подбор сюжетов. Там шесть сцен на тему рождения: Рождество Иисуса Христа, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Предтечи, зачатие Пресвятой Богородицы, зачатие Иоанна Предтечи. На среднике пелены есть надпись: «Подай им плод чрева» (то есть моление о чадородии).

Как известно, в 1525 году Соломония Сабурова была пострижена в монахини, поэтому можно сказать, что ее моление не было услышано. А Василий III женился на Елене Глинской, которая в 1530 году родила ему сына, наследника – Ивана Васильевича, Ивана IV, который больше известен как Иван Грозный.

Эта пелена – один из первых памятников в лицевом шитье, где на среднике находится изображение явления Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Это один из самых популярных Троицких сюжетов, который символизирует покровительство Богородицы этой обители.

В этом сюжете повествуется о том, что незадолго до кончины преподобного Сергия в его келье ему явилась Богородица, которая пообещала заступничество и покровительство обители, основанной им. Этот сюжет стал знаковым для Троице-Сергиева монастыря. Его многократно повторяли, на протяжении многих столетий создавали иконы, которыми благословляли паломников.

Я всегда говорю о том, что вещи, которые создавались для Троице-Сергиева монастыря, можно узнать среди вещей других обителей. Если на них есть изображение преподобного Сергия или преподобного Никона, можно предположить, что они создавались для Троице-Сергиевой обители. А уж если есть явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, можно с уверенностью заявлять, что это произведение, которое создавалось именно для этого монастыря.

Конечно же, пелена Соломонии Сабуровой выглядела не так, как мы ее сейчас видим, потому что она была вышита на шелковых тканях, использовалась червчатая голубая камка, а этот пунцовый бархат появился в конце XVIII века. Здесь проблема в том, что ткань – очень хрупкий материал, который быстро ветшал и распадался на отдельные части. Он просто исчезал, истлевал, скажем так.

В лицевом шитье самой хрупкой частью являются, как ни странно, именно фоновые ткани. Поскольку в шитье использовались металлические нити, которые были достаточно прочными, и шелк, по-видимому, как-то прошивался, он не настолько истлевал, как фоновая ткань, по которой шили. И поэтому на всех предметах XV века, по крайней мере, на тех, которые у нас здесь выставлены, нет ни одной родной фоновой ткани. Здесь – или реставрационные ткани, или опять же реставрационные ткани, но 90-х годов XVIII века, когда были проведены большие ремонтные работы и обветшавшие древние вещи были отремонтированы.

Многие вещи изменились даже колористически. Обычно старались подбирать ткани в первоначальный цвет, но иногда и меняли. Поэтому эти отремонтированные вещи зачастую звучали уже совсем по-другому, не по-древнерусски, а немножечко прямолинейнее, что ли, как в случае с пеленой Соломонии Сабуровой. Все-таки у этой пелены не было такого яркого фона.

Обе эти пелены предположительно создавались для иконы «Святая Троица» письма Андрея Рублева. Хотя есть мнение, что именно пелена Соломонии Сабуровой подвешивалась под местную икону с изображением преподобного Сергия Радонежского из иконостаса Троицкого собора. Как известно, размеры икон практически одинаковы, поэтому то, что эта икона предназначалась для подвешивания под местную икону Троицкого собора, – это как бы однозначно. Я думаю, что она размещалась под иконой «Троица», потому что это был самый почитаемый образ в Троице-Сергиевой обители, и делали вторую пелену не в дополнение, не в симметрию.

Есть исследования, которые говорят, что была пелена Софии Палеолог под икону «Троица», а Соломония Сабурова отдала вторую пелену уже под икону преподобного Сергия; и в Троицком соборе они располагались как бы симметрично. Но люди так не думали. Скорее всего их делали под одну самую почитаемую икону. Эти пелены менялись, то есть могли вешать то одну, то другую пелену. Пелена вклада великого князя Московского, конечно же, праздничная, ее использовали несколько раз в году. В остальное время праздничные пелены хранились в ризнице.

В столиках предметы личного благочестия. Есть двустворчатые панагии, ковчежцы, какие-то крестики. В дальней витрине мы показываем деревянные вещи как монастырское рукоделие. Монахи часто занимались резьбой по дереву, потому что дерево было самым доступным материалом. Обработка серебра, камня – это все-таки специфическая работа. Материалов не было; соответственно, и мастеров не было, и традиций не было. С деревом же работали всегда, потому что крестики нательные и крестики наперсные были нужны, поэтому во всех монастырях этот промысел процветал. Им занимались, наряду с монахами, и светские ремесленники.

Здесь у нас выставлены складень и ковчег, которые приписываются работе мастера Амвросия. Он работал во 2-й половине XV века здесь, в Троице-Сергиевом монастыре. Его имя известно, потому что на складне есть надпись. Целый ряд вещей приписывается этому мастеру. Где он проходил выучку – трудно сказать. Возможно, византийский мастер пришел сюда, возможно, московский мастер, но резьба очень высокого уровня. Она вполне соответствует столичным резным вещам того времени.

А в этой витринке выставлены вещи уже конца XV века – начала XVI века. Здесь есть два мощевика, которые являются предположительно вкладами опять же Софии Палеолог и Ивана III. Ну, и есть двустворчатые панагии. Мы показываем распространение традиции, что такие панагии существовали, и не только в церковной среде, но и в светской, потому что там есть панагия, которая принадлежала светскому человеку, не имевшему церковного сана.

(Фрагмент богослужения)

– Дорогие телезрители! Мы еще вернемся на постоянную экспозицию «Ризницы Троице-Сергиевой лавры». А сегодня наш выпуск завершен. Всего вам доброго. До новых встреч!

Ведущая Елена Чач

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать