Хранители памяти. Экспозиция Ризницы Троице-Сергиевой лавры. Часть 3

12 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем рассказ с постоянной экспозиции Ризницы Троице-Сергиевой лавры. И обратимся к древним иконописным памятникам, среди которых есть поистине уникальные. Рассказывает заведующая отделом "Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII вв." Сергиево-Посадского музея-заповедника Галина Павловна Черкашина.

– Христос воскресе, дорогие телезрители! В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжим знакомство с постоянной экспозицией «Ризницы Троице-Сергиевой лавры» и обратимся к древним иконописным памятникам.

Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIVXVII вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника:

– У нас достаточно большое собрание икон. В основном, естественно, они происходят из Троице-Сергиева монастыря, но есть и более поздние поступления: все-таки Сергиево-Посадский музей-заповедник работает уже 100 лет. Всего икон более тысячи.

В перспективе мы планируем создать так называемую экспозицию «Открытые фонды», где  будем демонстрировать нашу коллекцию иконописи. Надеемся, через год или через два этот проект будет закончен.

На этой экспозиции икон немного, поскольку мы не стремились создать экспозицию икон, а постарались отобрать и выставить самые лучшие образцы – иконы, которые обладают какими-то дополнительными качествами, выделяющими их из ряда себе подобных.

В первом зале представлены иконы достаточно древние, XIV–XV веков. Русские иконы, представленные в этом зале, – это московские иконы, бóльшая часть из которых представляет собой самые древние списки чудотворных русских и византийских икон.

Владимирская Богоматерь у нас представлена в очень редком необычном окладе с рельефными чеканными изображениями святых. По сути, этот оклад не имеет каких-то точных аналогов – он того же времени. Есть список Донской Богоматери конца XIV века, близкий по времени к самой иконе, которая тоже была создана в конце XIV века. И небольшая иконочка с изображением Боголюбской Богоматери. По результатам исследования недавнего времени, она является ранним списком с иконы, написанной в XII веке для Андрея Боголюбского. Именно в Москве появляются эти списки икон, происходящих из разных земель, то есть Москва начинает собирать, объединять святыни и распространять их через эти списки.

И в древнерусском искусстве, и в иконописи как таковой копирование невозможно, поэтому мы никогда не говорим: «копирование». Список – это творческая передача древнего – как правило, чудотворного – образа. Конечно, повторяют самые значимые иконы, которые прославились своим чудотворением.

Кроме русских икон здесь также представлены византийские иконы. Их у нас всего три, однако, как я всегда говорю, не каждый музей может похвастаться, что в его собрании есть византийские иконы. У нас есть совершенно потрясающая икона константинопольского письма, Богоматерь Перивлепта, достаточно большого размера. У нее есть оклад, но он у нас еще в работе – им занимаются реставраторы. Поскольку памятники такого типа не появляются ниоткуда, есть предположение, что эту икону вложил сюда Юрий Звенигородский. Хотя опять же это версия, мы мало что знаем о Древней Руси.

Икона афонского письма последние несколько десятилетий не была в экспозиции, а находилась в фондах. Почему? Записана сама живопись, и то, что мы видим, – это живопись XVI века. Под ней мало что сохранилось, и, к сожалению, даже если мы поставим вопрос о раскрытии этой иконы, вряд ли  что-то получим. У нее замечательный оклад XV века. Раньше он считался грузинским, но по последней атрибуции – это афонский оклад.

И совершенно потрясающая, на мой взгляд, икона с изображением Анны с младенцем Марией. Ее изучением в течение десятилетий занимаются исследователи, но так ничего и не могут найти, потому что нет точного аналога. Изображен редчайший сюжет: у нас обычно изображается Богородица с Младенцем Христом, а здесь представлена святая праведная Анна с младенцем Марией. Аналогичные сюжеты есть в монументальных росписях Сербии (в первую очередь) и Македонии, отчего эту икону связывают с Сербией и Македонией, хотя есть икона константинопольского письма с таким же сюжетом, близкая по времени, а по технике письма и по стилистике можно найти болгарские аналоги. Но точно такой же иконы нигде нет.

Есть версии, что икона именная и что ее вложил в Троице-Сергиев монастырь Воейко Войтегович, серб. Он служил в Болгарии, а затем перешел на службу к московскому князю и стал основателем известного рода, представители которого живут и сейчас. Предположительно эта необычная иконка – один из вкладов его рода.

Также у нас здесь представлены две большеразмерные храмовые иконы. Одна из них – Троица («Гостеприимство Авраама»), которая датируется концом XIV – началом XV века, временем до 1408 года. Считается, что это древнейший храмовый образ, который сохранился из церковных помещений Троице-Сергиева монастыря.

Существует предположение, что этот образ послужил прообразом для иконы «Святая Троица» письма Андрея Рублева, который создавал свой образ специально для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В 1422–1427 годах его артель работала в этой обители. В 1929 году икону Рублева передали на выставку в Государственную Третьяковскую галерею, и с тех пор она находится там.

Остальные иконы, которые создавались мастерами Андрея Рублева и Даниила Черного, находятся на своем родном месте. Это уникальный случай, когда в храме XV века сохранился первоначальный комплекс. XX век – это время увлечения иконами, и их старались передать в музейное пространство. Конечно, в этом есть рациональное зерно, так как было сложно обеспечить сохранность икон XV века в храмовых пространствах, которые в ХХ столетии не использовались или использовались по другому назначению.

Здесь, в Троице-Сергиевом монастыре, была интересная история. Когда встал вопрос о создании музея на основе монастырского собрания, была создана комиссия, которой предписывалось оценить все предметы с точки зрения исторической художественной значимости, то есть необходимости для музея, потому что вещей было много. В эту комиссию вошли очень грамотные люди, разбирающиеся в искусстве и в истории, причем  глубоко церковные. Речь идет в первую очередь об отце Павле Флоренском и Юрии Александровиче Олсуфьеве – именно они определяли политику этой комиссии. Будучи людьми авторитетными, они, по сути, сумели отстоять все древнерусское собрание: за исключением небольшого количества вещей оно не ушло из монастыря.

Их идея была утопической, но абсолютно соответствующей революционному времени 20-х годов ХХ столетия. Они считали, что монастырь должен стать большим музеем: все должно остаться как есть, кроме проведения богослужений. То есть религиозную составляющую мы отсюда убираем, но оставляем духовную и культурную. Это была совершенно утопическая идея, но именно благодаря такому отношению к монастырю и монастырскому собранию они смогли убедить всех, что все иконы XV века должны оставаться на своих местах.

Храмы рассматривали как музеи. Идея Флоренского – идея живого музея. Она заключается в том, что вещь работает только на своем месте. Так, нельзя выносить иконы в музейные пространства, где они существуют уже оторванными от своей естественной среды.

Из-за этого было много проблем, потому что храмы не отапливались. Есть документы, свидетельствующие о том, что были колоссальные проблемы с сохранностью экспонатов из-за межсезонных перепадов. Ту же «Троицу» периодически выносили в музейное помещение, когда из-за высокой влажности в храме появлялась плесень. В результате комплекс сохранился в неизменном виде за исключением двух икон: «Троицы» письма Андрея Рублева, которая оказалась в Третьяковской галерее, куда ее отправили на выставку, и иконы царских врат, которая находится у нас в музее.

Почему «Царские врата» оказались в музее? Изначально они находились в центре нижнего яруса иконостаса Троицкого собора, а рядом, справа от них, висела «Троица» письма Андрея Рублева. Но в 1646 году царь Михаил Федорович дарит сюда новые царские врата. Естественно, их ставят на то место, для которого они создавались, а старые царские врата переносят в другие помещения. Таким образом, поскольку они были изъяты из комплекса еще в XVII веке и были не очень нужны в других храмах, не соответствовали их стилю, они оказались в музее. Царские врата сделаны в стилистике начала XV века и представляют собой один из лучших образцов Московской иконописи эпохи Андрея Рублева. Царские врата исследовались на протяжении нескольких веков, и есть предположение, что одну створку писал Андрей Рублев, а вторую – Даниил Черный.

Однако даже в иконе «Святая Троица», которая сохранилась очень плохо, очень трудно определить руку Андрея Рублева или Даниила Черного. Нет подписных памятников, не написано, что эту икону написал Андрей Рублев, эту Даниил Черный, а эти иконы написаны какими-то другими мастерами. Понять, кто автор иконы, пытаются на основе анализов пигментов и манеры письма. Вопрос спорный и дискуссионный. Может быть, на него ответят, когда будут какие-то новые объективные методы исследования иконописи и других материальных предметов.

Дорогие телезрители! Мы еще продолжим рассказ об уникальных экспонатах «Ризницы Троице-Сергиевой лавры», а сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго, до свидания!

Ведущая и автор передачи Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 16:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 16:10
  • Понедельник, 22 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем рассказ об эфиопской христианской культуре из зала постоянной экспозиции Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Рассказывает научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Валерия Зуфаровна Куватова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать