Хранители памяти. Экспозиция Ризницы Троице-Сергиевой лавры. Часть 1

28 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы начинаем серию выпусков с постоянной экспозиции Ризницы Троице-Сергиевой лавры, являющейся филиалом Сергиево-Посадского музея-заповедника. Здесь можно увидеть поистине уникальные экспонаты, сокровища древней обители. И начнем мы с предметов, принадлежавших самим преподобным Сергию и Никону Радонежским.

Христос воскресе, дорогие телезрители! Мы находимся на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в ризнице, которая является филиалом Сергиево-Посадского музея-заповедника. Отсюда мы начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти».

Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV–XVII веков»:

Мы находимся на экспозиции, которая называется «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков». На самом деле в основе этой экспозиции лежит древнее собрание Троице-Сергиева монастыря, которое формировалось здесь на протяжении веков, практически с момента основания Троицкой обители. А первая музейная экспозиция появилась еще в 20-х годах XX века. Потом было несколько трансформаций, реорганизаций. Эта экспозиция, на которой мы с вами сейчас находимся, открылась в прошлом году. Это очередной вариант старой экспозиции. Здесь показана древнерусская средневековая часть монастырского собрания.

Есть еще вторая часть, которая включает произведения XVIII–XIX веков, но эта часть экспозиции в процессе работы. Мы надеемся, что в этом году или, в крайнем случае, в следующем она тоже станет доступна для посетителей.

Четыре зала. Экспозиция располагается в здании старой монастырской ризницы. Это здание было построено в конце XVIII века специально для хранения драгоценных монастырских предметов. То есть в монастырской ризнице (именно в этой части) хранились самые дорогие, самые ценные вещи. Не все, которые были в монастыре, а то, что представляло какую-то ценность. В первую очередь, конечно, это драгоценные по материалу вещи, то есть то, что было сделано из золота, серебра, украшено драгоценными камнями и жемчугом. И также, начиная с XVIII века, особое внимание уделяли еще и исторической значимости вещей, то есть их связи с какими-то известными историческими лицами: великими князьями, царями и так далее. То есть это всегда было важно.

Но все монастырские описи, монастырские книги открывались перечнем предметов, связанных с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Эти вещи в основной своей массе не обладают материальными достоинствами. Они сделаны из простых материалов, может быть, не интересны с художественной точки зрения, потому что это действительно очень простые вещи. Но они всегда имели колоссальное значение в монастыре, именно духовное, даже, можно сказать, сакральное из-за своей связи с основателями монастыря – святыми преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. И наша экспозиция начинается именно с этих вещей. То есть мы начинаем знакомить наших посетителей с сокровищами Троице-Сергиева монастыря именно с сокровищ преподобного Сергия и Никона Радонежских (то, что связано с ними напрямую, чем они пользовались, чего касались).

Здесь, в первой витрине, у нас выставлена фелонь преподобного Сергия Радонежского. Она сшита из крашенины, то есть самой простой ткани, окрашенной в коричневый цвет. Эта фелонь древнего колоколообразного покроя, тоже самого простого: оплечье и стан. Оплечье из крашенины голубого цвета, мягкое, небольшое, ничем не украшенное. Стан тоже ничем не украшен, не декорирован. Это скорее повседневная, функциональная вещь.

Так это и было во времена преподобного Сергия. И эта вещь очень адекватно отражает тот идеал аскетизма, который преподобный Сергий не только проповедовал, но и которому реально следовал в жизни. Это настолько адекватная преподобному Сергию вещь, что о ней можно говорить очень много. Вещь, казалось бы, совсем другая, она не изобразительная, но она помогает узнать о преподобном Сергии намного больше, чем иконы в драгоценных окладах с его изображением.

Остальные вещи, которые представлены в этой витрине, – это вещи, связанные уже с учеником и вторым игуменом Троице-Сергиевого монастыря – преподобным Никоном Радонежским. Но это уже немного другое время, другое состояние монастыря, это время, когда закладывались основы финансового могущества Троице-Сергиева монастыря. Поэтому здесь вещи поэффектнее с материальной точки зрения. Фелонь преподобного Никона сшита из итальянской камки (шелковой ткани). Это была большая редкость, и на сегодняшний день считается, что это древнейшее церковное облачение, сшитое из шелка.

Но до наших дней эта ткань дошла в очень плохом состоянии. Шелк – хрупкий материал. Вещь начала XV века. Прошло много столетий, и, как ни храни, эта ткань не может быть в том состоянии, в котором она находилась несколько столетий назад. Ткань была практически разрушена. И если мы посмотрим на эту фелонь, мы увидим, что она достаточно странная. Там есть такие фрагменты, когда видна какая-то сеточка. Дело в том, что фелонь уже в конце XIX века была очень хрупкой, а в XX веке стан распался на отдельные кусочки, и наш реставратор Нина Николаевна Шелонникова в течение трех лет восстанавливала эту фелонь, то есть подбирала кусочки шелка по рисунку и накладывала их на реставрационную сетку. Вот откуда появилась в ткани эта сеточка. Узор можно прочитать. Конечно, он слабо прочитывается, поскольку есть утраты, ткань все-таки выцвела, немного деформирована, но там внизу читается готическая роза, что очень характерно именно для тканей XV – первой половины XVI века, такой большой восьмилепестковый цветок, фигурная розетка.

Здесь также выставлены еще две вещи, связанные с преподобным Никоном Радонежским. Двустворчатая панагия, сделанная из серебра, предположительно предписывается преподобному Никону Радонежскому. Хотя стилистически она датируется его временем, других оснований, кроме совпадений по времени жизни преподобного Никона, нет. Это путная панагия, ее носили на себе, это был ковчег для хранения Святых Даров. То есть человек мог причащаться, если не было возможности посетить храм.

А находящееся рядом кадило – это совершенно потрясающая, замечательная, уникальная вещь. Во-первых, оно сделано в форме одноглавого храма. В XX веке проводились большие реставрационные работы (ведь в XIX веке была грандиозная перестройка всех храмов на Руси, когда вместо позакомарных покрытий стали появляться двускатные крыши), то есть много чего было переделано и зафиксировано, как это было до того. В общем-то, это была не реставрация, а просто большая перестройка. И есть такая версия, что когда восстанавливали Троицкий собор, и реставраторы занимались восстановлением его верхней части, они ориентировались на это кадило.

Правда, есть еще одна версия, что, возможно, и Троицкий собор создавался на основе этого кадила, то есть это была какая-то модель, которая послужила основанием для возведения Троицкого собора. Потому что началось возведение Троицкого собора в 1422 году, а это кадило датируется 1405 годом. То есть оно создано гораздо раньше. И 1405 год – это не вымысел исследователей, а факт, который вообще трудно оспаривать, потому что на этом кадиле есть надпись, что оно сделано замышлением игумена Никона в 1405 году.

Это, конечно, уникальнейшее явление, что на средневековом предмете, тем более начала XV века, вообще сохранилась какая-либо вкладная надпись. Все-таки вкладные надписи широкое распространение получают с XVI века. В XV веке это было действительно уникальное явление. И это большая радость для исследователей, потому что уже нет никаких сомнений, противоречий, разногласий, все понятно. Это тот самый предмет, который является базой для атрибуции многих других предметов. Мы смотрим на то, как сделана сама вещь, иконографию святых, характер обработки пластиночек этих фигуративных изображений и уже можем делать какие-то выводы в отношении вещей, которые не имеют таких четко датированных признаков.

Вообще нужно сказать, что собрание Троице-Сергиевого монастыря датированное, это один из самых интересных моментов. Нас очень любят центральные музеи, на протяжении всего XX века Троицкое собрание было базовым, на которое равнялись, ориентировались исследователи Третьяковской галереи. Когда занимались иконами, обращались к нашим вещам, потому что они имеют историю, имеют документы. К сожалению, документы у нас сохранились поздние, только с середины XVII века, но тем не менее сохранились какие-то вкладные записи.

Есть множество вещей, которые дают основу для атрибуции. Ведь в крупных музеях собрание формировалось на основе предметов, приходивших из самых разных источников и часто не имевших истории, биографии, то есть четко не было установлено, когда вещь была создана, откуда она появилась, где она бытовала. Собрание Троице-Сергиева монастыря отличается тем, что оно документировано. Не всегда однозначно, не всегда прослеживается его история до самых истоков, но тем не менее это есть.

Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ из ризницы Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а сегодня время нашего эфира подошло к концу, всего вам доброго.

Ведущая Елена Чач

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать